— Отец Святослав, каково ваше отношение, ваша оценка законопроекта «О насилии в семье», который сейчас обсуждается в Государственной Думе? Думские разработчики получили уже более 10 000 отзывов о своём законопроекте. И сейчас пытаются их оценить. Причем многие отзывы по поводу их инициатив сугубо негативные…
Вы сами воспитываете нескольких детей, заведуете семейным клубом епархии и, как пастырь и общественный деятель также соприкасаетесь со множеством людей, множеством семей. С точки зрения вашего опыта, с учётом опыта людей, которых вы знаете, насколько важно сейчас заняться проблемой насилия в семье? Насколько она масштабна? Как вы рассматриваете предлагаемый депутатами законопроект с точки зрения его полезности или вреда?
— Считаю, что этот закон «как собаке пятая нога», потому что в нашей стране уже достаточно инструментов, чтобы наказывать людей, поднимающих руку на своих домочадцев. Это и Уголовный, и Семейный, и Гражданский, и Административный кодексы.
Что сделает новый закон? Этот закон, по сути, вводит понятия, которые противоречат Конституции и праву в целом. Он, во-первых, вернет нас во времена 1937-го года, когда люди друг на друга «стучали», потому что там есть положения, например, о том, чтобы обязать врачей сообщать о всех ссадинах и синяках, чтобы соседи жаловались на детские крики. И неважно, что ребёнок во дворе упал или хныкая, капризничает — семья уже под подозрением. Такая система «стукачества», посредством которой бессовестные люди могут давить на неугодных.
Плюс мне не нравится идея привлечения к этому НКО, которым этот закон позволит зарабатывать на семейных неурядицах. Привлечение разных некоммерческих организаций, которые государство не контролирует, может спровоцировать страшные вещи. Я считаю, что этот закон будет началом конца для семьи как ячейки общества.
— Многие эксперты и часть депутатов говорят, что закон «сырой». И нуждается в многочисленных доработках.
— Он вреден в принципе. И будет вреден, даже если его доработают. Всё что нужно сделать – это доработать уже существующие законы, например, усилить контроль над правоохранительными органами, чтобы от подобных сигналов не отмахивались.
— Отец Святослав, меня во всей этой истории смущает вот что: те люди, которые говорят о проблемах насилия в семье, почему-то не стремятся бороться с истоками этого насилия: развратными кинофильмами и сериалами, безнравственными ток-шоу. Почему так происходит?
— А это, знаете, особенности психологии человека. Её можно выразить в таком примере: когда в собаку кидают камень, она начнет кусать этот камень. То есть в нашем случае, идёт борьба не с причинами, а со следствием. Это такая психологическая близорукость, которая была во все времена. Это результаты нашей поврежденной человеческой природы. Мы склонны всё упрощать и видеть только то, что на поверхности.
— И ещё вопрос по вашей пастырской практике: из женщин, детей, которые приходят к вам на исповедь или за советом, многие ли жалуются на насилие в семье? Как ваши прихожане решают этот вопрос?
— Очень редко с таким обращаются. Очень редко. Но если всё же обращаются, то обычно опираюсь на Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где угроза для жизни супруги и детей является основанием для разрыва брака.
В случае, когда в семье происходят побои, всегда советую этого человека оставлять. Хотя бы на время. Уезжать к маме, например. Терпеть это не нужно.
Некоторые мне могут возразить: «А как же «Домострой»? Ну, извините, мы сейчас живем в совсем другую эпоху, где люди совсем другие. В Домострое есть много полезных вещей по домоводству. Но что касается того, чтобы «учить» свою жену кулаками, считаю, что эта мера является устаревшей.
Моё личное мнение — поднимать руку на женщину является признаком слабости мужчины. Христианские заповеди также осуждают рукоприкладство. Когда один человек начинает бить другого, то это его несостоятельность как семьянина, если не может спокойно урегулировать проблемы. Если муж начинает колотить жену, то кроме трагедии здесь ничего быть не может.
— Спасибо за ваше мнение!
Беседовал Андрей Сегеда
Также по теме: Михаил Хасьминский: «Сначала показывают и популяризируют насилие, а потом, вроде как, с этим насилием борются».
Бонус! Иерей Святослав Шевченко об «ЛГБТ-христианстве» и отношении Православной Церкви к гомосексуализму: