1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 оценок, среднее: 4,63 из 5)
Загрузка...

Брачные мифы


Действительно ли существуют некие мистические знаки, указывающие на благополучие или неудачу будущего супружества? Настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Витебска протоиерей Владимир Артеменко прокомментировал самые распространенные свадебные приметы и предрассудки.

Просмотров публикации 1 263

Если подгадать бракосочетание к одинаковым цифрам дня, месяца, а еще лучше и года – брак будет счастливым.

Вспоминается, как на протяжении девяти лет желающие создать семью женились 01.01.2001, 08.08.2008 или в другие годы с подобными цифровыми совпадениями. Работники ЗАГСов говорили, что в эти дни регистрировалось самое большое количество пар. И к нам, священникам, чаще обращались с просьбой обвенчать именно в указанные даты. Что не всегда представлялось возможным. Поскольку, например, 1 января 2001 года выпадало на строгую неделю поста накануне Рождества Христова. Или на Великий пост – 04.04.2004.

Да, есть даты, к которым молодые издавна подгадывали вступление в брак. Но речь шла не о каких-то якобы счастливых или несчастливых цифрах, а о больших церковных праздниках, с которых начиналась благословляемая Церковью свадебная пора. Это Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. И еще один пик свадеб приходится на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи.

Свадьба в понедельник – к богатству. Во вторник – к здоровью. Среда – день для свадьбы счастливый. Четверг принесет одни трудности в семейной жизни. Пятница также для свадьбы не годится.

Все эти приметы не имеют разумного обоснования. В Православии иной, осмысленный подход к брачным торжествам, выпадающим на конкретные дни недели. Среда и пятница являются постными днями, в которые вспоминается предательство и распятие Христа. Поэтому во вторник и четверг не венчают, ведь предстоящая брачная ночь – постная.

В мае нельзя расписываться в ЗАГСе и венчаться – будешь всю жизнь маяться.

Это суеверие пришло к нам из язычества, от древних римлян. Римские мужчины не женились в мае, потому что именно в этом месяце приносились жертвы мертвым и все носили траур. В Древнем Риме с 9 по 13 мая проходили Лемурии – дни, посвященные духам умерших. В этот период закрывались храмы, не совершались браки и в течение всего месяца празднества были нежелательны.

У славян последний месяц весны, напротив, предвещал веселье и радость. Ведь позади Великий пост. Продолжается весенний мясоед. Оживает природа.

Поверье, по которому якобы нежелательно вступать в брак в мае, возможно, связано с созвучием слов май – маета – маяться. Или же с тем, что в мае начинаются посевные работы.

Мнение Церкви на этот счет таково: «В мае месяце избегают браков якобы потому, что брачующиеся в этом месяце будут всю жизнь маяться, то есть плохо жить. Нелепое и смешное верование, возникшее вследствие простого случайного совпадения слов».

Разве распадаются и бывают несчастливы только браки, заключенные в мае? Конечно, нет. Люди маются не потому, что в этом месяце семью создают, а от себялюбия и гордыни. За подобными суевериями часто скрывается внутренняя незрелость и уход от ответственности. Мол, семья не сложилась из-за того, что «несчастливые» даты для свадьбы выбрали, а не потому, что должных усилий не приложили к сохранению любви.

К слову, 21 мая Церковь чтит память евангелиста Иоанна Богослова. Его еще называют «апостолом любви». Этому святому молятся о благополучии и счастье супружества. Так что если у вас есть желание создать семью именно в мае, не стоит откладывать.

В високосный год свадьбу лучше не играть и не венчаться.

А пить, есть, ходить на работу можно? Так почему нельзя семью создать в году, где на один день больше, чем в остальных? Это единственное – и при этом несущественное – отличие високосного года от других.

Если в пост сыграть свадьбу – счастья не будет.

Это мнение ближе к истине. Церковь не благословляет брачные торжества в посты, поскольку это время молитв и покаяния. Особой сосредоточенной духовной жизни, которая мало сочетается с обильным столом и весельем, присущим свадьбе.

Невенчанный брак является греховным сожительством.

Церковь не считает брак, зарегистрированный в ЗАГСе, прелюбодеянием или блудом. Брак может быть церковным и нецерковным. Но это настоящее супружество, а не блуд. Блуд – это сожительство вне брака, единение людей, которые хотят только делить свою плотскую жизнь без глубокой ответственности друг за друга. При этом они не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят узаконить отношения. Вдумайтесь в это словосочетание – «узаконить отношения». К слову, грех дословно переводится как беззаконие, то есть действия вне закона.

Венчание – это модный обряд.

Прежде всего, не обряд, а таинство. Чем отличается таинство от обряда? Обряд – это сам порядок совершения таинства, церковной службы. Или часть богослужения. Например, помазывание освященным маслом, освящение воды, жилища.

В таинствах человек освящается, обновляется, преображается на душевном, духовном и телесном уровне. Таинства – от слова «тайна». В них сокровенно действует Божественная благодать. Например, во время венчания пара мистически делается единой плотью. Это не просто красивый образ, метафора. Такое чудо буквально ощущают венчаные супруги.

Люди, которые сегодня приходят венчаться, бывают зачастую далеки от христианского понимания брака. Начинаешь с ними беседовать, и выясняется, что обвенчаться они хотят, потому что это «красиво, романтично и модно». Мало кто понимает, что венчаный брак – огромная ответственность перед избранником, Богом и обществом. И какое это имеет отношение к сиюминутному и преходящему понятию моды? Ведь супруги дают клятвы любви и верности не только друг другу, но и Господу. Здесь уже нет места легкомыслию. Мол, поживем – увидим, если что – разбежимся. Как говорил протоиерей Аркадий Шатов (сейчас епископ Пантелеимон):

«Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых личностей, а как на подвиг и школу любви. И если ты соединился в браке с человеком – должен пройти эту школу до конца, а не до первых трудностей»

Если падает кольцо во время венчания или погаснет свеча – к разводу или вдовству.
Не бойтесь таких моментов! Эти случайности не таят никакой зловещей мистики. К ним нужно относиться спокойно – всякое бывает.

Беременной грешно венчаться

Грешно – до или вне брака забеременеть. Но опять-таки это не повод откладывать свадьбу или таинство брака. Перед венчанием жених и невеста исповедуются. На исповеди надо в этом покаяться. Родить в любом случае лучше, будучи обвенчанной. Ведь благодать этого таинства переходит и на детей!

Тем, кто прожил в браке много лет, венчаться уже нет смысла.

Венчаться есть смысл при любом стаже семейной жизни. Церковь только приветствует желание пар, проживших годы и десятилетия в крепком браке, скрепить его Божьим благословением. Ведь настоящий брак, начавшись на земле, продолжиться и в вечности. Там любовь мужа и жены раскроется во всей полноте и совершенстве. Сколько бы ни было лет такому союзу и супругам, их обвенчают с радостью.

Повенчались, а потом разбежались. Венчаться – к скорому разводу.

Венчание никак не может ускорить развод. Это абсурд. Венчаные и невенчаные союзы распадаются из-за нежелания супругов нести ежедневные, ежечасные труды в преодолении своей косности, негибкости, эгоизма.

Вечная любовь, к которой Церковь призывает мужа и жену, – это не только чувства, а еще ответственность и порядочность. А также волевое решение любить своего избранника несмотря ни на что. Независимо от уровня достатка, потери молодости и красоты с годами. Если не принять такого глубокого и серьезнейшего решения – чувства и брак станут крайне непрочными и шаткими. И будут зависеть от огромного количества обстоятельств.

Мне запомнились сказанные в свое время слова Патриарха Кирилла:

«Мы не язычники, чтобы считать таинство брака чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает ни человека, ни отношения сама по себе, без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то как может венчание сделать такое супружество прочным?»

Церковный развод называется «развенчанием».

Нет такого понятия как «развенчание». Поскольку люди сочетались в «плоть едину» – их отношения относятся к категории вечности. И только в некоторых обстоятельствах дается церковное благословение на повторный брак.

И, к слову, второбрачие, как и, в крайнем случае, третьебрачие – это снисхождение к человеческой немощи. Венчание для повторно брачующихся пар уже включает в себя две покаянные молитвы. Оно не такое торжественное, как для людей, вступающих в церковный брак впервые.