Значение праздника

Откуда же такая перемена? Чего ожидали жители Иерусалима, постилая под ноги едущего на ослёнке Христа свои одежды и пальмовые ветви и выпуская вперёд из толпы детей, чтобы они пели Господу осанну? Почему они оказались столь безумны, что буквально через несколько дней пришли ночью с ножами и деревянными кольями, чтобы схватить своего Мессию и повести на глумление и убийство?

Дело в том, что евреи ожидали земного владыку. Царя, который возродит их древнее государство, уничтожит Римскую империю и покорит евреям весь мир. Они ожидали сытости и изобилия земных благ, власти и раболепия язычников. И ради этого сами были готовы подчиняться и почитать…

Однако Господь глубоко разочаровал их своей проповедью: «Царство мое не от мира сего», «Царство Божие внутри вас есть», «возлюби ближнего своего, как самого себя», «пойди, продай имение твоё и раздай нищим».

Он учил своих последователей бренности этого мира, говорил о том, что собирать его сокровища бесполезно, так как и сам этот мир и жизнь в нём конечны. Призывал людей совершенствовать свою душу, устремлять свои мысли в будущую жизнь с Богом. Христос просил их потерпеть немного здесь, ради вечного блаженства там. Конечно же за такое его следовало убить!

Вот откуда этот кажущийся диссонанс между осанной в воскресенье и криками: «Распни, распни Его!» всего через несколько дней… Основная часть еврейского народа не желала жить вечностью и лишь немногие избрали путь своего Учителя.

Но эти немногие были правы — мы видим это сегодня, когда христианами является значительная часть населения Земли, и когда перед нашими глазами развернулись истории жизни тысяч и тысяч святых.

События праздника

События торжественного въезда Спасителя в столицу Иудеи описаны у каждого из четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава), хотя и имеют незначительные отличия в деталях.

На третьем году своего общественного служения и проповеди, Христос с учениками прибывает в Иерусалим незадолго до празднования ветхозаветной Пасхи. Проходя вблизи Елеонской горы и Вифании, Спаситель отправляет вперёд двух учеников, указав им дом, в котором они должны найти ослицу и ослёнка (или одного ослёнка) и привести к нему.

Когда ученики отвязывают животное, местные жители спрашивают зачем апостолы делают это, на что те, наученные Спасителем, отвечают: «он надобен Господу!» Ученики приводят ослёнка ко Христу и Он въезжает в Иерусалим на нём, чтобы исполнить древние пророчества о Мессии.

Горожане и пришедшие в город иудеи частью помнят пророчества, а частью поражены произошедшим перед этим чудом воскрешения Лазаря, который три дня находился во гробе, и встреча превращается во всенародное торжество: перед Христом люди постилают свои одежды и срезанные пальмовые ветви, а дети громко прославляют Спасителя: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Потом Спаситель приходит в храм, откуда выгоняет меновщиков и торговцев: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», исцеляет страждущих различными болезнями и вечером уходит из города в Вифинию.

Становление и особенности праздника

Вход Господень во Иерусалим (он же — Цветоносная Неделя) входит в число двунадесятых праздников – двенадцати самых главных церковных праздников после Светлого Воскресения Христова (Пасхи). В отличие от других двунадесятых праздников, этот не имеет предпразднства и попразднства.

В Восточных Церквях этот день в народе именуется Пальмовым воскресеньем (Неделей Ваий), а в России — Вербным воскресеньем, так как приходится на раннюю весну и верба практически единственное растение, начинающее оживать к этому моменту. Согласно историческим документам, вербу в праздник стали освящать как минимум с XI века.

Вербное воскресенье не имеет фиксированной даты, так как является частью подвижного годового богослужебного круга, связанного с праздником Пасхи. В 2018 году оно приходится на 1 апреля. Именно этим днём завершается период Великого поста.

Страстная седмица к Великому посту не относится и является отдельным малым постом, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа. События Страстной седмицы неразрывно связаны с событиями Лазаревой субботы и Входа Господня во Иерусалим.

Самое ранее описание праздника Входа Господня во Иерусалим встречается в воспоминаниях паломницы Этерии IV века. Вероятнее всего, торжественное празднование событий Цветоносной Недели зародилось именно в Иерусалимской Церкви. 

Этерия писала, что в праздничное воскресенье, после обеда, верующие шли торжественной процессией от Елеонской горы к храму Воскресения Господня. Они несли пальмовые и масличные ветви, пели песнопения с рефреном: «Благословен Грядущий во имя Господне». Одни из первых упоминаний о празднике также встречаются у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века. 

К седьмому веку праздник Входа Господня в Иерусалим стал общехристианским. До X века в иерусалимской богослужебной практике в этот день происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, вероятно, ехавший верхом на осле в подражание Спасителю.

Нечто подобное сохранялось и в соборном богослужении Константинополя до IX–XII столетий, а в Русской Православной Церкви упоминается в XVI-XVII столетиях. «Шествие на осляти» совершалось в Москве — от Успенского собора к собору Покрова-на-рву. В нём принимали участие не только патриарх с духовенством, но и царь с боярами и дворянами.

Во второй половине XVII века «шествие» на некоторое время распространилась на другие епископские кафедры России — Астрахань, Рязань, Казань и Тобольск, но к концу столетия вновь осталось только в Москве. При императоре Петре Великом традиция проведения «шествия на осляти» была упразднена.

В субботу накануне Вербного воскресения верующие приносят в храм пучки вербы. Во время полиелея на всенощном бдении священники совершают особый чин освящения верб и окропляют их святой водой. Позже православные христиане забирают веточки вербы домой, где хранят их, обычно возле икон, до праздника Пасхи. А некоторые верующие хранят освящённые вербы в течение всего года.

В день Входа Господня во Иерусалим христианам дозволяется ослабить пост и вкушать рыбу, подсолнечное масло, вино и морепродукты.

Народные традиции

На Руси особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

Прутья вербы старались сохранить в доме до следующего Вербного воскресенья, после чего меняли на новые, а старые сжигали в печи.

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем вас, дорогие читатели, с праздником Входа Господня во Иерусалим! Желаем вам, чтобы ваша «осанна» Господу была от чистого сердца и закончилась для вас обретением Царствия Небесного!

Андрей Сегеда