Та же избушка, тот же колодец, с любовью восстановленные по картинам и фотографиям 1903 года, и большой камень под сенью, подобный тому, на котором молился святой тысячу дней и ночей. На этом камне, как и на настоящем, тоже происходят чудеса исцелений, часто служатся молебны и молится огромное число паломников. Возле камня находится надпись на двух языках – русском и грузинском, со словами преподобного об Иверии – уделе Божией Матери. Старец очень любил Грузию и говорил, что как отнесешься к Грузии, так отнесется к тебе и Богородица. Ведь Грузия – ее удел, всегда чувствующий молитвы и заботу преподобного. В каждом грузинском храме обязательно есть икона святого Серафима Саровского, и его почитание в Грузии, особенно распространившееся в XX веке, очень велико.
Рядом, на небольшой поляне, каменная церквушка, стены который расписаны изображениями жития преподобного. Это первая церковь в Грузии, освященная в честь великого русского святого в 2007 году. Она была построена после того, как одному боржомцу, Тамазу Куртанидзе, три раза подряд явился во сне старец в белом (как потом выяснилось, это был преподобный Серафим), который указал не только место для церкви, но и в честь кого она должна была быть воздвигнута. Владыка сам лично участвовал в росписи храма, он же попросил художника изобразить себя в виде расслабленного у ног Преподобного.
Владыка Серафим рассказывал о чудесах, которые происходили после того, как освятили церковь. Сельский мальчик, который помогал художнику расписывать храм, услышав о том, что в этих местах когда-то давно видели косулю, со скорбью сказал, что ему никогда не доводилось встретить живую косулю. По прошествии нескольких минут мальчик, выйдя из церкви, с изумлением увидел, как из леса вышла косуля, которая через мгновение, испуганная криком мальчика: «Владыка, косуля, посмотрите!», – скрылась в лесу. Оказывается, мальчик помолился в душе Серафиму Саровскому, попросив святого исполнить его мечту, и чистая детская молитва была услышана преподобным. Никогда больше в этом лесу косуль никто не видел.
Для избушки владыка Серафим с помощниками сам ходил по селам, отбирал бревна, доски, чистил их. В избушке большая, во всю стену, картина, изображающая старца, кормящего медведя. В углу, под любимой преподобным иконой «Умиление», корзинка, полная сухариков, которыми так щедро одаривал при жизни всех приходящих к нему святой Серафим. Рядом с кельей и колодцем – пустой вольер. Раньше там находился медведь, тоже копия того медведя, которого кормил старец, но потом его пожалели и отпустили. А вокруг словно пришедший из русских сказок лес, густой и дремучий.
«Новым Саровом» называют здесь пустыньку, маленьким уголком России. И это не просто слова!
«Казалось, и эти ели, и горы, и дорожки, обильно усыпанные хвоей, видели старца, видели и застыли в благоговейном безмолвии»
Вспоминаю свой первый приезд в монастырь. В предгрозовой тишине явственно чувствовалось присутствие святого. Тишина стояла не такая, какой обычно она бывает в лесу перед дождем, а благодатная, вызывающая со дна души самые светлые, лучшие чувства и побуждающая к молитве, к уединению и молчанию. Казалось, и эти ели, и горы, и дорожки, обильно усыпанные хвоей, видели старца, видели и застыли в благоговейном безмолвии. Внутри у меня было тогда только одно желание – остаться здесь, в монастыре, остаться навсегда. Если бы в этот момент мне предложили выбор: поехать в самые дивные, необыкновенные уголки Вселенной или остаться здесь – я бы выбрала последнее.
Тогда, в первый раз, нас прогнал оттуда град. Все дороги были усыпаны градом величиной с орех. Нам пришлось уехать, но иначе мы, наверное, не уехали бы оттуда никогда.
В последующие годы мы приезжали в монастырь 1 августа, в день обретения мощей святого. Из-за большого числа паломников литургия служилась прямо в лесу, под открытым небом, и мы, подобно древним христианам, могли видеть всё то, что обычно скрыто от глаз прихожан и происходит в алтаре. Чувствовалось такое единение, такой необыкновенный подъём духа, которые обычно очень редко посещают даже усердно молящихся. Пение хора высоко возносилось под своды вековых елей и, казалось, уносилось прямо к небу. Сама природа славила Бога и Творца Вселенной! И эти ели, высокие и ровные, казалось бы, в едином порыве устремившиеся вверх. И этот хвойный, бодрящий аромат, чьей-то дивной рукой разлитый в легком летнем воздухе. И эта мягкая, в несколько слоев, хвоя под ногами, по которой ступаешь как по ковру, кем-то заботливо постланному для тебя. А когда в конце грянуло многоголосное «Мравалжамиер» (многая лета), разносившееся далеко в лесу, то чувство ликования, переполнявшее душу до краев, потом еще долго не оставляло, напоминая о себе тихой радостью. Да и как может быть иначе, ведь святой каждого приходящего к нему приветствовал словами: «Христос воскресе, радость моя!».
Святой преподобный Серафим Саровский, моли Бога о нас!