Гонения сопровождали всю историю христианства со дня его возникновения. Интересно проследить судьбы нескольких самых известных высокопоставленных гонителей – в них можно найти нечто общее и поучительное.

В житии великомученика Меркурия Кесарийского, а также в житии святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, есть очень интересный эпизод, который связывает этих святых.

Мученик Меркурий жил в III веке, он был военачальником в римской армии и пострадал за Христа в гонение императора Деция около 250 года. В то время римские императоры были язычниками, а Церковь Христова была гонима. Святитель Василий родился веком позже, в 330 году, гонения уже прекратились, и христиане наслаждались миром – император Константин Великий переформатировал государственную политику по отношении к христианству и наполнил императорский статус совершенно новым содержанием. Отныне на престоле восседал не языческий кесарь, но правитель христианской державы и покровитель Церкви. От Константина Великого до Константина XI Палеолога, последнего византийского императора, все самодержцы были христианами.

Рецидив язычества в Византии произошел однажды, реставрацию затухающих языческих традиций попытался провести император Юлиан, прозванный за это Отступником. Церковь вновь оказалось зажатой в тисках, отступник разработал и начал проводить хитро продуманную антицерковную программу. В фигуре Юлиана христиане видели предсказанного апостолом Иоанном Богословом антихриста, «дракона, чудовище, Навуходоносора, Ирода, страшное пугало, преследующее народ Божий».

В то время, когда Юлиан был на Персидской войне, святитель Василий молился, чтобы Бог не попустил губителю христиан вернуться из похода живым. И молитва великого святого, а ведь об избавлении молился не он один, но и весь народ Божий, была услышана. Как повествует житие святителя, с иконы Богородицы, пред которою стоял на молитве Василий, на время исчез мученик Меркурий, изображенный у ног Пречистой Девы. Он был послан для наказания нечестивого царя, и в тот же момент Юлиан был поражен копьем. Так император, а он вдобавок ко всему своему нечестию насмехался над мучениками и их почитанием, был умерщвлен мучеником Меркурием.

О внезапной смерти царя повествуют разные и независимые источники. Римский историк Аммиан Марцеллин, участник Персидского похода, пишет: «Неизвестно откуда, внезапно ударило его кавалерийское копье, рассекло кожу на руке, пробило ребра и застряло в нижней части печени». 

Персидский историк Мухаммад ат-Табари сообщает, что Юлиан был убит в своей палатке стрелой, пущенной «невидимой рукой», попавшей в его сердце.

Не только святитель Василий чудесным образом был извещен о смерти Юлиана. Современник событий Дидим Слепец, христианский писатель и богослов, живший в Александрии, подобным образом узнал о его смерти. Об этом сообщают Палладий, епископ Еленопольский и церковный историк Созомен. Правда, имя того, кто нанес смертельную рану Юлиану, в произведениях Палладия и Созомена не указывается. Главное, Созомен резюмирует отношение христиан к происшедшему: «Все единогласно утверждают: Юлиан умер жертвою Божией мести».

Это не единственный случай из библейской и церковной истории, когда нечестивый правитель и гонитель истинной веры был наказан Богом.

Такому наказанию подвергся Антиох IV Эпифан, царь державы Селевкидов (175-164 гг. до Р.X.). Он разграбил и осквернил Иерусалимский храм, превратив святое место в «мерзость запустения», жителей города Антиох пытался отвратить от веры в Единого Бога, а Иерусалим хотел сделать кладбищем. За это он был поражен Богом «неисцельным и невидимым ударом». Царя одолели «нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки», жизнь свою он окончил в тяжких страданиях (2 Макк. 9).

Иудейский царь Ирод Агриппа I (10 г. до Р.Х. – 44 г.), гонитель христиан и убийца апостола Иакова Зеведеева, как рассказывает книга Деяний апостольских (12, 23), за свои злодеяния и сатанинскую надменность был поражен Ангелом Господним.

Ранний христианский писатель Лактанций в труде «О смертях преследователей», основываясь на историческом материале двух с лишним столетий, проводит главную идею – преследование Церкви не останется безнаказанным, наказание Господне будет неизбежным. В своей книге он описывает судьбу и кончину императоров-гонителей: Деция, Аврелиана, Валериана, Диоклетиана, Домициана и других. Лактанций считает, что наказание правителей было в то же время грозным предупреждением последующим царям: «Надлежало бы и последующим тиранам руководствоваться столь многочисленными примерами такого рода», – но не все императоры захотели увидеть в смерти своих предшественников знак свыше.

В Византийской империи после утверждения христианства прецедент, подобный Юлиановому, повторился спустя четыре столетия, когда возникла иконоборческая ересь. Прозвище «Нового Юлиана» получил император-иконоборец, преследователь монахов и опустошитель монастырей Константин V Копроним (718-775). Он не только боролся с иконопочитанием и грабил монастыри, но хотел привнести изменения в христианское учение. В 754 г. Константин V созвал собор, который осудил почитание икон. Смерть императора-еретика была воспринята с облегчением. Хронисты живописуют обстоятельства смерти Копронима, видя в ней наказание Божие за гонение, воздвигнутое на Церковь и попытку утвердить ересь. Церковь осудила его антицерковную деятельность, до сих пор в кафедральных православных храмах в первое воскресение Великого поста, в Неделю Торжества Православия, императорам-еретикам Константину Копрониму и его отцу Льву Исавру провозглашается анафема.

Россию и Русскую Церковь волна страшных гонений накрыла в XX веке. Но в отличие от римских и византийских историй, смерть гонителей Церкви и самого главного из них – Ульянова-Ленина тогда не нашла соответствующего отклика в литературе. Возможно, в январе 1924 года священники и служили благодарственные молебны в связи с кончиной лысого предтечи Антихриста, а успевшие эмигрировать откупоривали шампанское по этому поводу – нам это не известно. Появление произведений, подобных Лактанциеву, в то время было невозможным: перед литературой и новыми литераторами была поставлена иная задача – романтизация и «канонизация» «вождя мирового пролетариата» и советской власти.

Еще долгое время нельзя было писать о гонителях веры и истинном положении церковных дел. Когда 14 октября 1964 года сняли Хрущева, а в этот день отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, православные люди могли только потихоньку передавать друг другу радостную весть: Хрущева отстранила сама Богородица. Смещение Хрущева, который усилил антирелигиозную пропаганду, было воспринято как проявление благого Промысла Божия и заступничество Божией Матери.

«Самый главный суд впереди. И он будет вершиться Богом»

При этом христиане всегда сознавали, что просто смерть или отстранение от власти – это слишком маленькая расплата для правителя, погубившего множество жизней. «Тиран, несправедливо умертвивший бесчисленное множество людей, одной смертью своей не мог бы заплатить за них правосудию», – заметил еще во II веке апологет Афинагор Афинянин. Самый главный суд впереди. И он будет вершиться Богом. «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19).

Господь совершил суд над неронами, диоклетианами, юлианами и остальными гонителями христианской веры. Не уйдут от наказания и современные предтечи антихриста. А на исходе человеческой истории Господь Иисус покарает последнего и главного противника истины – «человека греха» и «сына погибели», «убиет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 3, 8), и все то зло, что есть в этом мире, исчезнет.