Большинство наших сограждан (56 %) сожалеет о распаде СССР. Больше половины (51 %) считает, что его можно было избежать. И, что тоже неожиданно, также больше половины жителей России (53 %) положительно оценивают роль Ленина в истории страны. Все это данные социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в последние дни марта этого года. В чем причины очевидной ностальгии по советскому большинства жителей постсоветской России?

Кстати, результаты этого социологического опроса снова ставят нас перед очевидным историческим парадоксом, затянувшимся уже на более чем 25 лет (и конца ему пока не видно): почему-то в нашей в общем-то лево-ориентированной стране во внутренней политике проводится праволиберальный курс, а внутренними и экономическими делами руководят ярко выраженные либералы.

Но так или иначе, этот опрос – еще одно подтверждение того, что советский период и его достижения уже не вычеркнуть из истории страны. Более того, их не вычеркнуть из нашего настоящего и нашей сегодняшней жизни. Ведь мы до сих пор живем преимущественно за счет достижений советского времени: ядерный щит, сырьевые отрасли и промышленность, отстроенные в советское время, огромная часть культуры, под именем советской уже вошедшая в историю культуры русской и т.д.

Ибо что такого создано за последние 25 лет, чем мы могли бы всерьез гордиться? Пожалуй, только одним: мы еще не развалились и окончательно не потеряли страну и себя, мы пока еще живы, удержавшись на самом краю пропасти. Тотальное отвержение и черно-белая критика советской эпохи не смотрелись бы попросту неадекватно, если бы мы за эти годы создали хоть что-то свое, что сейчас существенно поддерживало бы нас на плаву. Но в нынешних условиях сколь угодно принципиальное ворчание в адрес советского, которое напрочь не замечает его достижений, похоже на неблагодарное отношение не слишком умного приживальщика в адрес своего одряхлевшего кормильца.

Причем вряд ли ностальгирующие по СССР люди соскучились по тоскливым партсобраниям, а тем более по сталинским репрессиям и преследованиям инакомыслящих. Вряд ли они являются и убежденными сторонниками классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Думаю, они с удовольствием вспоминают другое: доступное качественное образование и бесплатную медицину, социальную защищенность и заботу о детстве, выдающиеся культурные достижение и отсутствие хлещущей с телеэкрана пошлости. Увы, в советское время белое и черное, добро и зло переплелись слишком тесно, и в приступе сколь угодно сильной ностальгии мы не должны забывать о советском атеизме и идеологическом диктате. Этот дом был построен на зыбком, ложном фундаменте, поскольку в его основе лежала марксистская идеология. Поэтому он и рухнул, да еще и с такой «яростью и шумом». Наши сегодняшние страдания – это во многом расплата за грехи богоотступничества и легковерия, совершенные нашими предками в начале XX века и в конце XX – нашими отцами, тоже выбравшими неправильный выход из неправильной ситуации. Но также большой ошибкой было бы забыть и о положительных сторонах советского времени, чтобы уже нам не впасть в грехи избирательного отношения к истории и исторической слепоты.

«Симпатии к советскому означают, что потребительская психология и идеология еще не завоевала наш народ окончательно»

Интересно еще то, что голосующие за ушедший СССР люди должны помнить в общем-то совсем не роскошную советскую жизнь с ее общедоступным минимумом самого необходимого, что, зато, было у всех. Симпатии к советскому помимо прочего означают, что потребительская психология и идеология еще не завоевала наш народ окончательно (хотя слишком много на этом печальном пути уже пройдено). Однако по-прежнему многие из людей сердцем и душой выбрали бы довольно аскетичный советский быт, а не нынешнюю блестящую «замануху» и как бы изобилие, за которыми на самом деле скрываются депрессия, нервы и пустота.

СССР — это…

[tribulant_slideshow gallery_id=»4″]

Отсюда возникает еще один парадокс, касающийся уже нас как верующих людей: прекрасно понимая, что советские годы, особенно ранние, были временами ужасных, беспримерных гонений на Церковь, мы должны, тем не менее, зряче подойти к советскому периоду, разделяя и отделяя друг от друга разные явления и сущности. Понятно, что с коммунизмом как идеологией (которая на самом деле давно уже мертва) компромиссов быть не может. Не то с живыми людьми. Отделяя грех от грешника, мы не можем не замечать того положительного, что в них было: жертвенности, желания добра (пусть неправильно понятого), отсутствия стяжательства и т.д. Не исключено, что постепенно приходит время, когда радикально трансформированный социализм на российской почве в той степени, в которой он отказывается от атеизма и радикального революционаризма, может вступить в союз с Церковью против агрессивного глобального капитализма. Против идеологии воинствующего потребительства и радикального индивидуализма с его отрицанием каких-либо высших ценностей, заданных не собственно окончательно «освободившимся» человеком. Примерно о таком союзе, что это не исключено, размышлял под конец своей жизни выдающийся русский мыслитель К.Н. Леонтьев, считавший социализм еще не осознавшей себя реакцией будущего. И по крайней мере сегодня на русской почве так называемые коммунисты а-ля Зюганов являются вполне себе консервативной силой, и союз с ними вполне возможен.

В целом мне кажется, что в нынешней «тоске по советскому» выражается стремление огромной части нашего народа к исторической уникальности. Это воспоминания о временах, когда мы были не такие как все, да еще и претендовали задать цели и смыслы целому миру, были живым примером и образцом для без малого половины человечества. Результаты этого опроса – своего рода небольшой бунт против сегодняшней всё усредняющей глобализации и всеобщей либерализации. Поэтому их можно интерпретировать так, что это вовсе не стремление вернуться назад именно в СССР. Скорее это желание вернуться назад в конец 80-х годов, чтобы сделать уже иной выбор и выбрать действительно себя, а не те обманчивые и разрушительные иллюзии, которые чуть ли не привели нас всех к окончательному краху исторической России в 90-е годы.

ОБ АВТОРЕ:

pushaevЮрий Пущаев — старший научный сотрудник ИНИОН РАН, публицист

Обозреватель журнала «Фома». Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН).

Родился в 1970 году в городе Фрунзе (ныне г.Бишкек) Киргизской ССР. Окончил философский и филологический факультеты МГУ им. Ломоносова. Женат, трое детей.

ОПРОС:

А Вы сожалеете о развале СССР?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...