Православный интернет взбудоражен: почти все восторженно лайкают фото, на котором митрополит Рязанский Марк моет полы в больнице. Шваброй. Сам, лично. И это не фейк.

Меньшая часть ортоистеблишмента задаётся вопросом «зачем?», а то и подозревает владыку в пиар-акции – и тут же получает громы и молнии себе на голову от более благочестивых братьев и сестёр. А ты кто, чтобы судить владыку? Ты сам, небось, никому в этой жизни не помогаешь, а чужой добрый пример глаза колет! А пойди сам в больницу полы помой!

В общем, все заняты, всем весело.

Имея небольшой опыт общения на тему архиереев в интернете и в реале, можно легко предсказать, как именно весело всем будет завтра. К вопросу, почему владыка N. не ездит на трамвае, как патриарх Павел Сербский, а ездит на мерседесе (ай-яй-яй, он грешник), присоединится вопрос, почему владыка N. протирает рясу за столом в кабинете, а не моет полы в больнице. Вот увидите. Поэтому хотелось бы заранее рассказать, почему среднестатистическому владыке N. полы в больнице мыть не нужно, а иногда и вредно. При этом нисколько не осуждая владыку Марка и не умаляя его подвига человеколюбия, конечно же.

Мы живём в мире проблем и вызовов. Каждый из нас стоит на той или иной социальной ступеньке, имеет специфические социальные связи и может на основании этого решать свой спектр вопросов. Когда мы смотрим вокруг, обычно мы более-менее представляем себе, что мы можем исправить сами, о чём можем попросить другого, а с чем приходится просто смириться. Чем выше стоит человек на социальной лестнице и чем шире и, скажем так, качественнее его социальные связи, тем больше разумного-доброго-вечного он может в жизни сделать – конечно же, если задастся такой целью.

В этом смысле архиереи Русской Православной Церкви могут не всё, но очень многое, что и не снилось простому обывателю вроде вас или меня. И реально много делают для помощи ближним – по крайней мере, те архиереи, которых я знаю. Тайно и явно, лично и через третьих лиц, за свои деньги и за деньги добрых людей, которые откликаются на их просьбы – бывает по-разному. Порой их благодарят, порой предъявляют претензии, что хотелось такого же, только без крыльев. Все эти вещи обычно известны узкому кругу причастных к конкретной проблеме. Для широкой аудитории они остаются за кадром. Хотя бы по этой причине уже не стоит кидать камни в митрополита без швабры.

«Почему в больнице грязно?»

Главный вопрос, который возникает по рязанской ситуации – почему в больнице грязно? Есть главврач, который отвечает за всё, что происходит в лечебном учреждении. Есть главная медсестра, которая ведает средним и младшим медперсоналом. В отделении есть заведующий, старшая медсестра и сестра-хозяйка. Над ними всеми есть санстанция, которая должна следить за санитарным состоянием больниц в том числе. Почему со шваброй ходит архиерей, а не все эти люди, если это сфера их ответственности?

В чём тут причина? В халатности младшего медперсонала? В том, что штат не укомплектован? Это решается на уровне администрации больницы. В том, что на зарплату санитарки не пойдёт ни пенсионерка, ни гастарбайтер? А это уже вопрос к чиновникам, которые эти ставки и нормативы прописывали. Если есть желание решить проблему радикально, почему не попробовать выйти на тот уровень, где она решается? Если это невозможно, почему не попробовать найти средства и доплачивать человеку, который возьмётся за эту работу? Впрочем, вид митрополита со шваброй как раз и может стать толчком к тому, чтобы ответственные за ситуацию сугубо задумались о ней, как знать.

Наверное, все помнят тираду булгаковского профессора Преображенского о разрухе, которая не в клозетах, а в головах. Если каждый из нас вместо выполнения своих обязанностей начнёт у себя в квартире петь хором, у него настанет разруха. Если архиереи, час работы которых стоит на порядки дороже часа работы уборщицы, начнут мыть полы, разруха настанет во всём обществе, и массовое умиление в интернете горю не поможет.

Один митрополит в одной больнице – это личное дело и личный подвиг конкретного человека. Он хорош, когда это исключение, а не правило. А правилом должно быть – каждому на своём месте с полной самоотдачей и максимально качественно делать своё дело. Если мы все с завтрашнего дня начнём так поступать, наша жизненная среда станет более дружелюбной, а митрополиты со швабрами перестанут быть востребованными.