Ср. Дек 4th, 2024

Клиповое мышление. Иеромонах Макарий (Маркиш)

XXI век принес много нового во всех сферах бытия… Но начнем с ХХ. В начале 90-х я поступил на работу инструктором техучебы в одну компанию вблизи города Вустер, шт. Массачузеттс.

Буквально на второй-третий день моей работы там состоялось крупное совещание; в частности, один из докладов был посвящен новой в то время технологии звукового сопровождения для текста и диаграмм на экране компьютера. Я счел возможным подняться и спросить: чем обусловлена необходимость такого нововведения? – Ответ был весьма уклончивым и расплывчатым, а в перерыве мой начальник мягко пожурил меня: «Ну как же вы не понимаете? Люди-то нынче читать не умеют…

И действительно. В те же годы радикальный (чтобы не сказать хуже) негритянский политик Луис Фарра-Хан, обвиняя белую расу в злостных кознях против черной (обоснованно или нет – другой вопрос) заметил с горечью:  «Когда я ребенком ходил в школу в Бостоне, даже самый тупой негритянский парень умел читать и писать!» — В ответ ему знающие люди заметили, что нынче белые парни движутся ровно в том же направлении, что и черные, разве что чуть медленнее.

С тех пор прошло 20 лет, и по обе стороны Атлантики (а также и прочих океанов) указанная тенденция ни в коей мере не сошла на нет, а напротив, распространилась и закрепилась… И что же из этого следует для христианского сознания, помимо очевидной необходимости сохранения культуры и совершенствования школы? – Ровно ничего.

Да, в прошлом люди были умнее, во всяком случае «в среднем» — насколько правомерно и вообще возможно такое «усреднение». Уровень внимания, памяти, сосредоточенности, способности и интереса к интеллектуальному усилию – опять же «в среднем» — неуклонно падает. Любой литературный источник прошлого, от бесед свт. Иоанна Златоуста до развлекательных романов, говорит об этом с полной ясностью.

Одну из лучших своих лекций проф. протодиакон Андрей Кураев завершил знаменитым тезисом: «Церкви дураки не нужны». В ответ на это В.Р. Легойда нашел нужным поправить маститого проповедника: дескать, Господь Иисус Христос пришел в этот мир и принял смерь не только ради умных… А может статься, и не столько ради них: «Не здоровым потребен врач, но больным».

На планете 7 миллиардов человек; приблизительно столько же, или чуть меньше, отошло в иной мир с тех пор, как люди стали умирать. И нет среди всего этого множества двух одинаковых, в том числе по умственным способностям. Гордиться своим умом, своей интеллектуальной силой, столь же безумно (сиречь глупо), как и силой физической, и вообще чем бы то ни было из собственных качеств. А раз глупо – то и безбожно.

Рассуждения о том, нужны или не нужны Церкви люди с теми или иными умственным способностями уводят на прочь от православного понимания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. А обратно к такому пониманию ведет нас противоположный вопрос: что может сделать Церковь для наших современников и соплеменников, отягощенных теми или иными слабостями, недостатками и грехами?…

Подумав об этом, мы обнаружим, что подобная задача всегда стояла перед церковным сознанием: достаточно вспомнить апостольские послания или любые серьезные святоотеческие труды. Снобизм, заносчивость, высокомерие напрочь чужды Православию. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому», — напоминает нам св. апостол Павел, и он же подводит итог: «…Я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Этих апостольских слов вполне достаточно для того, чтобы сформировать наше отношение к так называемому «клиповому сознанию» наших современников, к патологической неспособности сконцентрироваться на определенной цели в течение длительного времени, сохранить интерес и внимание  к предмету исследования. Что поделаешь: будем «как немощные для немощных»; потрудимся ради братьев и сестер, научимся говорить и писать так, чтобы наши слова, ни на миллиметр не уклонившись от Христовой истины, от наследия Его Святой Церкви, тем не менее были услышаны, поняты, восприняты нашими современниками как руководство к действию.

И заметьте, как нередко бывает: не было бы счастья, да несчастье помогло. Жесткие требования к слову, которые выдвигает XXI век со всеми своими человеческими слабостями, стали испытанием, неким экзаменом, очень нужным для всех тех, и духовенства, и мирян, кто трудится на ниве православной миссии (то есть для всех нас!) Приснопамятный Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании 2004 года сделал такое отрезвляющее предупреждение: «…Если мы не можем профессионально работать в журналистике, то лучше ею не заниматься; если мы не умеем отстаивать интересы Церкви в радио- и телепередачах, то лучше не соглашаться на приглашения в них участвовать; если наши высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать. Мы должны всегда помнить слова Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда».

Related Post

Добавить комментарий