Уже на следующий день Предстоятель прибыл в Троице-Сергиеву лавру, отслужил праздничную Литургию в Успенском соборе, посвященную обретению честных мощей святого преподобного Сергия Радонежского. В Лавре тоже было очень много народу – яблоку негде упасть. В последнее время бываю там часто, не только в воскресные, но и в будние дни. Немного огорчает меня шумная суета, порожденная иностранными туристами, в основном многочисленными китайцами, ранее не свойственная обители.

Не в обиду китайцам, но они ведут себя неподобающим образом: толкаются, галдят, бегают, как невоспитанные дети. Конечно, требовать от них благоговения к нашим святыням невозможно, но уважения к обители игумена Русской земли внушить им как-то надо. Должно же быть у нас что-то такое, что заставит их безмолвствовать от удивления, глядя на золотые купола Троицкого собора.

Так вот, как раз в день святого преподобного Сергия китайцы потерялись. Я видела их недоумевающие взгляды и слегка испуганные лица, когда они, прижавшись спинами к стенам у древних ворот, не решались идти дальше, потому что река паломников, приехавших в этот день в гости к любимому святому, не иссякала. После Литургии на площади у источника отслужили молебен. И благоговейная тишина, несмотря на многотысячное скопление народа, была непонятна китайцам, но они все же не осмелились нарушить ее, невольно проникнувшись уважением к священнодействию. Получается, что только личным примером наш народ может заставить иностранцев почитать наших святых и хотя бы попытаться понять загадочную русскую душу.

Молебен закончился в полдень, но душа, напитавшаяся благодатью, совсем не желала возвращения в суетливую и шумную Москву. Мы решили отправиться в Черниговские пещеры, которые находятся вовсе не в Чернигове, а примерно в четырех километрах от Троице-Сергиевой лавры.

прп. Варнава и имп. страстотерпец Николай II

19 июля Церковь празднует память преподобного Варнавы – старца-утешителя и духовника Пещерного отделения Гефсиманского скита. Сохранилось предание, что старца посещал в 1905 году последний император России Николай II. Известно, что старец Варнава подтвердил пророчество о мученической кончине царской семьи и благословил будущего царя-мученика на крестный путь.

Старец Варнава, как и преподобный Серафим Саровский, скончался, стоя на коленях с крестом в руках. Но умер он не в келлии, а в святом алтаре на молитве 17 февраля 1906 года. При жизни он никогда не удалялся в затвор, а принимал людей, иногда до 500 человек в день. Его мощи покоятся в храме в честь иконы Божией Матери Черниговская.

Но самым настоящим чудом – сокровищем духовной жизни русского монашества – является подземный храм в честь Архангела Михаила, о котором мне хотелось бы сегодня рассказать читателю. Даже в праздничный день народу в скиту немного. Спустившись к источнику, который находится у прудов за стенами обители, мы увидели

небольшую табличку, на которой было написано, что источник этот – отвод из колодца, находящегося в пещерном храме Архангела Михаила, выкопанного монахами.

Конечно же, мы вернулись в скит и попросили у монахов разрешения осмотреть этот храм. Оказалось, что вполне официально можно заказать эксурсовода, который не только покажет храм, но и проведет почти по всем тайным монашеским келлиям и подземным ходам, расположенным на глубине семи метров под землей.

«По послушанию Филипп женился, в браке даже родились трое сыновей. Но после смерти жены Филипп стал юродствовать»

прп. Филипп

Появлению этого храма мы обязаны блаженному юродивому Филиппу, пришедшему в эти места в середине XIX века. Современные монахи с любовью называют его Филиппушкой, он является местночтимым святым. Родом он из владимирских земель. Родители его были благочестивыми людьми, они привили сыну любовь к Богу, но отец Филиппушки не обрадовался, когда сын объявил ему, что мечтает о монашестве. По послушанию Филипп женился, в браке даже родились трое сыновей. Но после смерти жены Филипп стал юродствовать. Он ходил босиком, одевался в тряпье, почти ничего не ел. Его внешний облик вызывал насмешки, но постепенно люди заметили, что по молитвам Филиппушки люди получают исцеления от болезней, и прониклись уважением к юродивому.

Так он странствовал несколько лет. За время своего страннического подвига он дошел до Киева, где некоторое время находился в Киево-Печерской лавре. Там подвижник проникся любовью к святым Антонию и Феодосию Печерским. Очевидно, что тогда же он задумал создать подобные пещеры и в северных местах. Филиппушка стал носить под одеждой вериги и тяжелый железный посох с медным голубем – символом Святого Духа.

В те времена митрополитом был Филарет. Побеседовав со странником Филиппушкой, он увидел в нем богатые духовные дары и благословил ему пожить в Троице-Сергиевой лавре. Подвижник с молодых лет мечтал об уединении, но в Лавре ему уединиться не удавалось – большое число братии и любопытство прихожан этому не способствовали.

В то время как раз зарождался Гефсиманский скит, и наместник Лавры Антоний разрешил Филиппу перейти жить туда. Но строительство скита тоже не предполагало тишины, и Филиппушка поселился в лесной сторожке, стоящей примерно в 500 метрах от ограды. Под сторожкой он выкопал глубокий погреб, где стал молиться Богу. Вскоре к нему присоединились два послушника, которые расширили погребок, укрепив его стены деревянными досками. Митрополит Филарет, узнав о новом подвиге Филиппушки и его товарищей, благословил их на пещерничество. Братия постепенно расширяла пещеру, создавая отдельные подземные кельи, соединенные друг с другом узкими проходами.

Число монахов, желающих затворничества, постепенно увеличилось. Подвижники задумали выкопать подземный храм. Землю выносили наружу на себе в мешках. Грунт в этих местах очень слабый, деревянные доски плохо держали его. Однажды двух послушников – Андрея и Митрофана – завалило насмерть. После этого стали укреплять своды и стены привозным камнем. В пещерах было очень сыро и холодно. Филиппушка тяжело заболел, и наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний постриг его в малую схиму с именем Филарет. Вдохновленный постригом, подвижник выздоровел и продолжил свои труды.

Через три года к пещернику приехали его сыновья и, пораженные подвижничеством отца, – все трое – приняли постриг и сделались пещерниками по примеру своего родителя. Но

враг рода человеческого не дремал. Пещерная братия оклеветала основателя общины, и это печальное событие заставило Филарета переселиться в Лавру, где от расстройства он снова заболел, несмотря на то, что условия проживания в монастыре были намного лучше, чем в Пещерах.

В 1863 году Филарет принял великую схиму с именем Филипп. По состоянию здоровья он вынужден был отложить свой посох с медным голубем и носить обувь. К нему стекалось множество народа за житейскими и духовными советами. Он никого не оставлял без помощи. Филипп скончался в возрасте 66 лет, его мощи находятся сейчас в Иверской часовне в Пещерах, рядом с подземным храмом Архангела Михаила.

Присутствие Филиппушки ощущается во время нахождения в подземном храме постоянно – так, будто он ходит за паломниками и заглядывает в сердце каждому приходящему. В одной из пещерок стоит деревянная скамья. Нынешние монахи так же, как и их предшественники, молятся здесь за весь мир. Один из паломников, бывший с нами, задержался на этой лавочке в уединении. Он утверждал после этого, что почувствовал присутствие ангела, который принимал его молитвы.

На фреске в храме Филиппушка изображен в полный рост. Вообще, на роспись пещерного храма Архангела Михаила стоит обратить особое внимание. Ну, где еще вы можете увидеть знаменитых святых Пересвета и Ослябю? На потолке изображены редкие ветхозаветные сюжеты: борение Иакова с Ангелом, лестница Иакова, борьба за тело Моисея. Этой удивительной росписи мы обязаны современным мастерам.

Кроме церкви Архангела Михаила, под землей еще есть церковь Антония и Феодосия Печерских и часовня Иверской Божией Матери.

В 1920 году храм был закрыт, частично затоплен водой, некоторые помещения использовались как овощехранилище. Чудотворная Черниговская икона Божией Матери исчезла, и никто, к сожалению, ничего не знает о ее судьбе. Может быть, Она еще смилуется и явит себя нашему бренному миру. Зато среди святынь скита находится камень от гроба Пресвятой Богородицы, привезенный из Иерусалима в 1850 году. Только в XXI веке началось возрождение скита, и будем надеяться, что молитвами святого преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы и местночтимого святого Филиппа молитвенный дух скита будет укрепляться и развиваться, а тайные пещерные молитвы братии по невидимым проводам будут возноситься на Небеса и дарить нашему бренному миру надежду на спасение.