Приближается Новый год — время праздничных застолий, фейерверков, салютов, корпоративов, старых добрых советских комедий и «голубых огоньков»… Одним словом, ежегодное русское православное искушение.

Снова орто-неофиты, ругая безбожников или глубоко смиряясь, наворачивают картошку в мундире с кислой капустой, бывалые, роняя слезу, давятся кальмарами и другими морскими гадами, а самые передовые и продвинутые – руками по локоть в оливье пишут о том, что пора переходить на «нормальный календарь».

Не утихают дискуссии и в православном сегменте СМИ и социальных сетях. Вот самые распространенные позиции:

Первая позиция – аскетичная. Новый год — это светский праздник, выпадает он на Рождественский пост, так что ни-ни.

Вторая позиция — икономичная (от слова икономия). Оливье с шампусиком ешь — людей не ешь.

Третья — примирительная. Празднуй, но скромно. Кушай, но постно. Салютиком не грохай — зажги бенгальский огонек.

Четвертая — радикальная. Поменяйте календарь, а то хуже будет.

Пятая — нонконформистская. «А я в храм на ночную».

Что ж. Давайте не будем судить-рядить, чья позиция более православная. Думаю, каждый имеет право на свое мнение. Тем более что все перечисленные позиции, на мой взгляд, не выходят за рамки христианской нравственности и приличия.

Давайте подойдем с другой стороны и взглянем на проблему глазами… Глазами равноапостольных Кирилла и Мефодия. Представим, что они пришли бы на Русь не тысячу лет назад, а сегодня — в современную Россию. Скажем честно — разница с IX веком небольшая: разве что храмы стоят, а люди в большинстве своем вполне ветхозаветные. Ох, если бы ветхозаветные… Доветхозаветные – да, вот так правильно. Око за око, говорите, зуб за зуб? Продавщица колбасу не так взвесила — расстрелять!

Впрочем, не будет драматизировать. Вернемся к нашим равноапостольным святителям. И вот видят они, как народ ждет Нового года, наряжает елку, стол, самих себя, дарят подарки, дают обещания друг другу.

«Новый год в России — вполне религиозный праздник»

Будем откровенны: для многих время с 31 декабря по 1 января — мистическое время. Люди загадывают желания, обещают что-то изменить в своей жизни в новом году, просят друг у друга прощения, признаются в любви. То есть по всем формальным признакам Новый год в России — это вполне религиозный праздник.

И вот как вы думаете, что сделали бы Кирилл и Мефодий? Запретили празднование Нового года или воцерковили этот праздник? Я думаю, что такой возможности, такого простора для проповеди и миссии они бы не упустили. Это вам не «иванкупалу» воцерковлять.

Так может быть и нам, церковным людям, не бодаться овечьими рожками друг с другом или светскими друзьями и родственниками, не ломать копья, а крепко подумать всем вместе, как Новый год воцерковить?

«Это же не наш метод! Где гуманизьм?» Зачем отнимать у людей праздник, когда его можно преобразить?