Если с спорах с неправославными приходится рассуждать, можно ли крестить неразумных младенцев, то в спорах между самими православными возникает другой вопрос: а можно ли их вообще-то не крестить?

Ну, скажем, если родители их люди нецерковные и живут совершенно не по-христиански? Кстати, пресловутое суррогатное материнство – только один, и довольно редкий вид нехристианского отношения к жизни. Но дети, как мы понимаем, ни в чем не виноваты, и Господь, несомненно, примет их. Не сказал ли Он сам: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Марк 10:14 и параллельные места)?

Из этого делается вывод: крестить, и всех подряд, а дальше, мол, «Господь управит». Иначе мы лишим младенцев благодати Божией или, по меньшей мере, воспрепятствуем ей. С этим связаны и разнообразные поверья об ангелах-хранителях, которые даются только в крещении или получают в крещении особую силу…

Но ведь благодать – не бабочка, которую можно поймать сачком обрядов. Господь не ограничен нашими представлениями о Нем, а Его действия в этом мире – нашими привычными формами.  Более того, не обряды тут главное… Сразу же после слов «пустите детей» Христос добавляет: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Марк 10:15). Смотрите, тут требуется не прохождение определенного обряда, а нечто куда менее формальное: нужно принять Царствие, как принимает дитя тот радужный и полный любви мир, который открывают ему родители. В детстве это проще сделать, но сделать это все равно надо.

А если родители ребенку ничего не откроют? Если сразу после рождения откажутся от него, сдадут в детдом, предоставят расти, как получится, с чужими людьми? Вряд ли ребенок сможет принять мир своей семьи уже просто потому, что он его не увидит. Вот точно то самое и происходит, когда крестят младенца – но сразу после крещения забирают его из церкви, или, в лучшем случае, приносят в храм раз или два в год. И дело вовсе не в частоте причащений, а в том, стремится ли сама семья к христианской жизни, или живет, как получится. Если второе – крещение само по себе ничуть не поможет «принять Царствие» просто потому, что от Царствия такого ребенка стараются держать подальше.

А что касается ангелов, то Господь ведь сказал и такие слова: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матфей 18:10). И сказано это было о людях, которые вовсе не были крещены, не собирались креститься и даже ничего не слышали о такой возможности!

Есть какой-то магизм в этом стремлении при любых обстоятельствах ребеночка окрестить: будет меньше болеть, будет расти послушным, да, в конце концов, русские мы или нет? Раз русские – надо исполнить русский народный обряд крещения, поддержать традицию. И крестив такого ребенка, а порой и взрослого, ставят в перечне насущных задач еще одну галочку и более не возвращаются к этой теме. А о чем тут говорить: крещен, и точка. Вопрос закрыт.

Следуя этой логике, достаточно купить билет на поезд и устроить пышное празднество по поводу отъезда – но никуда так и не поехать. А зачем? Вот он, билет, лежит на полочке, вместе с нательным крестиком, со свидетельством о крещении. А ведь символы имеют силу только тогда, когда они действительно символизируют некую высшую реальность, становясь же элементом декора – они силу утрачивают.

Вот почему я твердо уверен, что крестить младенцев нужно тогда и только тогда, когда, по меньшей мере, один из родителей стремится жить христианской жизнью и имеет твердое намерение воспитывать в ней и своего ребенка. Собственно, именно так и зародилась практика крещения младенцев, именно так и воспринимала его церковь в древние времена: это аванс, выданный будущему христианину. Не более, но и не менее того.

А что же остальных – «лишать крещения»? Но ведь лишить можно только того, что и так уже причитается человеку. Например, каждому положено свидетельство о рождении, вне зависимости от обстоятельств этого рождения. Но крещение – не такое свидетельство, это скорее «членский билет» Церкви, и получить его имеет смысл только в том случае, если ты действительно собираешься ее членом стать.

Я родился и вырос в неверующей семье. Мне жаль, что в моем детстве совсем не было опыта церковной жизни, я многое потерял… но я никак не могу сказать, что Господь за это отвернулся от меня, оставил Своей благодатью, не стал призывать к Себе. И я благодарен своим родным за то, что они не лишили меня радости сознательного крещения. Поверив в семнадцать лет, я самостоятельно сделал этот шаг, и таинство крещения и по сю пору – одно из самых светлых и самых главных воспоминаний в моей жизни. Если бы я рос в христианской семье и был бы крещен в младенчестве, я не помнил бы крещения, но помнил бы множество других светлых и ярких моментов вхождения в церковную жизнь. Но бездумное крещение «за компанию» заранее лишило бы меня и того, и другого.

А родители мои тоже крестились со временем – но это уже две совсем другие истории.