Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиление» Белозерская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы «Боголюбская», исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Вот о ней сегодня я и хочу рассказать. О ней и немного о замечательном князе Андрее, благодаря которому эта икона появилась на Руси.

***

Боголюбская икона — одна из самых древних и почитаемых на Руси. Ее приписывали кисти апостола Луки и почитали чудотворной. Однако у иконы непростая судьба, хотя, казалось бы, она не покидала пределы Владимира. Она появилась в княжение Андрея Боголюбского, и князь повелел поставить ее в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул Киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на Суздальских землях.

Уезжая в дальнюю дорогу, взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой.

Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Отсюда одни связывают наименование иконы с именем князя, другие – с названием монастыря. Примечательно, что целых девять лет князь пребывал при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии названной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира.

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей. «Тверская летопись» сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку. Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, и они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», – в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Заговор жены с боярами часто именуют «Иудиным соглашением». Слишком оно похоже на новозаветное кровавое деяние. Но вернемся к иконе и ее судьбе на нашей многострадальной российской земле.

После разрушения монастыря в XVIII веке Боголюбскую икону поместили в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751–1756 годах на месте древнего. Во II половине XIX века чудотворный образ перенесли в новый монастырский собор, названный уже в ее честь. После закрытия обители в 20-х годах XX века икона обрела новое место — в приходской церкви во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позже ее перенесли в Успенский собор Владимира.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верной Защитницей принятого Ею под Свой Материнский покров монастыря, и слава его и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный (который был ослеплен, за что и получил свое прозвище) повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

В 1946 году Боголюбская икона была изъята из собора и поступила во Владимирский областной краеведческий музей, где находилась вплоть до 1992 года, когда снова была передана Церкви и была поставлена в Успенском соборе Владимирского Княгинина Успенского монастыря. Но и на этом не закончилась ее история.

В 2009 году при очередном реставрационном обследовании иконы ее состояние было найдено катастрофическим, и икону снова перенесли во Владимирский музей. В результате многолетней работы реставраторам удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. В марте 2016 года за эту работу генеральный директор Центра им. И.Э. Грабаря Александр Лесовой и реставратор Александр Горматюк получили премию газеты «The Art Newspaper Russia».

***

Боголюбская принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, широко распространенному в византийском искусстве.

«Некоторые исследователи считали, что на иконе первоначально присутствовало изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы»

Богоматерь представлена в рост, с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии – Иисуса Христа, Владимирской иконы, Архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи. В этой иконе выражен ходатайственный и заступнический образ Божьей Матери.

Некоторые исследователи считали, что на иконе было первоначально изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы. Действительно, такие изображения также были распространены в византийском искусстве. Но доказать, что фигура коленопреклоненного князя действительно была на иконе, совершенно невозможно из-за плохой сохранности красочного слоя, особенно в нижней части доски.

В 1820 году жители Владимира украсили Боголюбскую икону сплошным серебряным окладом, который во второй половине XIX века был дополнен чеканным изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу. А на свитке в руках Богоматери был выбит текст: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное».

Боголюбская икона, на которой представлен образ заступничества Богоматери, впоследствии вдохновила древнерусских иконописцев на создание икон, в которых у ног Божьей Матери изображали и соловецких святых, и московских государей, и простых людей.Общецерковное почитание Боголюбской иконы было установлено в последней трети XVII века. Это связано с особым почитанием Нарышкиными Андрея Боголюбского.

Известно, что в 1672 году крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит князь Андрей Боголюбский. В день святых Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре и получил имя Петр.

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны Ивана и Андрея Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а через несколько лет над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы, первый храм в Москве с таким посвящением.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Ко дню празднования Боголюбской иконы перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» – после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы.

В народе, который весьма почитает этот образ Пресвятой Богородицы как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».

Богородица всегда выступает перед молящими как посредница между ним и Господом. Молитва Боголюбской иконе Божией Матери часто содержит прошения о спасении человека от болезней и стихийных бедствий, национальных распрей и клеветы против народа, от пожаров в лесах и на полях, от голода и нищеты, от смертоносных эпидемий, от наводнений, морозов и засух, от нападения агрессоров из других государств и от разрушающих внутригосударственных распрей. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.

Иконе Божией Матери «Боголюбская»

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусомужная Дево, Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню / и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити / и спаси души наша.

Иной тропарь, глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, / христианская Надеждо и Заступнице, / печальных Утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние, / молим Тя: милостива буди нам, грешным, / и не остави раб Своих, / и не отрини моления верных, / в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих. / О Владычице, Благая Помощнице! / Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, / нас бо ради молит Богородица / Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу / и всем верным во спасение.