Заключенный из штата Небраска (США), заявлявший о своей принадлежности к последователям Летающего Макаронного Монстра, проиграл в суде, куда обращался с жалобой на сотрудников тюрьмы, не предоставивших ему условий для отправления Пастафарианского культа.

Во вторник федеральный судья отклонил иск, поданный Стивеном Кавано, отбывающим наказание сроком от четырех до восьми лет за вооруженное нападение в тюрьме штата Небраска. Федеральный окружной судья Джон Джеррард постановил, что «ЛММизм не является религией наравне с теми, которые защищаются Конституцией».

«Суд пришел к заключению, что ЛММизм не является религией в том значении, которое принято в соответствующих федеральных законах и догмах конституционного права. Это скорее пародия, нацеленная на то, чтобы развить дискуссию о науке, эволюции и о месте религии в образовательных процессах. Это очень важные вопросы, и ЛММизм несет в себе серьезные аргументы, но это не означает, что сатирическая уловка, придуманная кем-то для споров, заслуживает законодательной защиты как религия», – постановил судья.

Судья Джеррард также сделал в своем выступлении небольшой экскурс – для непосвященных – в историю Пастафарианства:

«ЛММизм возник как своеобразный ответ креационизму – теории, связывающей зарождение жизни и Вселенной в целом с Высшим замыслом. Начался он с письма, направленного в адрес Совета по вопросам образования в штате Канзас, когда там шла дискуссия о креационизме. (См. также Бобби Хендерсон: Евангелие от Летающего Макаронного Монстра 11-13 (2006), далее – ЛММ-Евангелие). Основной аргумент против креационизма и главная причина исключения его из школьной программы состоит в том, что, хотя он и позиционирует себя как «научный», по существу это скорее «любопытный богословский аргумент», но «не наука» (Китцмиллер, 400, Сборник судебных решений окружных судов и Претензионного суда США, ч.2, 745-46). Идея ЛММизма в том, что, поскольку креационизм не определяет однозначно создателя, его «высшим разумом» может с одинаковой вероятностью оказаться как любое иудео-христианское божество, так и Летающий Макаронный Монстр, и в сущности свидетельств в пользу Летающего Макаронного Монстра имеется ничуть не меньше, чем в пользу любого другого вероятного творца мира. (См. также ЛММ-Евангелие, 3-4). Как поясняет ЛММ-Евангелие, «…мы вступаем в удивительное время, когда наука не будет больше связана естественными причинами… движимая общественным мнением и влиянием местных властей, наука быстро становится восприимчивой к любым логическим построениям, как естественным, так и сверхъестественным»».

В своем иске заключенный требовал 5 миллионов долларов, утверждая, что у него есть «несколько татуировок, выражающих его веру», и настаивал, что сотрудники тюрьмы обязаны предоставить ему «возможность носить религиозные одеяния и атрибутику, возможность собираться каждую неделю для проведения культовых действий, а также право получать причастие». Сотрудники пенитенциарного учреждения посчитали ЛММизм «пародией на религию» и требования отвергли. Судья пояснил, что в качестве «религиозного одеяния» в иске фигурировал костюм пирата.

Выдержка из решения суда:

«Должна существовать граница, за которой некая практика не становится религией потому только, что истец называет ее таковой»

«Это не вопрос богословия, это именно вопрос понимания письменного текста. ЛММ-Евангелие – это в чистом виде сатирическое произведение, несущее в себе политический посыл, но в целом предназначенное для того, чтобы развлекать. Его можно читать как религиозную доктрину, но в этом плане данная книга мало чем отличается от любого другого художественного произведения. Заключенный с таким же успехом мог прочесть книги Воннегута или Хайнлайна, объявить их своей культовой литературой и потребовать, чтобы ему обеспечили условия для отправления, например, культа Бокононизма или Церкви Всех миров (см. Курт Воннегут «Колыбель для кошки» (1963) и Роберт Э. Хайнлайн «Чужак в чужой стране»). Конечно, некоторые настаивают – и Кавано, видимо, разделяет эти взгляды – что Библия или Коран имеют ту же функцию, что и эти книги. Границу не всегда легко провести. Но все же должна существовать граница, за которой некая практика не становится религией потому только, что истец называет ее таковой. Суд пришел к заключению, что ЛММизм находится за этой чертой».

Представитель штата Небраска, стремясь закрыть дело, указал судье на то, что конституционные права гражданина не были нарушены. «Суть настоящего действия, – пишет представитель штата, – в том, что администрация тюрьмы полагает, что истец не является искренним в своих религиозных убеждениях о том, что летающая кучка макарон создала «гору, деревья и лилипута»».

Перевод с англ. Ирина Моисеева