Апостол Павел

Мы на службе привыкли слушать апостольское чтение, воспринимая его как некоторое традиционное вступление перед Евангелием и проповедью. Между тем мы читаем живое слово тех, кого Сам Спаситель послал как свидетелей Истины, как очевидцев духовной победы добра над злом, воскресения над смертью.

И это слово было написано раньше всех остальных: еще не написаны Евангелия, их пересказывают устно, а христиане уже переписывают и распространяют послания апостолов Петра, Иакова и чаще и больше всего – апостола Павла.

Конечно, понимать Апостол на церковнославянском – довольно сложная задача. Поэтому странные слова этого ученика еврейских раввинов, вдруг из гонителя ставшего чуть ли не основателем христианства (по словам недалеких религиоведов): «Несмь ли апостол?», – с трудом доходят до нашего сознания. А между тем этот бывший ревностный гонитель учеников Господа, названный родителями именем первого (и несчастливого) израильского царя Саула, говорит не что иное как «Не апостол ли я?», всерьез понимая, что не все христиане признали его как ученика Христа. Ведь апостолы — это свидетели Христа, видевшие Его в годы его земного служения. А Савл-Павел провел свое детство в Анатолии (ныне — Турция). Но он дерзновенно, почти дерзко бросает свои слова коринфским христианам: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» Видел? Но где и когда?!

Он жил большую часть жизни в среде евреев, погрузившихся в точное до мелочей исполнение Закона и охотно обличавших других в его нарушении. Мы знаем из Евангелий, что эти люди, фарисеи и книжники, с недовольством и агрессией встретили Иисуса Христа, обличавшего их в лицемерии и в неправильном исполнении Закона. Но, видимо, некоторые из них всё-таки понимали, что доскональное исполнение заповедей Закона должно основываться не на простом начетничестве, а на любви к Богу и ближним. Одним из таких учителей и знатоков Закона был Гамалиил, «законоучитель, уважаемый всем народом» (Деян. 5, 34). Его лучшим учеником и был еврейский юноша родом из Тарса Савл, сидевший у ног своего учителя как самый умный и любимый ученик. Здесь же, в школе раввинов, Савл научился искусству выделки палаток, которое впоследствии ему очень понадобилось, особенно в его миссионерских путешествиях.

Евреям нелегко было принять Иисуса Христа как ожидаемого Мессию. Многие из них надеялись, что Мессия восстановит евреям собственное государство. Другие ожидали увидеть в Мессии самого ревностного исполнителя всех 613 заповедей (они даже посчитали их точное количество!). Эти-то ревнители буквы Закона в первых рядах начали преследовать христиан, слепо веря, что они нарушают еврейские традиции. Савл был, увы, в их числе.

Могло ли быть тогда по-другому? Он ведь не был каким-то «теплохладным», безразличным человеком. Благодаря своему образованию и очень хорошему знанию Закона он и стал поддерживать тех, кто яростно преследовал христиан, сажая их в тюрьмы, отдавая их на суд и казнь. Во время казни первомученика архидиакона Стефана Савл согласился посторожить вещи мученика, пока того побивали камнями (Деян. 7, 58). Он ждал своего формального совершеннолетия. И тогда, «дыша угрозой и убийством на учеников Господа», Савл выпросил у первосвященника разрешение на арест христиан в Дамаске, куда сразу же отправился. Разумеется, Дамаск не Иудея, там ветхозаветный Закон не действовал на официальном уровне. Но еврейская община Дамаска его соблюдала, и при поддержке дамасских гонителей христиан можно было схватить и тайно вывезти в Иерусалим на суд книжников и законников. И тогда римские власти уже не станут вмешиваться, «умоют руки», как уже это сделал Пилат с Самим Христом, сказав «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Иоан. 18, 31).

Когда Савл уже подходил к Дамаску, внезапно его осиял свет с неба и, упав на землю, он услышал голос, который говорил: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он ответил: «Кто ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Савл в ужасе и трепете сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему, чтобы он шел в Дамаск, где ему будет сказано, что делать дальше. После этого видения Савл поднялся от земли, никого не видя, хотя глаза у него были открыты. Его спутники довели его до Дамаска и остановились там. В этом городе проживал ученик Анания, который, по повелению Божию, крестил Савла с именем Павел, несмотря на то, что о Савле знали как о яром гонителе христиан (Деян. 9, 1-19).

С этого времени Савл становится Павлом. Это лучший ответ на вопрос, видел ли он Господа. Потому что с этого момента он стал открыто проповедовать иудеям в Дамаске и в других городах Палестины о воскресшем Иисусе Христе, о том, что все пророчества о Мессии сбылись, доказывая это с помощью цитат из Священного Писания. Уже в Иерусалиме он познакомился с апостолами. Непросто им было признать в бывшем гонителе брата во Христе.

«Удивительная перемена! И не только в том, что гонитель стал апостолом, но в том, что ревнитель иудейского Закона смог всё вменить в сор ради Христа»

Но четыре апостольских путешествия, в которых Павел основал множество церковных общин на территории Средиземноморья, развеяли сомнения. Хотя ему пришлось напомнить Коринфским христианам: «Если для других я не апостол, то для вас [апостол]; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9, 2).

Удивительная перемена! И не только в том, что гонитель стал апостолом. Но в том, что ревнитель иудейского Закона смог всё это вменить в сор ради Христа. Ведь он всю свою юность учился соблюдать заповеди, тщательно отличать законную пищу от недозволенной. И вот на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году было постановлено, что всё это необязательно для новообращенных из язычников. Апостол Павел не только поддержал это, но положил в основу своей проповеди. Он стал «для чуждых закона – как чуждый закона… для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех… сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 21-23).

В своих путешествиях Павел, приходя в любой город, вначале заходил в ближайшую синагогу и начинал проповедовать о воскресшем Господе собравшимся. Хорошо зная Писание, он приводил цитаты из него в доказательство своих слов. Но не везде иудеи встречали его с радушием. В некоторых городах они были так враждебно настроены против христиан, что тут же старались Павлу чем-нибудь помешать: спорили с ним, клеветали на него городским властям. Особо враждебные не только гнали его из города, но и преследовали его в других городах. Так что он много был гоним и много претерпел за веру уже при своей жизни. Его сердце наполнялось скорбью от того, что его соплеменники-иудеи не принимали Христа. Но жар его сердца заставлял его вновь и вновь проповедовать. Тогда он шел к язычникам, и они его слушали. Вследствие этого Павел был назван «апостолом язычников» (Рим. 11, 13).

Таким образом он проповедовал по всей Малой Азии, создавая в городах общины и Церкви из новообращенных христиан. Часто он, не желая обременять новообращенных, еще не ощутивших своей ответственности за судьбу церковной общины, делал палатки и продавал их на рынке, тем самым добывая средства к существованию.

Если у апостола Павла не было возможности быть в том или ином городе, где требовалась его поддержка в случае беспорядков или сильного притеснения иудеев или эллинов, то он писал послание христианам этого города, в котором давал им свое пастырское наставление и утешение. Так появилось на свет 14 посланий апостола Павла христианам Эфесской, Коринфской и других малоазийских Церквей и общин, а также конкретным лицам.

Свой жизненный путь апостол Павел окончил мученической смертью в Риме в 67 г. по РХ, после того как был арестован и заключен в темницу во время правления императора Нерона. Как римского гражданина его казнили усечением мечом. Исполнилось его давнее желание, о котором он написал филиппийским христианам: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23). Под сенью сводов собора, названного в его честь, по всей видимости, и почивают мощи Апостола язычников.

Но его слово по сей день гремит в Церкви. Вслушаемся в него внимательно, стоя на Божественной Литургии: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил. 1, 21; 27).

Протодиакон Дмитрий Цыплаков, Кирилл Садчиков