Православная Пасха бегает челноком по ткани времен, от марта до – редкий случай – Первого мая, как в этом году, соединяя христиан и коммунистов одним праздничным днем. Я сам собираюсь в 10 утра пойти на праздничную литургию в любимой церкви, а после службы, в полдень – на первомайскую демонстрацию. В таком знаке времен – большой смысл, а тем более в году, когда верховные иерархи христианского мира встречались на «красном» острове Свободы.

В советские годы главный стратегический противник, пардон, «партнер» России тратил немалые средства на разжигание розни между разными этническими группами в нашей многонациональной стране. В наши времена главный удар приходится на не вполне сросшийся раскол по отношению к советскому прошлому России. Спор о названии станции метро и о мавзолее носит отпечатки пальцев вашингтонского кукловода. Ему не терпится, чтобы русские люди разных взглядов вцепились друг другу в глотку. Слава Богу, что во главе христиан и во главе коммунистов стоят люди разумные и ценящие внутренний мир России.

В церкви есть мракобесы и они не успокоятся, пока не предадут анафеме коммунистов, проклянут безбожные советы – а заодно и нынешнюю российскую власть, которая по их вкусу недостаточно борется с советским прошлым.

Я не против мракобесия. Немного мракобесия меня устраивает, потому что – стоит начать бояться мракобесия, затем откажешься от ритуала, от магии и мистики, от таинств и чудес, и окажешься в одном корыте с либеральным евреем-агностиком и полинявшим до атеиста протестантом. Для них иконы – мракобесие, причастие – дважды мракобесие, почитание святых и Богородицы – трижды мракобесие, и святейший Патриарх – мракобес в кубе. Всё, что не чистая абстракция – уже мракобесие для полных либералов. А я не против.

Но с каждой хорошей вещью важно не переборщить. Не надо слишком много сахара, слишком много водки (бывает, не спорьте) – и слишком много мракобесия тоже не надо. Российских мракобесов заводят католики и коммунисты. А если католики вместе с коммунистами в одном флаконе, как на встрече Патриарха с Папой Римским на Кубе, тут у мракобесов рвет шаблоны.

В красной тусовке тоже есть свои экстремисты, проклинающие церковь, но в основном там народ вменяемый. Как Геннадий Андреич Зюганов, они помнят, что Христос был первым коммунистом, и готовы в этом году считать «Христос Воскресе» первым майским лозунгом и лучшей кричалкой.

Святейший патриарх Кирилл — человек, склонный к миру в церкви и мире. За минувший год яснее стал его масштаб, его положительное влияние. Мне нравится святейший. Нравится его позиция, и чем дальше – тем больше нравится. Это я говорю без пристрастия, потому что я член другой церкви, православной церкви Иерусалимской, где свой патриарх и свои епископы.

Мне нравится, что патриарх Московский не испугался мракобесов и встретился со своим римским собратом. Мне нравится, что он говорил о Кубе. Мне нравится его позиция по отношению к коммунистам. Может быть, можно было и лучше, но лучшее враг хорошего. Даже при Сталине патриархи не были коммунистами. Красные епископы есть только в Латинской Америке, если их еще ЦРУ не казнило.

Церковь и коммунисты

Патриарх Кирилл не поддался на требования церковных мракобесов. На недавней встрече с депутатами Московской городской думы патриарх одёрнул священников, которые лезут в политику. Есть эта проблема, я сам иногда слышу на проповеди в церкви наезды на безбожных коммунистов, которые суп из младенцев варили, или вроде того. Передергивает от таких проповедей. И вот Святейший прямо выступает против: «Церковь может со всеми вами говорить честно, открыто, потому что вы все — братья и сестры, и никакое деление по политическим факторам для Церкви не является существенным. Любой может подойти к храму, перекреститься, войти и почувствовать себя дома — вне зависимости, к какой партии он принадлежит, будь то «Единая Россия», коммунисты, ЛДПР, «Справедливая Россия» или кто-нибудь еще. Для каждого храм должен быть собственным домом, а чтобы было так, Церковь не может на своих знаменах писать политические лозунги и призывать к конкретным политическим действиям.»

Мне понравилось, как взвешенно и хорошо говорил патриарх о советском – и пост-советском периоде российской истории. Он нашел доброе слово для эпохи военного коммунизма и ЧК, для времен Сталина и для эпохи Ельцина. На такое способен только духовный пастырь! Вот что он сказал:

«Страна пережила революционное время — тяжелое, кровавое. Но какая идея была положена при этом в основу? Идея справедливости. Хорошим было то, что люди стремились к справедливости.

Советское время — опять-таки много тяжелого, трудного. Но ведь были огромные свершения, связанные с идеей солидарности. Можем ли мы к святости, державности, справедливости добавить солидарность? Можем.

Ну и, наконец, 90-е годы. Что, тоже только все плохое? Но ведь мы себя иначе стали чувствовать. Возникло чувство человеческого достоинства, лучшее из того, к чему люди стремились в 90-е годы.»

Мне понравилось, что говорил патриарх о Фиделе: «Он мне рассказал, как после смерти отца они с Раулем стали думать, что делать с их огромным наследством и решили, что надо поступить так, как говорит Евангелие: раздай все нищим и будешь иметь сокровище на небе (см. Мф. 19:16). Конечно, Кастро коммунист, он идейный человек, в его убеждениях не происходит никаких изменений, но истоки христианские!»

Православные и католики

Мне, конечно, нравится, что патриарх Кирилл добился внушительного дипломатического результата – Папа Римский согласился с русской позицией, отмежевался от практики создания униатских церквей – она осталась в прошлом, хотя, конечно, те, что есть, никуда не исчезнут. Папа согласился прекратить «кражу» верующих, то есть обращение православных в католицизм практически прекратится. Это хорошо – на Ближнем Востоке и на Украине православные церкви очень страдали от перехода верующих под руку Ватикана.

Недаром британский журнал The Economist написал об этой встрече: «Папа поцеловал кольцо на руке Путина», а вожди украинских униатов осудили папу и сравнили встречу в Гаване с «Мюнхенской капитуляцией» европейских лидеров перед Гитлером, не больше и не меньше.

После этого смешно читать анти-католические истерики российских зелотов-фанатиков.

Настало время для сближения с самой большой христианской церковью-сестрой. Отношения в прошлом были не всегда замечательные, из песни слово не выкинешь, но «советую порой и забывать», как говорит герой «Бориса Годунова». С прекращением западного прозелитизма на Востоке нет больше оснований для вражды.

Очернить всю церковь Запада не удастся и нашим мракобесам. Множество святых трудились на Божьей ниве на Западе. Вспомним хотя бы Франциска Ассизского. Неужели перед ним будем кичиться своей истинной верой и с ним мериться любовью к Христу – потому что он прибавлял слова «и сына» в символе веры?

Но сейчас на Западе – времена другого Франциска. Русская церковь может помочь своей западной сестре своим примером: стойкостью в вере в годины тяжелых испытаний, верностью догматам и учениям отцов церкви.

Вместе православные и католики смогут остановить беду, угрожающую обеим церквам и всему человечеству. На Западе (а значит, завтра в России) семья под ударом. Вместо жен и матерей у них суррогатные наемницы из Индии, которые вынашивают чужих детей в своих животах. Это следующий шаг за однополыми связями, шаг по пути расчеловечивания человека. И патриарх Московский вместе с папой Римским выступили против этого. Патриарх сказал:

«В мире (особенно в западных странах) происходит тяжелейший кризис в семейных отношениях. Западное общество решило, что брак — это вовсе не союз мужчины и женщины, что брак — это не совместная жизнь с соответствующими обязательствами. Папа Франциск прекрасно понимает, что с кризисом семьи на Западе связан кризис человеческой личности.

Ведь христианство проповедует любовь как высшую ценность, а именно в семье эта ценность и реализуется в первую очередь — не только, но в семье в первую очередь. Семья — это школа любви. В христианской традиции мы называем семью малой церковью. Все навыки человеческой жизни, человеческого общения, любви, сострадания, взаимной поддержки, солидарности — все это воспитывается в семье.

Если демонтируется семья, то программируется другой, страшный человек. Просматривается некая стратегия, которая поддерживается мощными финансовыми силами, направленная на разрушение семьи. А если какие-то злые люди объединяются, чтобы создать стратегию, разрушающую семью, то и люди доброй воли должны объединиться, для того чтобы семью спасать.»

Вместе две великие церкви смогут не только спасти христиан Ближнего Востока, но и остановить человечество, опасно скользящее в пропасть Третьей мировой. Не раз встречался русский президент с папой римским, не раз они вместе выступали по важным вопросам современности. Хорошо, что на этот раз с папой встретился русский патриарх.

Церковное разнообразие

Истошные вопли о иезуитах, о церкви антихриста, призывы не поминать или уйти в раскол могут только оттолкнуть здравых умом православных людей.
Католики, да и протестанты – наши братья по вере. Конечно, есть различия между церквами, потому что есть различия между народами и странами. Не похожа Швеция на Эфиопию, — естественно, и церкви у них разные.

Как правильно надо говорить – по-шведски или по-эфиопски? В Швеции по-шведски, в Эфиопии по-эфиопски.

Какая церковь правильная?

Местная церковь. В России – русская, в Риме – римская.

Так я для себя сделал выбор – православие. Когда мне было дано знамение, приведшее меня к Христу, была Великая Суббота Страстной Седмицы, суббота перед Пасхой, а в том году Пасха католиков и Пасха православных совпадали. Поэтому я мог свободно выбрать между двумя церквами. Выбрал я православие, потому что дело было в Палестине, где православная церковь – своя, местная церковь Святой Земли, одной из провинций древней Византии. Крестил меня палестинский епископ владыка Феодосий в иерусалимской православной церкви св. Иакова, что рядом с Храмом Гроба Господня, и свои первые службы я слышал по-арабски и по-гречески. Уже потом я понял, что стал единоверцем и вам, мои русские читатели.

Но с католиками и я, и другие православные жители Святой Земли, всегда общались, как с любимыми братьями. Вместе ходили на демонстрации, когда евреи осаждали Вифлеем и обстреливали Храм Рождества. И праздновали Рождество и Пасху вместе, несмотря на разные календари; Рождество – по западному с 24 на 25 декабря, а Пасху – как в России. Так решил христианский народ, потому что в христианских селах Святой Земли православные и католики живут вместе, и праздновать в разные даты неудобно.

Греки перешли на новый календарь, наша Иерусалимская церковь осталась, как и Русская церковь, со старым календарем. Но с Рождеством было бы хорошо поправить даты. Ведь на Руси все празднуют Новый Год, и это праздненство срывает рождественский пост. А если бы праздновали Рождество неделей раньше, как на Западе, аккуратно бы и гуляли всю неделю от Рождества и до Нового Года, а потом бы на работу пошли. А так – Рождество рабочий день, Новый год – посреди рождественского поста…

Между православными церквами тоже различия немалые, хотя символ веры один и служить вместе можно. Русская церковь – в силу сложившихся исторически обстоятельств – куда строже, чем греческая. Греческая более user-friendly, удобнее для пользователя.

Греки и арабы, как и католики, сидят на службе, а русские – стоят всю дорогу. Мне кажется, что сидеть удобнее. Тем более, что русские службы длиннее. Даже на горе Афон монахи сидят на своих приступочках, а на Руси – стоят. Эфиопы тоже стоят, но у тех еще строже – в церковь впускают только готовых к причастию после трехдневного поста. В результате большинство народу в церковь не заходит, а сидит на церковном дворе.

Греки и арабы, как и католики, исповедуются несколько раз в году, а причащаются куда чаще. Русские исповедуются всякий раз, когда идут к причастию, что мне кажется большим перебором.

Откуда столько грехов набраться, чтобы каждое воскресенье исповедоваться? Да и – пока стоишь в очереди к исповеди, пропускаешь литургию, не следишь за службой. Советуют приходить накануне, приходить пораньше. Но это уже для людей, которые очень серьезно относятся к религии, и готовы посвятить ритуалу дни и ночи. Исполать им, конечно, но для человека, желающего ограничиться одним походом в церковь в неделю, в воскресенье, русский порядок затруднителен.

Перед литургией, у русских пост с полуночи. У католиков – один час до причастия. Поэтому в воскресенье католики просыпаются, когда им вздумается, прекрасно завтракают в семейном кругу, а потом не спеша идут на службу, скажем, в час дня. А то и в три. А русские рано просыпаются, и голодные идут в церковь. Хорошо, если думают больше о причастии, чем о пропущенном завтраке.

И православные греки и арабы, и католики, и протестанты молятся по молитвенникам, следят за молитвой по книге. Только в русской и в эфиопской церквах молятся без молитвенников, по памяти, или просто прислушиваются к словам священников. Ну, у эфиопов с грамотностью плохо, но на Руси – всеобщая грамотность, могли бы дать каждому молящемуся книгу, по ней следить и лучше понимать молитву. Вроде, это каноном не запрещено.

Но тут важно найти ту самую грань, ту самую золотую середину между удобством для пользователя и соблюдением традиции, которая удержит и привлечет верующих. Протестанты-лютеране очень user-friendly: ни постов у них нет, ни исповеди, и причащаются миряне, как священники – раздельно вином и хлебом. Но на этом пути трудно удержаться – сделали они женщин священниками, а затем и вовсе открытых гомосексуалистов, и оттолкнули от себя верующих.

Не берусь я судить, где проходит эта золотая середина для русской церкви. В каждой церкви приходится решать этот вопрос по-своему. Православная церковь по многим параметрам куда либеральнее католической – позволяет разводы, разрешает священникам жениться. Не обязательно сводить все разнообразие мира к одному порядку. Если бы меня спросили, я бы сказал – сблизить русский порядок с порядком греческой церкви. Чтобы тоже могли сидеть на службе, исповедоваться не каждый раз, следить по молитвенникам, праздновать Рождество по новому календарю. Но церкви виднее – как она решит, так и поступит.

Конец – делу венец

Хорошо, что есть у Русской церкви такой патриарх – человек, который знает и чувствует свой народ и его чаяния, и не поддается на заводилки фанатиков и мракобесов. Он решит, где проходит золотая середина между удобством и традицией. Пусть только никого и ничего не боится, верующие – с ним!

Христос Воскресе!

ОБ АВТОРЕ:

shamirИсраэль Шамир — российско-израильский писатель, переводчик и публицист антисионистской направленности. Православный христианин. Печатался также под именами Исраэль Адам Шамир и Роберт Давид.

Израэль родился в Новосибирске, в еврейской семье. Позднее окончил физико-математическую школу, затем учился в Новосибирском университете на механико-математическом факультете, а также на юридическом факультете новосибирского филиала Свердловского юридического института.