Пт. Дек 6th, 2024

«Из семейства русского и благочестивого»

Так писал о своем происхождении Достоевский. Весь уклад жизни семьи будущего писателя подчинялся распорядку отца, Михаила Андреевича, врача Мариинской больницы для бедных. В автобиографических заметках Федор Достоевский указывает и на обязательную семейную молитву, а главное, частое чтение Евангелия, наложившее на детскую душу определяющий жизненный отпечаток. Детство писателя проходило в скромных условиях, но в окружении близких и любящих людей. Воскресные и праздничные службы, а также летнее паломничество в Троице-Сергиеву лавру были для Достоевских обязательным делом. Нрав Федора Михайловича ковался христианским воспитанием детства.

Традиции семейного чтения передовых произведений эпохи, несомненно, развили в Достоевском навык к размышлению, творчеству и любознательности. Федор Михайлович учился читать под надзором матери уже с 4-х лет, главной книгой для этого стали «Сто четыре истории Ветхого и Нового Завета». В 1828 году Достоевские становятся дворянским родом и переезжают в пусть и маленькое, но свое собственное село Даровое в 150 километрах от Москвы. Деревенская жизнь оказала влияние на Федора Михайловича и позже нашла отражение в таких произведениях, как «Бедные люди» и «Бесы».

В 1834 году Достоевский вместе с братом Михаилом поступает в элитный московский пансион Чермака. Современники уже тогда заметили печать мыслителя в Фёдоре:

«Серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками».

Позже Достоевский поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, где организовал с товарищами литературный кружок. Во время, свободное от учебы, к которой писатель не проявлял ни малейшего интереса, он зачитывался трудами Гомера, Гёте, Байрона, Шекспира и других значимых литературных творцов древности и современности. По выпуску из училища Достоевский всего год состоял на военной службе и вышел в запас по собственному желанию в 1844 году. Писатель грезил литературой.

Зарисовки русской жизни

Произнося фамилию Достоевский, на язык неизбежно просится «Преступление и наказание». Но литературные опыты писателя начались гораздо раньше. И за каждым словом стояли насыщенные и порой непростые события жизни Федора Михайловича. Первые произведения Достоевского, писанные им еще во время учебы, не сохранились.

Однако в 1845 году был завершен роман «Бедные люди». Достоевский попадает в кружок знаменитого литературного критика Белинского, который восторженно, как благословение, согревавшее позже писателя на каторге, скажет слова:

«Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!»

Внутреннее стремление к свободе, поиск смысла и горячий порыв на лаврах славы свел Достоевского с петрашевцами, «вольнодумцами», придерживавшимися, однако, очень разных взглядов. Сам Федор Михайлович отказывал социал-демократам в какой-то новой истине и отстаивал позицию исключительности Евангелия в верном определении направления жизни человека. Попав в общение семерки радикалов, сплотившихся вокруг коммуниста Спешнева, писатель по роковому стечению обстоятельств попадает под арест и даже приговаривается к смертной казни. Не так давно вышло в свет произведение «Белые ночи», Достоевский затрагивал тему любви, предательства и прощения. Смертный приговор писателю и его друзьям по несчастью был отменен. Над осужденными вместо казни провели целый обряд, до последнего держа их в неведении о помиловании. Примечательно, что ожидая смерти, Достоевский сказал Спешневу: «Мы будем со Христом». Писатель был христианином всю свою сознательную жизнь вне зависимости от политических взглядов. Осужденный Федор вспоминал, что каторга не была для него в тягость – наоборот, она сделала вчерашнего петрашевца новым человеком. В горниле испытаний христианский дух не надламывался, а закалялся, как сталь. Каторга стала для писателя местом очистительных страданий,

Череда амнистий спасла Достоевского от длительного заключения, и через 4 года после каторги он, в чине рядового солдата, проходит службу в Семипалатинске, женится, получает полную амнистию и длительный тайный надзор за собой от полиции. В 1865 году Достоевский начинает работу над, по его же собственному выражению, «лучшим своим произведением». Здесь-то писатель и демонстрирует всю природу проникновения греха в человека, развитие помысла, обоснование и, наконец, совершение самого страшного – лишения жизни другого человека. Но вместо облегчения Раскольников получает чувство богооставленности, внутренний разрыв с обществом, муки совести. В противовес этому, сознавшись в убийстве и отправившись нести «епитимью» на каторгу, главный герой «Преступления и наказания» получает облегчение. Достоевский очень часто говорит в своих произведениях о том, что сам Господь посылает человеку тяжелые жизненные испытания как способ только таким образом пронзить его очерствевшую от налета духовной скверны душу, вызвать покаяние и перемену ума, необходимые душе для спасения.

Любимым персонажем Федора Михайловича стал никто иной, как главный персонаж романа «Идиот» князь Мышкин. Герой в черновиках романа называется – ни больше, ни меньше – «князем Христовым», а параллель со Спасителем в аллюзиях на евангельские сцены отмечал литературовед Долинин.

«Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете», – писал Достоевский.

Многие черты характера Мышкина автор «писал» с самого себя. Герой стал настоящим олицетворением христианской добродетели, и его главное стремление – «восстановить и воскресить человека».

Важным и значимым произведением, романом русской жизни «Братья Карамазовы» завершил Достоевский не только свое творчество, но даже земной путь. Через 2 месяца после его публикации Федор Михайлович отошел ко Господу. Три родных брата – как типы личностей, по-своему отвечающих на извечные вопросы о Боге и бессмертии души. Ивана Карамазова характеризуют фразой «если Бога нет, то все позволено» и таким образом рисуют атеистов всех времен, чья жизнь бессмысленна и рассеяна на мирскую суету. Алеша уверен и в Боге, и в бессмертии своей души. Дмитрий верит в Бога, но не чужд сомнений.

Поле битвы – сердца людей

Для своих современников, людей XIX века, Достоевский был крупным русским писателем, но не больше. По-настоящему пророческая сущность мастера пера раскрылась в следующем веке, когда процессы, замеченные бодрым христианским оком Федора Михайловича на фоне имперской расслабленности, громом средь ясного неба ударили по России залпами революций. Безбожие XX века – как новое грехопадение, расчеловечивание, «если Бога нет, то все можно». Свобода – это отныне не освобождение от уз греха, а наоборот, потакание ему, когда глас поврежденной падением природы стал ложно оцениваться как естественное и нормальное состояние человека.

«Когда закончится Достоевский?» – это вопрос русской жизни, исполненный не раздражения или сарказма, но тяжкой боли в понимании, насколько глубоко видел предстоящие мировые процессы писатель. В «Легенде о великом инквизиторе» Достоевский показывает и наши дни. Человек, оставшись без Бога, будет искать нового рабства, комфортного и сытого. «Не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Не эта ли модель каждодневно проявляется в компромиссах современников в жизни, лишь бы иметь теплое место?

Основной чертой русского народа Достоевский называл справедливость и жажду ее. Речь, несомненно, шла не о жестокой устремленности наказать и покарать, а подразумевалась особенность непримиримо «жаждать и алкать правды» в христианском смысле, не мириться с несовершенством мира и самих себя. Постоянно будить засыпающую и сдающуюся под гнетом мира совесть. Писатель очень тонко заметил, что вера русского народа – это не одна церковность, но живая вера во всей полноте жизни. Православие – это не воскресный поход в храм как одно из ряда дел человеческих. Наша вера требует изменения себя и преображения пространства вокруг, взгляда на мир очами Христа.

Спасителя Достоевский называет любовью русского народа, Смыслом существования, конечной точкой всех устремлений и внутреннего надрыва. Неверующие критики с ужасом и непониманием порой оценивали страдания героев и высказывания Федора Михайловича о добровольном принятии мук ради Бога. Оно и понятно, страдание ради страдания, тяжелые жизненные обстоятельства без Создателя превратят нашу земную жизнь в настоящий ад, надломят, выпотрошат всю душу. Но в вере – которая не от мира сего – жизненные трудности и воспринимаются, и принимаются, и ощущаются совсем

иначе. Испытания – это Божественное сверло, пронзающее нашу черствую душу, освобождая ее задыхающиеся от греха легкие для спасительного воздуха благодати. Может быть, мы до сих пор еще не разгадали Федора Михайловича и до сих пор не поняли тех тонких и острых замечаний, которые он своим пытливым, чистым, честным, искренним христианским умом пытался раскрыть, прежде всего для себя самого, непрестанно пребывая в поисках ответов на вопросы о Боге и бессмертии души.

Владимир Соловьев говорил о Достоевском: «Творят жизнь люди веры». Сознательная жизнь Федора Михайловича начиналась с чтения Евангелия – им же и завершилась в последние минуты жизни. Достоевский сказал русскому народу самое главное – мы будем народом, пока мы будем верить во Христа, надеяться на Него, всем сердцем любить Его. 1000 лет назад Господь избрал племена восточных славян для великой русской миссии – проповеди Бога Живого. Федор Михайлович Достоевский, плоть от плоти нашего народа, с этой ответственной задачей справился. А мы?

Related Post