Многие не одобряют излишне сильную любовь к животным, так как видят в ней признак некоей пресыщенности. Дескать, вот, людям некуда девать свои деньги, они и тратят их на удовлетворение прихотей домашних любимцев.
Известно, что американцы на содержание своих питомцев тратят ошеломительную сумму – около 40 миллиардов долларов ежегодно. У большей части стран мира годовой ВВП не превышает этой цифры. Ну а если ещё вспомнить такую экзотику, как собачьи парикмахерские, рестораны и гостиницы! Ну, действительно ведь зажрались, иначе и не скажешь.
Но тут приходит на память одна известная библейская история. Все помнят, как царь Давид отправил на смерть одного из своих военачальников – Урию, так как воспылал страстью к его жене.
Пророк Нафан решил обличить неправедный поступок царя. Для этого он рассказал самодержцу одну историю о двух людях, богатом и бедном: «У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь» ( 1 Цар. 12, 2 – 12, 3).
Когда к богатому человеку пришли гости, ему стало жалко тратить для угощения свой скот и он приказал забрать и приготовить для трапезы овечку бедняка. Давид крайне разгневался и заявил, что совершивший подобное достоин смерти.
Мы не знаем, произошла ли эта история в реальности, или пророк просто с помощью этой притчи хотел пробудить в Давиде совесть. Для нас важно то, что любовь человека к животному, при которой оно практически становится членом семьи, кажется царю вполне нормальным человеческим чувством. Герой истории вызывает понимание и сочувствие, а богач – не просто неодобрение, а ненависть.
Понятно, что жизнь древней Палестины, как и практически всех доиндустриальных цивилизаций, вряд ли можно было назвать лёгкой и обеспеченной. По крайней мере, для подавляющего большинства населения. А ведь хозяин овечки был именно бедняком.
Так что корень нашей любви к животным вовсе не в пресыщенности. Конечно, наслаиваться на эту любовь может многое. То же тщеславие, гордыня, заставляющая приобретать какую-нибудь экзотическую зверюшку или покупать собачке жилет со стразами. Но ведь это всё именно что исключения из правил.
«В наших сердцах живёт стремление к любви, но мы слабы и несовершенны, мы стараемся идти лёгким путём»
Все мы созданы по образу и подобию Божию. А это значит, что в наших сердцах живёт стремление к любви. Но мы слабы и несовершенны, мы стараемся идти лёгким путём. Любить животное намного проще и приятней, чем людей со всеми их сложностями и способностями создавать проблемы. Соответственно, и жестокость по отношению к животным нас порой потрясает гораздо сильнее, чем жестокое обращение с человеком. Мы почти всегда имеем в виду, что насилие над человеком могло иметь какой-то повод, причину. А уж если человек котёнка замучил, то просто страшно представить, что он способен с людьми сотворить. Понятно, что это не относится к маленьким детям, которые порой просто ещё не способны осознать жестокость своих действий.
Другое дело, что многие на этой стадии любви к животным могут и остановиться. «Вот, я люблю свою собачку. Она верная и бескорыстная, а люди все гады и сволочи». Нехорошо, конечно, когда человек так считает.
Но ошибочно полагать, что если бы не любовь к животным, то человек обязательно возлюбил бы ближних своих. Ну, представим себе типичного фанатичного собачника. Вот если бы у него была какая-нибудь банальная аллергия на шерсть. Ну не мог бы он даже находиться рядом с собаками. Чем бы он в таком случае увлекался, мы сказать не можем, но вряд ли бы это были подвиги на ниве милосердия.
Проблема не в кошках и собаках, а в человеке, который не хочет сделать следующий шаг и попробовать любить людей. Но будем надеяться, что с Божьей помощью этот шаг всё-таки нами всеми будет сделан.