Несколько дней назад в Фейсбуке на странице председателя СИНФО Владимира Легойды вспыхнула оживленная дискуссия на тему благотворительности.

Владимир Романович разместил у себя призыв оказать материальную помощь известному исследователю творчества Пушкина, доктору филологических наук Валентину Непомнящему, который сейчас серьезно болен и нуждается в лечении. Неожиданно его пост в достаточно резкой манере прокомментировал небезызвестный Юрий Самодуров:

«Уважаемый Владимир Р. Легойда, Вы официальный представитель РПЦ, а РПЦ очень богатая организация, судя по тому, как ведет и держит себя ее глава. Вам не стыдно просить у публики через фейсбук деньги для помощи Владимиру Непомнящему, вместо того, чтобы помочь ему из фондов патриарха?»

Что ж, для светского человека вполне адекватный комментарий, даже если не брать во внимание историю его конфликта с Церковью.

Любому светскому и глубоко неверующему человеку трудно понять логику Церкви и церковных людей. Просто потому, что христианская логика не логика, а милосердие, сострадание и любовь. Церковь ведь только со стороны выглядит как организация, в том смысле, что она лишь отчасти организация в юридическом смысле этого слова. В сущности своей Церковь — это Тело Христово, состоящее из людей — членов Церкви. И вот на том основании, что Церковь есть собрание верующих, каждый из которых надеется на спасение и жизнь вечную со Христом, Владимир Романович и обратился к её чадам с просьбой о помощи члену этой же самой Церкви. (Грубо говоря, это наше внутрицерковное дело.)

Но представьте, что нуждающимся будет помогать только Патриарх, а храмы строить только Патриархия и самые обеспеченные люди. Что тогда будем делать мы, остальные христиане, когда придет Христос и скажет: «был наг, и вы НЕ одели Меня; был болен, и вы НЕ посетили Меня; в темнице был, и вы НЕ пришли ко Мне». (перефразируя Евангелие от Матфея 25:36).

Впрочем, в этой цитате Христос не говорит о финансовой помощи. Может быть финансовые вопросы — это удел богатых?

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (Св. Евангелие от Марка 12:41-44)».

Господь ждет от нас добрых дел. Когда же их ещё совершать, если не тогда, когда о них просят «официальные представители Церкви»? Ведь если следовать мирской логике, то вообще никому помогать не нужно. Один, скажем про себя, и так богат, другому помогут родственники, третий все равно скоро умрёт. И в таком случае на Страшном Суде защищаться нам будет нечем.

Запомнилась и еще одна реплика, правда, другого человека: «Когда Патриарх продаст свои дорогие часы?» Здесь на память сразу приходит житие святого праведного Иоанна Кронштадского, которому ставили в вину то, что он носит дорогие рясы и ездит в дорогом экипаже, читай «в Мерседесе».

Но давайте поразмыслим. Если я искушаюсь дорогими часами Патриарха, проблема во мне, а не в Патриархе. Ему что подарили, он то и носит. Его куда посадили, он на том и ездит. Вы можете себе представить Патриарха Кирилла, который ходит по дорогим бутикам и выбирает себе часики, а потом катается по автосалонам и выбирает машину? Даже если бы кто-то делал это за него. Перед кем ему красоваться и самоутверждаться, простите, он и так самый главный. Все храмы, монастыри, вся собственность Церкви — все его. А тут какие-то часы… Несерьезно. Обвинять Патриарха в стяжательстве так же глупо, как Президента России. Путин — глава государства, у него и так все есть. Вся страна в его распоряжении.

Так или иначе, никто из нас не знает, как сам Патриарх относится к всей это мнимой роскоши, которая его окружает. В духовном мире вся это роскошь значения не имеет. Значение имеет лишь наше к ней отношение. Если Патриарх или Президент относятся к роскоши безразлично — они греха не имеют, а те, кто завидует или осуждают — в ином мире получат по полной программе. Впрочем, они уже сейчас страдают.

Как тут не вспомнить слова преподобного Паисия…

«Тот, кто имеет добрые помыслы, всё видит добрым».

P.S. «Церковь как институт помогает. Узнать несложно, достаточно почитать сайты диакония и милосердие. Во-вторых, если Церковь как институт помогает, это не значит, что миллионы верующих могут «спать спокойно» и не творить милостыню. Соответствующие церковные институты также сейчас занимаются помощью Непомнящему,» — Владимир Легойда.