Некий философ сидел на поляне и размышлял. Он обычно так и делал каждый день. И при этом не считал себя праздным.

Напротив, философ был глубоко убежден, что день прожит зря, если ему не удалось путём логических измышлений решить какой-нибудь парадокс или дилемму. Он был рад, если ход его мыслей был стройным и логически завершенным. Порой он радовался как ребенок, находя неожиданный ответ на вопрос, мучивший его долгое время. И философ готов был с радостью поделиться своим решением с братьями по разуму – коллегами-философами. Вот и сегодня, как уже было сказано, философ размышлял над одним парадоксом, который не давал ему покоя много лет – парадоксом всемогущества.

Наморщив лоб, философ повторял про себя основные моменты этого парадокса: «Попросите Бога сделать камень, который Он не сможет поднять. Если получится, значит, Его всемогущество утратило силу. А если нет – то Он и не был всемогущ».

На протяжении сотен лет лучшие умы человечества так или иначе обращали внимание на этот вопрос. Многие из них, так и не справившись с проблемой, утратили веру. Многие успокаивали себя нагромождением объяснений, выстраиваемых поэтапно, которые вроде бы и решали проблему, если каждое последующее звено в логической цепочке рассматривать с оглядкой на предыдущее, но вдруг теряли всякий смысл, если от первоначального вопроса перейти сразу к предлагаемому ответу.

Нет, абсурд…

Наш философ был далек от отрицания и потери веры, он чувствовал, что ответ прост и лежит где-то на поверхности.

Время от времени он возвращался к этому парадоксу, но, не сумев приоткрыть завесу тайны, благоговейно отступал. Однако ненадолго. Однажды он даже сравнил этот парадокс с Древом познания добра и зла. И испугался. А что если это действительно так? Что если Бог вдохновил людей на разгадку этого парадокса именно с целью показать, что не стоит пересекать некую грань, иначе можно повредиться. Не стоит проверять Бога, просто доверяй. Что если этот парадокс есть критерий смирения человека перед неразгаданной тайной Бытия Божия? Не понимаешь – ну так и смирись.

Несомненно, смирение являлось той добродетелью, перед которой наш философ преклонялся, так как был верующим человеком, и долгие годы философской работы не утомили его стремление познавать Бога.

И сейчас, сидя на поляне, философ смотрел на большой камень, лежащий в центре. И думал, думал, думал…

Не находя решения, он встал и начал ходить вокруг камня. Время уходило, солнце клонилось к горизонту. Философ не мог допустить, чтобы этот день был прожит зря.

Он решил прибегнуть к методу Простой Неожиданности, который сам же и придумал. Метод заключался в том, чтобы предложить решить проблему человеку, далекому от философии. Первому встречному. И иногда метод срабатывал – философ, зацикленный в своих умозаключениях, ходил по кругу, а первый встречный человек в простоте ума мог дать толчок для ответа. Сказать по правде, философ долго не мог отважиться решить парадокс всемогущества этим методом. Все-таки вопрос очень серьезный. Но сегодня, почти отчаявшись, он все же склонился на этот путь.

И философ вышел на дорогу, ведущую к городу, в надежде встретить помощника.

Первым встречным оказался пьяный нищий. «Вот так помощник», – подумал философ. Но метод есть метод.

Отступать уже нельзя.

– Скажи мне, брат, ты веришь в Бога? – спросил у нищего философ.
Нищий удивленно взглянул на философа, но ответил сразу:

– Да, верю.

– Вот, я философ, а не могу ответить на один вопрос. Может, ты мне поможешь? Подумай: может ли Бог создать
такой камень, который Сам не сможет поднять? Ответ нищего поразил философа (и это было первое озарение):

– А зачем тебе это знать?

«Вот тебе и Древо познания добра и зла! Действительно – зачем?» – подумал философ, а вслух сказал:

– А все же, может или нет?

Нищий подумал, достал из сумки бутылку, отхлебнул из нее, скривился и вытер губы рукавом.

– Вот я сейчас выпил из этой бутылки. В этом нет никакого смысла. Я пью, потому что хочу пить. И никому от  этого не хуже и не лучше. А зачем Богу создавать камень, от которого нет никакой пользы, кроме вреда, и от которого никому не лучше? Э-эх, философ-философ!

И нищий побрел дальше.

Философ, пораженный, оставался на месте, а его губы шептали: «Не хуже, не лучше, нет никакой пользы…»

Вдруг он вскрикнул (и это было второе озарение) и бросился бежать на поляну, где возле камня лежали его карандаш и бумага.

Примчавшись на поляну, он стал быстро записывать хаотичные мысли, роившиеся в голове. И он успел все записать до того момента, как солнечный диск окончательно скрылся за линией горизонта.

«Парадокс всемогущества – это гордыня в чистом виде»

А на следующий день на форуме философов он докладывал свое решение парадокса:

«Парадокс всемогущества изначально содержит в себе горделивое желание сделать что-либо, чего не могут сделать другие. Более того – сделать что-либо, чего и сам не в состоянии сделать. Мы не можем решить этот парадокс, так как пытаемся своими мерками измерить всемогущество Бога. Мы испорчены гордыней и, не замечая этого, загоняем Божественное бытие в рамки нашего бытия. Всё, что сотворено Богом, имеет свое предназначение, свой смысл, свое место, определенное при сотворении. Каков смысл творить бессмысленное? Только в том, чтобы потом воскликнуть «Я могу!»?

Но это гордыня в чистом виде. Это отправная точка нашей греховной жизни, начавшейся у Древа познания добра и зла, но гордыня чужда Создателю. Богу не нужно творить камень, который он не сможет поднять, поскольку это лишено смысла и в этом не будет никакой пользы. Этому творению не будет места в мироздании, поскольку на нем не будет благословения Божия. Этот камень не сможет «услышать» в свой адрес глас Божий, говорящий «Это хорошо». Такие простые слова, но какие глубокие. Словом Божиим сотворил Господь все вокруг. А когда Он видел плод трудов Своих, то видел, что это хорошо, и благословлял Свое творение. Очевидно, что дух соперничества, дух соревнования в достижениях, дух гордыни – этот дух не является духом, исходящим от Бога. В истории бывали случаи, когда творение восставало против Творца, возомнив себя равным Творцу и даже превосходящим Его, но на самом деле не являющимся таковым.

Сможет ли такой камень оправдать песню Псалмопевца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь»? Очевидно, что – нет.

Таким образом, камень, не имеющий смысла, не может появиться, потому что в нем нет смысла. И не более того! Заметьте, не потому что Бог не может его сотворить, а потому что в нем нет смысла! Сотворение, как я это понимаю, – это не столько механическое воздействие на стихии, а наделение вещей смыслом.

Мы, люди, можем делать бессмысленные поступки. Но какая от этого польза? И кому от этого хорошо? Нам самим? Нет, хотя порой кажется, что это так.

Итак, братья, призываю вас не ломать голову над бессмысленными вопросами, а все измерять мерилом целесообразности!»

И радостный философ, закончив речь, пошел на свое место.