Иногда люди, мало знакомые с церковной жизнью, смотрят на верующих и задаются вопросом: «А чем они вообще отличаются? Где их преподобие? Где чистота, где высота жизни, где та самая святость?» 

Действительно бывает так, что повседневная жизнь христиан вызывает вопросы, ответы на которые звучат неудобно. В чем же тут дело?

Дело в том, что Бог действует не как очистительная машина, способная «отбелить» человека по заданной программе. Работа над душой — это работа эксклюзивная, которая хоть и ведется одними и теми же средствами, но каждый раз исполняется не по шаблону.

Душа — это творение штучное, неповторимое, поэтому результат тут предсказать нельзя. Нельзя предсказать, каким будет человек, открывший для себя веру, через, скажем, год регулярного пребывания в храме. Бывает, что со временем кто-то укрепляется в вере, а кто-то наоборот — постепенно остывает, охлаждается и даже каменеет.

Именно об этом говорит церковное словосочетание: «окамененное нечувствие». Но «вода по капле и камень точит», и значит, вода Божьей благодати способна расточить и камень, который отвердевает в сердце.

«Люди, смотрящие на церковную жизнь со стороны, видят верующих на разных этапах их духовного становления и поэтому делают противоречивые выводы»

Люди, смотрящие на церковную жизнь со стороны, видят верующих на разных этапах их духовного становления и поэтому делают противоречивые выводы: кто-то как будто свят, а кто-то — «вообще непонятно, что он в Церкви делает…»

Однако важно понимать, что «святость» этих верующих не в том, что они похожи на преподобного Серафима Саровского или Сергия Радонежского, а в том, что они уже не похожи на прежних себя. Что между ними в прошлом и настоящем уже есть разница, и они эту разницу в себе неподдельно ощущают.

Их чистота не в том, что они по-евангельски «чистые сердцем», а в том, что грязь в их душах уже не выплескивается на ближнего, как раньше. Их преподобие не в том, что они иконоподобны, а в том, что они уже не подобны самому худшему в себе — тому, чем они были до встречи с Богом.

И быть может, их тихие, неумелые и простые молитвы как раз об этом — о благодарности Тому, Кто сделал их перемену возможной и очевидной. Очевидной для одних и невидимой для многих.