1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 4,70 из 5)
Загрузка...

5 интересных образов Пресвятой Богородицы


Первая в мире икона Божией Матери была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. С тех пор Пресвятая Богородица являлась сотням людей и была запечатлена в самых разных образах, которых на сегодня можно насчитать более 800.

Просмотров публикации 3 470

В одной только Русской Православной Церкви разновидностей икон Богородицы более 250. При этом, некоторые из них имеют настолько необычную иконографию или столь интересную историю происхождения, что ею просто невозможно не поделиться с нашими читателями.

Итак, представляем вам авторскую подборку из 5 интересных образов Божией Матери:

1. «Симеоново проречение»

Икона «Симеоново проречение», более известна как «Умягчение злых сердец» отсылает нас к событиям Евангелия от Луки, где описано Сретение Господа Иисуса Христа:

Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм (тогда единственный для всего еврейского народа), дабы принести жертву очищения. Если же у неё при этом рождался первенец мужского пола, его следовало также принести в храм для обряда посвящения Богу (в память об освобождении иудеев из египетского плена, где еврейские первенцы уцелели во время десятой казни египетской).

Жертвой очищения служил голубь, а жертвой посвящения – ягнёнок (агнец), но если семья была бедна, то в жертву приносились два голубя. Поскольку Мария с Иосифом жили очень скромно, они принесли в жертву двух голубиных птенцов.

В Иерусалимском храме служили не только священники. Туда ежедневно приходили на молитву живущие поблизости праведники. Среди них были два особенных человека – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.

Эти праведные люди и были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Симеон принял и благословил младенца и его родителей, но также пророчествовал Деве Марии о скорби, которая ожидает её в будущем при крестной смерти её ребёнка и спорах, которые поразят после его проповеди еврейский народ: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Именно поэтому Богородица на этой иконе изображена с семью вонзёнными в сердце мечами — по три слева и справа и одним снизу. Число семь  является символом полноты. В данном случае символом полноты горя и печали, которую Пречистая испытала в своей земной жизни.

По одной из версий, образ «Симеоново проречение» появился в средние века в Юго-Западной Руси. Другими вариантами этой иконы считаются образы «Семистрельная» и «И Тебе самой душу пройдет оружие», имеющие некоторые отличия в написании.

2. «Троеручица»

Появление этого образа связано с чудом исцеления преподобного Иоанна Дамаскина, которому отсекли правую руку.

Преподобный Иоанн Дамаскин жил в VII-VIII веках в Дамаске, который тогда являлся столицей молодого Арабского халифата. Поскольку святой Иоанн был человеком исключительной честности, образованности и мудрости, он занял при халифе должность великого визиря.

Когда в соседней Византии возникла ересь иконоборчества поддержанная императором Львом Исавром (717–741) и начались гонения на Православие, праведный Иоанн не смог остаться безучастным и выступил на защиту святых икон. Он написал три богословских трак­та­та «Про­тив по­ри­ца­ю­щих свя­тые ико­ны», которые настолько подробно и аргументированно изничтожали иконоборческие заблуждения, что привели императора Льва в ярость.

Стремясь отомстить святому, император Лев направил халифу письмо, в которое вложил поддельную грамоту, которую ему якобы прислал Иоанн. В Грамоте византийцам предлагалось начать войну против войск халифа, которые «ослабли», а также сообщалось, что христианские жители Дамаска готовы предать своего господина и открыть ворота перед византийской армией. В письме император Лев сообщил халифу, что не готов идти войной на «брата-монарха», посоветовав расправиться с предателем.

Халиф знал Иоанна как благочестивого и честного человека, однако был ослеплён клеветой и приказал лишить своего верного слугу самого дорогого — правой руки. Преподобный Иоанн был знаменитым церковным писателем и поэтом и утрата возможности заниматься творчеством была для него больнее казни. Палач публично отрубил святому десницу, после чего её на целый день до вечера выставили на всеобщее обозрение на главной площади Дамаска.

К ве­че­ру жестоко страдающему от боли и обиды святому Иоан­ну вер­ну­ли от­руб­лен­ную руку и преподоб­ный стал мо­лить­ся перед образом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и про­сить ис­це­ле­ния. Он молился всю ночь, а под утро так и заснул перед образом Одигитрии, приложив мёртвую конечность к тому месту, от которого она была отсечена.

В сонном видении святой узрел Бо­жью Ма­те­рь и услы­шал Ее го­лос, со­об­щив­ший ему, что он ис­це­лен, и вме­сте с тем повелевший без уста­ли тру­дить­ся ис­це­лен­ной ру­кой на благо Православной Церкви. Проснув­шись, Иоанн Дамаскин уви­дел, что ру­ка приросла на место так, что не осталось даже шрама и отлично его слушается.

Узнав о чу­де, сви­де­тель­ство­вав­шем о неви­нов­но­сти Иоан­на, ха­лиф про­сил у него про­ще­ния и хо­тел вер­нуть ему преж­нюю долж­ность, но пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся. Он раз­дал свое бо­гат­ство и вме­сте с при­ем­ным бра­том и то­ва­ри­щем по уче­нию Кос­мой от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где по­сту­пил про­стым по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Сав­вы Освя­щен­но­го.

Как же преподобный Иоанн отблагодарил Божью Матерь за её милость? Славя Её за чудесное исцеление, святой распорядился изготовить серебряную руку, которую прикрепил к чудотворному образу.

Так у христианского мира появилась новая святыня — икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», к которой часто обращаются с просьбой об исцелении от недугов. Этот образ всегда пишут с третьей, серебряной рукой в память о чуде.

3. «Порт-Артурская»

Икона Божией Матери «Порт-Артурская», она же «Торжество Пресвятой Богородицы» является единственным известным изображением Пречистой, где она держит на руках плат с нерукотворным образом Спасителя.

Уникальна эта икона и тем, что стала первым образом Пресвятой Богородицы, явленным христианам в XX столетии. О ней рассказал другим верующим герой обороны Севастополя в Крымскую войну матрос Феодор Катанский, который в 1903 году посетил Киево-Печерскую лавру.

Старый служака сообщил, что после молитвы о русских моряках, служащих на дальнем востоке, увидел во сне Богородицу, с Нерукотворным образом Спасителя в руках.

Пречистая предстала в видении в окружении Ангелов и святых. Мария успокоила матроса и поведала, что скоро Россию ждет непростая, тяжелая война с потерями и скорбями на далеких морских берегах. Поэтому необходимо написать икону и отправить её в Порт-Артур. Закрепившись на стенах далекого города, святой лик поможет восторжествовать Православию над язычниками и вдохновить русских воинов на победу.

Икону бесплатно написал в 1904 году киевский живописец П. Ф. Штронде, используя материалы, купленные на собранные народные пожертвования и по указаниям старого матроса. На иконе по краям эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей».

Икона была отправлена в Санкт-Петербург, однако столичные военные чины затянули её отправку в крепость. Образ прибыл на Дальний Восток, когда Порт-Артур уже блокировали японцы и, после кратковременного пребывания во Владивостоке, был направлен в штаб генерала Куропаткина. В ходе поспешных отступлений «Порт-Артурская» икона и ряд других святынь были утеряны.

Обнаружили образ только в 1998 году. Чудом. Он был выкуплен группой русских паломников в Иерусалиме на Крестном пути Спасителя в одной из антикварных лавок. Как и когда он попал туда до конца остаётся неизвестно. После реставрации чудотворная икона вернулась во Владивосток, где сейчас пребывает в кафедральном соборе в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

4. «Живоносный источник»

Пресвятую Богородицу в песнопениях нередко именуют «Живоносным источником», имея в виду, что от Неё родился Господь Иисус Христос — Путь, Истина и Жизнь.

В Константинополе возле «Золотых ворот» в V веке существовала ро­ща, по­свя­щен­ная Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В ро­ще был ис­точ­ник, с дав­них пор про­слав­лен­ный чу­де­са­ми. Свидетелем одного из чудес источника — исцелением от его вод слепца — стал воин Лев Маркелл, вскоре ставший императором и воздвигнувший вокруг источника храм, который был назван «Живоносным источником».

Впоследствии от чудесного источника при этом храме исцелились сотни людей, одним из которых стал святой император Юстиниан Великий. В годы турецкого владычества храм был разрушен, а источник засыпан. Позже он был восстановлен, затем вновь разрушен турками и восстановлен в третий раз — в XIX веке при патриархе Константине.

В память о первом чудесном видении Божией Матери императору Льву Маркеллу в V веке, Церковь установила празднование об­нов­ле­ния кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма в честь Жи­во­нос­но­го ис­точ­ни­ка, которое всегда совершается в пятницу Светлой седмицы.

Также в память об этом чудесном видении была написана икона «Живоносный источник». На ней изображена Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца с Бо­гом­ла­ден­цем на руках в гро­мад­ной ка­мен­ной ча­ше, сто­я­щей в во­до­е­ме. Из чаши в водоём выливается чудотворная влага, а вокруг его обступили страж­ду­щие те­лес­ны­ми неду­га­ми, стра­стя­ми и ду­шев­ны­ми немо­ща­ми, которые получают ис­це­ле­ние от воды, освящённой Пречистой Девой.

Известно, что Серафим Саровский, очень чтивший образ, посылал приходивших к нему больных богомольцев для молитв перед иконой «Живоносный Источник», и очень часто просившие перед этой иконой помощи получали исцеления.

Образу «Живоносный источник» молятся все, страдающие какими либо болезнями — душевными или телесными.

5. «Непраздная»

Сегодня женщину, которая ждёт ребёнка мы называем «беременной», от слова «бремя». Ранее на Руси было распространено гораздо более мудрое наименование этого состояния — «непраздная», то есть «находящаяся в заботах».

На рубеже XX-XXI столетий в Грузии, в монастыре Дибри, во время реставрации фресок XIV века была обнаружена икона, на которой в состоянии готовности стать матерью была изображена сама Пречистая.

Этот образ также как и икона «Симеоново проречение» отсылает нас к евангельскому повествованию, а именно к тому его отрывку, где праведный Иосиф Обручник, которому было поручено хранить девство Пречистой Девы, понял что она беременна: «прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого».

Тогда праведник смутился этим и хотел тайно отпустить её, чтобы евреи по своему закону не побили её камнями, как блудницу, но был убеждён ангелом в великой чистоте и таинственности этого зачатия: «Иосиф же, муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, – вот, ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

На иконе Богородица предстоит, подняв правую руку к голове и утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой. В начале 2000-х годов икона распространилась по всей Грузии и стала весьма почитаемой.

Перед этим образом молятся о даровании чадородия те, кто этого дара лишен по каким-либо причинам. Просят помощи во время беременности и по рождении, о воспитании детей в благочестии и дальнейшем их благополучии.

Интересно, что в русском городе Серпухове примерно в это же время — в 1993 году был явлен образ Богородицы с похожей иконографией, называемый «Поможение родам» или «В родах Помощница».

На нём изображена Богородица, руками придерживающая сверху живот, где молящиеся видят фигуру Богомладенца, как бы находящегося внутри её чрева. Этому образу также молятся о чадородии.

Также рекомендуем прочесть: Протоиерей Дионисий Поздняев о Православии в КНР: сложность – в отсутствии внутренних ресурсов для восстановления

Андрей Сегеда

P. S. Дорогие братья и сёстры, если у вас есть страничка «ВКонтакте» помогите автору в добром деле: оцените его работы, в этой группе — https://vk.com/art_of_pyrography_nsk, выполненные в технике выжигания. Если они вам понравятся, вступите в группу и поделитесь информацией с друзьями! Спаси вас Господь!

Похожие статьи

Оставить комментарий