Церковь — это царство не от мира сего, корабль спасающихся. И это подчеркивается каждой ее гранью, каждой деталью. В том числе и облачением духовенства.

Идет по улице бородатый гигант и ты по одеждам сразу же понимаешь — это священник. Стоит на богослужении архиерей в полном облачении и ты думаешь — вот он, воистину представляющий сейчас собой Господа в его величии и славе.

Но священники и епископы так, как сейчас, выглядели далеко не всегда — облачения менялись с течением времени, некоторые предметы, вполне утилитарные, сакрализировались, получая соответствующие богословские толкования и становились частью церковной традиции. Скажем кое-что интересное об облачении:

 

1. Митра — погребальный сударь или терновый венец Христов?

Это как раз тот случай, когда ряд богословских толкований, данных предмету облачения Церковью, и в голову не придет человеку, начавшему посещать храм недавно. Митру часто символически связывают с терновым венцом, возложенным легионерами Пилата на голову Спасителя или с погребальным сударем — специальной повязкой, которой было покрыта при погребении Его голова.

mitra

Но глядя на прекрасную, богато изукрашенную корону на голове епископа или заслуженного священника, думаешь о ней скорее, как о символе духовной власти, чем как об орудии Страстей Господних или погребальной пелене. И это тоже будет справедливо, так как еще одно символическое толкование митры возводит ее к увясло — богослужебной повязке первого епископа Иерусалима Иакова Брата Господня и к кидарю — головному убору первосвященника Аарона.

А еще митра, является прообразом тех золотых венцов, которыми будут венчаться праведники в Царствии Небесном.

В Русской Православной Церкви митры положены только архиереям или священникам — в качестве особо почетной награды. Такие священники называются митрофорными. Архиерейские митры отличаются от священнических тем, что увенчаны небольшим крестом.

Интересно, что в Александрийской Православной Церкви митру при богослужении дозволяется носить даже пономарям, а глава католиков — папа римский до второй половины XX века носил на голове тиару (вариант митры) с тремя коронами — как символ аж тройной своей власти — над государством Ватикан, над всей Церковью (из-за чего и произошло великое отпадение католиков от Православия) и верховной власти над государями Европы.

 

2. Чудной воротник русской фелони.

Богословское толкование этой детали священнических одежд идентично с толкованием архиерейского омофора: священник — это добрый пастырь, ревностно наблюдающий за вверенным ему Богом стадом и не стеняющийся поднять на свои плечи заблудшую отбившуюся от стада овцу.

feloni

Но если мы сравним русскую фелонь с греческой (на фото два священника в русских и один — в греческой), то увидим, что никакого стоячего воротника на ней нет…

Почему? Потому, что в греческих храмах тепло даже зимой, а в наших храмах раньше было холодно. Очень холодно. До XVII века русские храмы не отапливались и зимой по ним гуляли сквозняки, а прихожане на богослужение приходили в шубах.

И тогда появился стоячий воротник на фелони — чтобы священнику не продувало хотя бы шею. Кстати, традиция отпускать длинный «хвост» волос также связана с этим прискорбным обстоятельством.

 

3. Сулок на жезле архиерейском.

jezl

 

Нигде кроме Русской Православной Церкви данная деталь богослужебного облачения также не встречается. И связано ее появление опять же с нашим «лучшим другом» морозом.

Драгоценные богослужебные жезлы чаще всего выполнялись из металла. А ведь архиереям приходилось много служить и на улице, например, освящать воды в праздник Крещения Господня. И прикасаться при этом к ледяному металлу радости было мало.

Поэтому в середине XVII века был придуман сулок — специальный четырехугольный тканевый плат, сложенный вдвое и подвязываемый под поперечную перекладину жезла. Нижняя часть отделяла пальцы епископа от холодного металла, а верхняя — прикрывала голую руку от мороза.

С течением времени сулки становились произведением церковного искусства, а иногда и наградой иерарху, но сегодня ситуация уже иная — они есть абсолютно у всех русских архиереев, а жезл без сулка — отличие и привилегия патриарха.

В толковании сулок символизирует Божественную благодать, покрывающую человеческие немощи архиерея в деле управления Церковью.

 

4. Только черные подрясники?

Среди большинства жителей России отчего-то преобладает мнение, что подрясники священников могут быть черными и только черными… Прямо как автомобили Генри Форда.

На самом деле это далеко не так. Только черные подрясники носят, преимущественно, монахи. Этот цвет облачения символизирует покаяние и скорбь о совершенных грехах(потому же черные богослужебные облачения используются в Великий пост), а монашество — чин кающихся.

krasniyzeleniy

Женатые же (их еще называют «белые») священники свободны в выборе цвета подрясников и в обыденной жизни носят их черные, серые, светло серые (почти белого цвета) и фиолетовые.

В то же время, еще с XVII века среди священников кафедральных соборов и крупных городских храмов прижилась традиция надевать подрясник под цвет текущего праздника. Соответственно, они бывают красными (в день Воскресения Христова), зелеными (в день Святой Троицы), голубыми (в день Рождества Богородицы), белыми (на Преображение Господне) и желтыми — всех принятых в Православной Церкви символических цветов.

 

5. Бывают ли священники без креста?

Сейчас и в Русской Православной Церкви — точно нет. Все мы привыкли, что священник, даже если не на службе, все же носит необходимый минимум облачений — наперсный крест и подрясник.

А вот почти до самого конца XIX столетия кресты у священников являлись скорее исключением, чем правилом.

До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. Крест на груди свидетельствовал о том, что его носитель — это служитель Господа Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира и должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему.

В конце XVIII — начале ХIХ века священников стали награждать крестами — в особых случаях. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора (и потому называвшиеся «кабинетными»). Иногда они использовались в качестве награды для заслуженных священников и внутри страны.

krest 2

Если посмотреть на портреты священников времен Крымской войны, можно увидеть у некоторых из них на груди 1-2 креста на матерчатых лентах. Это «Георгиевский» и «Владимирский» кресты, которым награждалось за доблесть военное духовенство.

Примерно в это же время появился современный крест с украшениями — в качестве награды архиереев для заслуженных клириков своих епархий.

Таким образом, у священника XVIII века наперсный крест отсутствовал, а в XIX столетии этих крестов на груди могло быть до 4-х.

krest

Наконец, в 1896 году императором Николаем II, именным указом от 14 мая в обиход был введен священнический наперсный крест в качестве «знака отличия всякого священника и иеромонаха». Этот привычный нам серебряный крест восьмиконечной формы с тех пор возлагается на каждого нового священника при архиерейской хиротонии.

С годами и заслугами он может быть заменен четырехконечным золотым крестом а потом, в свою очередь, крестом с украшениями если на то будет воля архиерея.

Krest_p

Дополнительный крест сейчас тоже можно встретить — но в качестве награды лично от патриарха. Его отличает форма лучей «ласточкин хвост», «сияние» вокруг них и митра в навершии.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья!  Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!