Great Britain's Richard Whitehead (C) crosses the finish line to win the Men's 200 metres T42 Final during the London 2012 Paralympic Games at the Olympic Park in east London on September 1, 2012. AFP PHOTO / ADRIAN DENNIS

Кто знает, сколько гениальных умов рассеяно по нашей большой России, которые не могут в силу сложившихся обстоятельств проявить себя в науке и творчестве? Сколько физиков, математиков, художников, писателей и т.д. могли бы удивить мир своими достижениями, открытиями, произведениями, если бы, находясь в состоянии физической слабости, могли продолжать работать с помощью специальной техники? Остается только догадываться…

Социализация человека начинается практически с его первых шагов. С раннего детства мы пытаемся узнать свое место в жизни, учимся строить отношения с окружающими; познаем, запоминаем, практикуем. Эта способность учиться и есть одна из самых уникальных особенностей, присущих человеку.

Образование – это процесс усвоения и применения полученных знаний в реальной жизни, на практике. Это совокупность убеждений, навыков и опыта, которые формируют и представляют облик самого человека. Образование – историческое явление, путь передачи и накопления духовной культуры человечества. И на службу образования поставлены различные институты: семья, школа, вузы и т.д. Образование является предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, эконо­мики, социологии. Каждая из них исследует ту область, которая ей в большей мере интересна. Однако любая из этих наук учитывает то, что сделано в смежной об­ласти знаний, и это помогает увидеть как достижения, так и проблемы образования более полно.

Например, социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Она занята тем, чтобы достичь в организации образования отражения интересов человека, чтобы законы и социальные технологии лежали в основе организации учебной деятельности, чтобы система образования способствовала развитию человека, его нормальному социальному функционированию и адаптации.

Педагогика же понимает под образованием процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственности и личных качеств, развитие творческих сил и способностей личности.

Социологию интересует социальная сторона образования. Как благодаря образованию человек включается в социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в общественной жизни. Воспитываемый в обществе человек зависим от него. Поведение каждого обуславливается и контролируется социальной средой посредством тех культурных накоплений, к которым относится язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и т.д.

В ходе учебно-воспитательного процесса создается возможность сохранить и умножить культурные накопления общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. Оно выявляет и развивает творческие способности для последовательной передачи накопленных знаний, умений, культурного наследия разных поколений.

skorohodova
Ольга Скороходова

В нашей стране жила замечательная женщина, жиз­ненный подвиг которой равен подвигу Н. Островского. Это слепоглухонемая О.И. Скороходова. В детстве она забо­лела и полностью потеряла зрение, а потом слух. Девоч­ке повезло: в десятилетнем возрасте она попала в школу-клинику, которую организовал ученый И.А. Соколянский. С помощью специальных методов, используя специаль­ный алфавит и рельефно-точечный пальцевой шрифт (шрифт Брайля), самоотверженные педагоги вырвали Олю из черного безмолвия.

Она стала грамотным человеком, писала стихи, создала уникальную книгу «Как я воспри­нимаю, представляю и понимаю окружающий мир», которая переведена на многие языки и удостоена премии К.Д. Ушинского. На каждой странице этой книги мы находим интересней­шие данные о том, как сохранившиеся органы чувств в какой-то мере заменяют слух и зрение. Но главный урок книги все же не в установлении тех или иных отдельных психофизиологических закономерностей. Компенсация здесь прежде всего личностная. Именно об этом писал М. Горький в одном из писем О.И. Скороходовой: «…вспо­минаю вас как символ энергии, которая не может не про­явить себя активно даже и тогда, когда она физически ограничена».

В 1948 году Ольга Скороходова стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. Ее труды — единственного в мире слепоглухого научного работника — приобретают все большую известность. В 1961 году Скороходова блестяще защитила кандидатскую диссертацию, и ей была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).

Нетрудно догадаться, как сложилась бы жизнь этой выдающейся женщины, если бы на ее жизненном пути не встретились педагоги, которые смогли увидеть в ней человека и помочь раскрыться богатой красоте ее внутреннего мира.

Потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, появляется ощущение личной катастрофы, ненужности обществу. И здесь помочь человеку раскрыться, осознать свою значимость – непросто. Одного таланта преподавателя мало. Мало умения передать знания (хотя в случае обучения слепоглухонемого это уже огромное достижение). Нужно самому обладать богатой душой и личной убежденностью в ценности человеческой жизни.

George_Gordon_Byron,_6th_Baron_Byron_by_Richard_Westall_(2)
Байрон

Джордж Гордон Байрон отличался рано пробудившимся чувством одиночества и собственной чужеродности окружающему миру. Байрон с детства был болен. Роковая оплошность акушера при родах привела к параличу ноги. Когда он подрос, врачи назначили болезненное лечение, которое не принесло никаких результатов. Байрон не терпел танцев, но обожал верховую езду, приносившую ему обманчивое ощущение полного здоровья. Однажды в доме Мэри Хэворт он случайно услышал, как его любимая говорила своей воспитательнице: «Ты думаешь, мне очень нужен этот хромой мальчик?!»

Байрон был легендой своего времени и остается таковым в наше время. Романтик, однако, в отличие от своих собратьев по перу, его романтизм был окрашен в более прагматичные тона, поскольку поэт придерживался несколько иных взглядов на ту непреодолимую пропасть, которая разделяет наши идеалы и реальность.

bethoven-small
Бетховен

Невозможно без глубокого волнения читать призна­ния оглохшего Бетховена. Вот отрывок из его «Тейли-генштадсткого завещания»:

«О люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлоб­ленным, сумасшедшим или человеконенавистником, о, как вы неспра­ведливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодо­леть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз но­вое подтверждение моего увечья. И мне невозможно было сказать лю­дям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!..» Про­стите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Мое несчастье для меня тем мучитель­нее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровен­ности. Один, совершенно один!.. Я должен жить, как отверженный. Едва только я попадаю в какое-нибудь общество, как меня охватывает чувство мучительного страха, я боюсь себя выдать, боюсь, что люди заметят мое несчастье».

Жизнь Байрона и Бетховена не выявляет подвига преподавателей и окружавших их людей, их судьбы скорее говорят о великой силе творчества, благодаря которой они смогли реализовать себя. Эти примеры приведены лишь для того, чтобы подчеркнуть значимость и актуальность такой проблемы, как образование людей с особенностями физических данных. До тех пор, пока мы будем считать их ущербными и ненужными обществу, ущербным будет оставаться наше образование.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, вовлеченную в экономи­ческие, политические, культурные и иные социальные связи. Многообразие сфер деятельности в жизни общества может указать на производство как материальной, так и духовной продукции. Однако система образования тем и уникальна, что ее цели и функции направлены не на производство какой-либо продукции или оказания услуг, но на формирование и воспитание самой личности, благодаря которой и возможны в дальнейшем осуществление различных услуг, деятельности и производства. Образование затрагивает самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравст­венное, культурное и физическое развитие.

Любая наука развивается в соответствии с определенной концепцией и методами изучения. Есть как бы сущность, схема развития знаний. В ней используются достижения прежних поколений, и пополняется она открытиями новых. Если говорить об образовании, то качественное образование невозможно без некой основы или ориентиров. Списка предметов, по которым можно передать человеку знания, явно не достаточно для социализации и адаптации в современном обществе. Кроме определенных знаний, в различных областях науки и профессиональных навыков, нужны личностные качества, чтобы достичь положительных результатов и полноценно выразить себя в жизни.

К примеру, маленький мальчик приходит в школу. Учителя ему преподают все необходимые дисциплины. Но наряду с этим, он сталкивается с насмешками одноклассников, непониманием некоторых преподавателей, а дома наказывают родители. Пропадает интерес к любимой математике и т.д. Возникает вопрос: а зачем вообще мне все это надо? Вот здесь и видится мне место для проявления призвания педагога – не только научить математике, например, а помочь увидеть цель ее дальнейшего применения в жизни, если это соответствует раскрытию внутренних способностей ученика. А проявление, раскрытие способностей на практике требует также и определенных качеств, которые неразрывно связанны с мировоззрением человека.
Конечно, не каждый призван стать ученым с большим именем, но каждый призван оправдать и подтвердить своей жизнью звание человека.

«Таково само бытие в его становлении и разрушении, включающее человека как сущее, осознающее мир и самого себя и потому способное изменить бытие, бесконечно выйти за его пределы. Таков человек как часть бытия, как единичное существо, сохраняющее свою единичность и поднимающееся до всеобщности.

Отсюда утверждение бытия человека как бытия все более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к миру и другим людям, – вот основа основ.

Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» (Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира).

Поэтому, как бы высоко и сложно это не звучало, образование должно иметь под собой культурно-нравственную основу, духовные ценности, в соответствии с которыми будет возможно воспитание и взращивание личности.