Мне не все равно. Я беспокоюсь. О чем беспокоюсь? О проблеме другого человека. Не из любопытства, а потому что когда я беспокоюсь о его проблеме, это означает, что я живой; если бы не беспокоился о проблеме другого человека, то я бы умер. И не просто умер бы, но, к сожалению, я был бы не похороненным мертвецом, а это значит, что своим присутствием осквернял бы людей, с которыми я живу.

Если в этом мире действительно существует всякого рода зловоние, то оно существует потому, что по улицам ходит очень много не похороненных умерших людей. Они убили себя, убили любовь в своем сердце и отдалились от своего существования. Я не первый, который говорит о не похороненных умерших людях. Христос впервые заговорил об этом, когда позвал юношу, чтобы пошел с Ним, но юноша ответил Ему:

– Господи, я с удовольствием бы пошел с Тобой, но сегодня у меня проблема. Мой отец умер, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего[1], а затем пойду с Тобой.

И хотя мы думаем, что Христос был снисходительным, но нет, Он посмотрел на юношу строго и сказал ему:

Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов[2].

Кто эти мертвецы? Это все те ходячие трупы, о которых я говорю, что они оскверняют мир, в котором мы живем. Но мы к этому еще вернемся.

С чего бы нам начать? С любви и человеколюбия Бога. Почему? Потому что мы созданы по Его образу и подобию. Вопрос заключается в том, насколько настоящим или оскверненным является наш образ. Потому что прежде всего Бог человеколюбивый, Он Тот, Кто любит человека, Он единственный настоящий Друг человека. Насколько Бог возлюбил человека и мир? Настолько, что Он послал Своего Единородного Сына – отвечает нам Евангелие. Таким образом, Бог показал Свое человеколюбие – не дешевыми словами, а приношением Своего Сына. Каково человеколюбие и любовь Христа, Второго Лица Святой Троицы? Он пришел в мир с серией конкретных действий, действий любви Бога к человеку и к миру. Первое действие – это кеносис[3] Бога, это действие любви, когда Бог выходит вовне Самого Себя, вовне Своей божественности, «наклоняет» небо, приходит на землю, в наш мир и принимает нашу человеческую природу, которую мы подчинили тлению, боли, болезням и смерти. И если быть честными, то мы должны признаться, что ни в коем случае не имеем права говорить:

– Почему, Господи?

Почему? Из-за одной простой причины – потому что мы сами выбрали тление, болезнь, боль и смерть, а не Бога. Бог ничего этого не создал. Он не создал ни усталость, ни тление, ни боль, ни болезнь, ни смерть.

Мы выбрали их, мы хотим обожествиться, но без Бога, вместо того чтобы достичь обожествления, мы потерпели неудачу. И что мы имеем? То, о чем мы ранее говорили. Вместо того чтобы говорить: «Почему, Боже, со мной случилось эта беда?» Или: «Почему я проживаю эту неудачу или это страдание? Почему существуют болезни и смерть в нашей жизни?» Мы должны сказать: «Почему я стал последним безумцем и вместо благословения превратил свою жизнь в проклятие?»

Но даже и здесь прослеживается Божья любовь. Любовь Того, Кого мы бросили, но Он не бросил нас, а в порыве любовной благости, как говорят святые отцы, Он пришел и сошел с небес к нам, принял человеческую больную природу, стал участником нашей жизни, нашей пропащей жизни, взял наши собственные грехи, наш крах, потому что слово «грех» означает неуспех, крах. Неуспех мира, в котором мы живем. Кризис, который мир проживает, в том числе и экономический кризис, – это глубокий духовный кризис, показывающий фиаско мира, который рассчитывает на науку, на свои силы, деньги, и сейчас он является пропастью наших деяний.

«Мы справедливо восстаем против смерти, потому что она не создана для нас. Но мы ее выбрали и внесли в нашу жизнь»

Бог взял на Себя наш духовный крах, наши грехи и пострадал за нас. Он осудил наш грех, но в Своей плоти, и стал участником нашей смерти, вошел в нашу смерть, в пространство безумия, абсурда, всего того, что мы создали. Мы справедливо восстаем против смерти, потому что она не создана для нас. Но мы ее выбрали и внесли в нашу жизнь.

Когда не поливаешь цветок, не нужна большая философия, чтобы понять, что он высохнет; когда на улице в зените светит солнце, ты поставишь цветы в тенистое место, не из-за того, что с солнцем что-то произойдет, а потому что от солнца твои цветы завянут. Потому что для цветов солнце является жизнью, а не они являются жизнью для солнца. Мы запутались, не поняли, что есть солнце, и подумали, что мы являемся солнцем, и поэтому в конце концов мы заполнились мраком и находимся во мраке, в смертельном мраке.

Через Крест Господь вошел в смерть, в нашу смерть, разумеется не чтобы стать ее пленником, а чтобы устранить ее Своим Воскресением и освободить нас от рабства нашего последнего врага – смерти. Он не остановился на этом, а послал нам Духа Святого, чтобы мы снова вернулись в рай. Когда Христос вознесся, даже Ангелы удивились, потому что они видели, стоявшего под ними Человека восходящим над ними. Таким образом, через Христа человек идет туда, откуда начал свой путь – с общения с Отцом, Сыном и Святым Духом. Христос послал Святого Духа, чтобы сделать всех нас Своим Телом, нас, разбросанных, одиноких, больных, неспособных даже подумать о хорошем, чтобы объединить нас в Своем Теле, в Церкви, сделать нас причастными Его Божественной жизни, чтобы мы жили, и долго жили. Чтобы встреча каждого из нас со смертью, как это было у Христа, была не концом жизни, а его Пасхой – переходом из смерти в жизнь. Это любовь, любовь Божьего человеколюбия. Поэтому Церковь живет Божьей любовью, исповедует, что «Ты благий и человеколюбивый Бог, и Тебе мы воздаем славу…» Это является Божьим человеколюбием.

Бог так сильно полюбил человека, что принес Себя в жертву человеку. Он является единственным человеколюбивым, единственным настоящим Отцом, единственным настоящим Правителем, потому что Он единственный, Кто умер, чтобы жил человек. Сегодня управляющие нашей страны[4] приносят в жертву народы ради своих личных интересов, а мы, будучи глупыми, бегаем за ними, забывая об истине, которую Слово Божье формулирует: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого»,[5] на них нельзя положиться. И простите меня, во всем виновато наше упрямство, потому что вместо того чтобы бегать за Тем, Кто действительно является человеколюбивым, нашим настоящим Другом, мы бегаем за теми, аплодируем и превращаемся в количественную единицу для тех, кто постоянно нами торгует. В моей епархии, в которой служу, говорю людям:

– Не дай Бог, если я узнаю, что в вашем селе вы поссорились из-за каких-нибудь политических вопросов, то вы будете глупее курицы! Потому что в то время когда вы друг другу ломаете головы, они в правительственном кафе будут чокаться за здоровье дураков! Такова реальность.

Давайте посмотрим, каково наше человеколюбие. Что такое человеколюбие? Хорошее настроение? Приятные чувства? Согласно учению святых отцов, это когда «горит» сердце человека. Это человеколюбие, это любовь, которая не ищет выгоды, это то, когда твое сердце беспокоится о проблеме другого человека. Говорим, что мы христиане. То есть мы члены Тела Христова. Но тот, кто является членом Тела Христова, является членом другого человека. Мы являемся членами Тела Христова и поэтому мы члены друг друга, и я бы употребил слово «обреченные», чтобы жизнь другого человека стала частью нашей жизнью. Слово Божье говорит нам о том, что Церковь – это Тело Христово, а не объединение. В чем разница? Давайте посмотрим на наше собственное тело – члены одного тела связаны между собой, сожительствуют в одном и том же теле, оживляются одной и той же кровью и, в сущности, един член сорадуется, или сорадуется другому члену. Когда болит наша нога, то болит всё наше тело, когда наша рука болит, то болит всё наше тело. Если рука решит обмануть рот и положит в него яд вместо еды, то вместе со всем телом умрет и рука. Таким образом, наше тело – это жизнь, которая не может раздробляться на части. Поэтому когда в Теле Христовом радуется один член, то вместе с ним радуются все остальные члены, и когда один член страдает, то все остальные члены вместе тоже страдают. Как понять, что мы христиане? Это значит, что мы посажены в Теле Христовом Святым Крещением. С того часа, с которого мы участвуем в Теле Христовом, мы участвуем в жизни нашего брата, один член в теле участвует в жизни другого члена.

«Вино и хлеб не существуют в природе: пшеница становится хлебом, виноград становится вином путем нашей борьбы и героизма. Поэтому когда приходим в храм и приносим просфору и вино для Святого Причастия, мы приносим их как символы нашей жизни»

Дорогие братья и сестры, в Церкви нет частной жизни. В Церкви существует я и Бог. Христос – это не наш личный Спаситель, а как Он Сам говорит, Он Спаситель Тела и чтобы тебя спасти, ты должен быть членом Тела, то есть членом твоего брата. В Церкви, наша жизнь общая, мы не верим субъективно, а верим и живем как Тело Христово и превосходным выражением нашей жизни является святая Божественная литургия. Что такое Литургия? Это народное дело, то есть наше общее дело. Какое наше дело? Принести свою жизнь Богу и принять Его жизнь, принести Богу нашу жизнь, полную тления и смерти, и стать причастными Божьей жизни, которая победила смерть. Когда мы приходим в церковь, мы приносим хлеб и вино, которые являются символами нашей жизни. Только мы, люди, едим хлеб, только мы, люди, пьем вино, вино и хлеб не существуют в природе, пшеница становится хлебом, виноград становится вином путем нашей борьбы и героизма. Поэтому когда приходим в храм и приносим просфору и вино для Святого Причастия, мы как будто говорим Богу:

– Боже мой, я приношу Тебе свою жизнь, свой труд, всё, что имею, Тебе приношу!

Бог берет их через Своих служителей, ставит на святую Трапезу, где вся Церковь молится: «Пусть сойдет Святой Дух на нас, которые собрались, и на дары, которые мы принесли, и сделай этот хлеб Его Телом и это вино Его Кровью, претворяя их через Святого Духа». Таким образом, наша жизнь, полная тления и смерти, становится жизнью Христа, Который призывает нас причаститься Его Тела и Крови, чтобы соединиться с Ним, это значит причаститься Святых Даров. Чтобы стать причастниками жизни Бога, и Бог стал причастником нашей жизни. Он Сам нам это сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»[6]. Христос объединяет нас в Своем Теле и так заставляет нас быть в общении с другими людьми. Каким был плод Святого Причастия в древней Церкви? В книге Деяний святых Апостолов это описывается удивительным образом. Все было общее. Никто не говорил:

Это мое!

Они не знали слово «мое», а всё было общее. Много раз у христиан оставались излишки, но они не отдавали их непременно бедным, а отдавали Церкви, чтобы она их раздавала. Почему? Чтобы не возникала зависимость, чтобы не возникало чувство, что мой брат обязан мне, потому что я ничего не сделал! Церковь их раздавала. Также плодом этой любви является жизнь. Выражением жизни, наполненной любовью, являлось собирание пожертвований в ранней Церкви. Сам святой апостол Павел использовал эту свою миссию по сбору пожертвований как выражение любви в церкви, чтобы отнести ее в другой храм. Он считал это дело настолько важным, что он сам относил пожертвования в другие церкви.

Такова жизнь Церкви, такова наша жизнь. Но хотите ли вы увидеть, насколько мы далеки от такой жизни? Я расскажу о том, что сегодня происходит и против чего мы часто протестуем, и верю, что мы это делаем из-за незнания. Скажу вам откровенно, если спросите, надо ли собирать деньги с дискосом во время воскресной Божественной литургии, все моралисты ответят отрицательно, но церковное богословие даст положительный ответ на этот вопрос. Почему? Не удивляйтесь! Без дискоса ты не принимаешь участие в Святой Божественной литургии. Что значит дискос? Давайте начнем с самого начала. Мы сказали: чтобы отслужить Божественную литургию, нам необходимы хлеб и вино.

Разумеется, что для Божественной литургии необходима часть просфоры, и в этой части присутствуют все, потому что можно взять три просфоры для Божественной литургии, но 23 человека принесли просфоры и 23 человека приносят свою жизнь, потому что на Божественной литургии мы не зрители, а участники. В древности Церковь раздавала излишки наиболее бедным людям. Когда Церковь начала расти и, наверное, люди стали иметь больше обязательств, то не все всегда могли приносить просфоры и вино. Что они приносили вместо этого? Эквивалент хлеба и вина. Почему? Потому что они хотели принести свою лепту в это дело, которое всех касается. Это значит дискос, это является дискосом. Я соучаствую ли в Божественной литургии? Я не мог принести просфору, не мог приготовить и принести просфору и вино. Тогда как же буду участвовать на Господней трапезе? Деньгами. Поэтому Церковь давала бедным деньги, что является выражением любви и участием в жизни Бога. Поэтому то, что ужасает нас и пугает, часто заставляет нас хмуриться, в действительности является вполне литургийным выражением и вполне литургийным событием.

(Продолжение следует)

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар.

Источник: http://pravoslaven-sviat.org/2014/11/22/vsichki-za-edin/

[1] В русском переводе настоящей беседы слова автора курсивом процитированы согласно евангельскому тексту, см.: Матф. 8:21 (http://www.orthedu.ru/books/bibliya/51mf08.html). – Справка русского переводчика.

[2] В русском переводе настоящей беседы слова автора курсивом процитированы согласно евангельскому тексту, см.: Матф. 8:22 (http://www.orthedu.ru/books/bibliya/51mf08.html). – Справка русского переводчика.

[3] Кеносис (греч. „опустошение”) – богословское понятие, означающее снисхождение Бога к людям, самоограничение, самоумаление Бога. Так, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, снизошел к миру, воспринял мучение и смерть по любви к людям. – http://azbyka.ru/kenosis

[4] Автор настоящей беседы имеет ввиду греческое правительство. – Справка русского переводчика.

[5] В русском переводе настоящей беседы слова автора курсивом процитированы согласно евангельскому тексту, см.: Пс. 145:3 (http://www.orthedu.ru/books/bibliya/22ps145.html). – Справка русского переводчика.

[6]В русском переводе настоящей беседы слова автора курсивом процитированы согласно евангельскому тексту, см.: Иоан. 6:56 (http://www.orthedu.ru/books/bibliya/54jn06.html ). – Справка русского переводчика.


Об авторе: митрополит Сисанийский и Сиатистийский Павел родился в 1947 году в городе Халкида, Греция. В 1971 году окончил богословский факультет Афинского университета, в 1973 году рукоположен в диакона, в 1974 – в пресвитера. С 1998 года он является секретарем синодальной комиссии по христианскому образованию молодежи и других синодальных органов. Митрополит Сисанийский Павел – председатель фонда «Тасос Георгиадис». 28 февраля 2006 года избран митрополитом Сисанийской и Сиатистийской епархии Греческой Православной Церкви.