Все ортодоксальные религиозные учения, если говорить на языке обывателя, построены таким образом, что слияние их невозможно. Невозможно их смешение.

Невозможна их интеграция друг в друга. Да, в них могут встречаться схожие персонажи, сюжеты, события, имена, даты и даже целые книги, но это говорит лишь об историческом контакте этих учений, но вовсе не о том, что их можно смешать воедино.

Предположим, что у одного человека двое сыновей: Максим и Пётр. Пока дети росли, отец учил их уму-разуму. Но так сложилось, что Пётр вырос разгильдяем, всё забыл и в итоге скоропостижно спился, а Максим сохранил советы отца и, следуя им, достиг в жизни хороших результатов и передал наставления своего отца своим детям. И вот мы не можем, несмотря на то, что Максим и Пётр являются родными братьями, воспринимать их слова как одно и то же, даже если они оба уверяют, что ссылаются на слова одного и того же отца. Потому что один утратил наставления отца, а второй — сберёг. Мы не можем отнестись к словам Петра так же, как к словам Максима, несмотря даже на то, что у них общий отец. Мы не можем сказать, что они говорят одно и то же, и что объединение их слов приведёт нас к тому учению, которое дал им их отец. Объединение их слов приведёт к тому, что словами алкоголика Петра мы просто испортим замечательную жизненную философию Максима, полученную им от отца, поэтому смешивать их категорически нельзя. Необходимо просто посмотреть со стороны, оценить, поговорить с одним и другим, подумать и выбрать что-то одно: либо слова разгильдяя, либо слова разумные.

Примерно то же самое происходит и с религиозными учениями. Несмотря на их поверхностное сходство, объединение всё же невозможно. Все религиозные учения принципиально разнятся по внутреннему посылу. Допустим, несмотря на всё поверхностное сходство упоминаемого в Коране пророка Исы с библейским Господом Иисусом Христом, их невозможно воспринимать как одного и того же человека. Всё потому, что авторы Нового Завета повествуют нам о воплощении Бога среди людей (и Сам Иисус в Евангелиях говорил о Себе, что Он есть Бог), Который пришёл для того, чтобы взять на Себя наши грехи и нашу вину, а Коран говорит нам о том, что Иса Богом не является, и что он не был распят вовсе. Это тот принципиальный минимум, которого достаточно, чтобы прийти к выводу, что одно из учений является ложным. Как в приведённом выше примере с Максимом и Петром, какое-то из этих двух учений исказило слова Божии. И даже более того, Коран и Библия говорят о разных Богах, потому что у одного из них есть сын, а у другого — нет. Даже если сравнить поведение двух личностей, уже получаются разногласия: один защищает своих учеников, чтобы никто не пострадал, а другой – подставляет вместо себя под казнь одного из учеников, а сам благополучно исчезает. Это разные личности. Объединить эти два персонажа в одну личность без искажения обоих учений не представляется возможным. Это принципиально разные понимания воли Творца. И какое-то из них — ложное, так как истинно только одно.

Один знакомый, считающий себя мусульманином, мне сказал: «В Библии мне нравится всё, кроме двух моментов: Христа и креста». Ни один христианин не отвергнет Креста Господня (разве что по слабости духовной или по невежеству) и ни один мусульманин Креста Господня не примет. Мусульмане примут Библию, но только в том случае, если её нарезать на цитаты, выкинуть половину из них, а из оставшихся собрать Коран. Как же вы собираетесь это объединять?

Да что говорить об объединении ортодоксальных учений, если невозможно даже объединение внутри, условно говоря, одного направления! Допустим, невозможно объединить православное учение о Боге с протестантским учением или католическим. Невозможно объединить различные внутриисламские течения. И внутрииудейские — тоже. Вариантов просто нет. Мы, обыватели, напичканные психологическими фишками, привыкли к фразам, наподобие «компромисс есть всегда», «договориться всегда можно», «всё можно исправить», «главное — знать с кем выпить» и прочее. Так вот здесь это не работает. Единственный способ объединения православия и протестантизма — это отречение протестантами от своего учения и массовое принятие ими православного Святого Крещения. То же самое и с исламом, и с иудеями. Но я не думаю, что люди на это пойдут. Поиск истинной веры — это путь долгий и тяжёлый. И это совсем не путь финансовых достижений и улучшения качества жизни. Это путь доверия Богу, а не путь расчётливого ума. И почти всегда путь веры является для человека как минимум финансово невыгодным. Кто думает, что на пути к Богу он начнёт зарабатывать кучи денег, тот не к Богу идёт. Господь даёт верующему исключительно по реальной потребности и не больше. Мы хотим золотых гор и уважения в социуме, а Господь хочет привести нас к простоте сердца и смирению перед Ним и людьми. А это вполне достижимо и без золотых гор.

Мысль третья, завершающая: помимо отсутствия возможности интеграции религиозных учений друг с другом по причине их различий, существует также и самодостаточность религиозных учений для духовной жизни верующего. Для примера, если христианин, для того чтобы найти разрешение своего духовного вопроса, вынужден читать литературу другого религиозного учения, то это говорило бы о неполноте христианства. Или если иудей для решения духовных затруднений вынужден читать «Велесову книгу», то это говорило бы о неполноте иудаизма. И так далее.

Вот как в четвёртой главе третьей своей книги «Против ересей» пишет об этом православный святой Ириней Лионский:
«… Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни… Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса?»

Это говорит о том, что православному человеку нет нужды искать спасения в различных прочих учениях, нет нужды комбинировать фрагменты учений, нет нужды искать ответы на свои затруднения в литературе иных учений. Потому что Христос основал Свою Церковь таким образом, что в ней есть абсолютно всё необходимое для полноценного богообщения и спасения души (потому что в ней есть Святой Божий Дух). Бог не скрыл от человека путь спасения. Бог не давал никаких эзотерических, скрытых учений, которые были бы известны только избранным и которые уже сотни лет будоражат умы романтиков, склонных абсолютно во всём искать таинственный, мистический смысл.

В восемнадцатой главе Евангелия от Иоанна между обвинителями и Богом происходит такой разговор:
«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил».

«Ты продаёшь душу бесам за сомнительные половые связи и за то,
чтобы к тебе прилипали ложки?»

Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею такие слова:
«Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».

И ещё говорит такие слова:
«я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам… я не упускал возвещать вам всю волю Божию».

Из этого следует, что все те, кто думает, что путь к Богу и настоящее Божие слово сокрыто от широкой публики, ошибаются. Господь пришёл и основал в мире Церковь. И сделал это не тайно, но явно, на глазах у сотен людей, сбежавшихся на шум сильного ветра, которым сопровождалось сошествие Святого Духа на апостолов Христа. Апостолы Христа также ничего от людей не скрывали, но, напротив, распространяли истинное учение о Боге всегда прилюдно, чтобы спастись могли все без исключения. Господь и Его апостолы учили всех явно. Святые люди также учили всех явно. Церковь учит всех явно. И нет никакого тайного, эзотерического, эксклюзивного знания о Боге, о котором говорят лжеучителя, наподобие Е. Блаватской. Всё уже давно открыто, всё доступно. Бог давно уже реально достижим в каждом православном храме в совершении таинства Евхаристии. Не нужно искать каких-то странных бабушек и сомнительных экзотических гуру, вокруг которых летали бы кастрюли и тарелки. Один мой знакомый стал сатанистом из-за того, что в той организации, куда он вступил, обитает много легкодоступных женщин, а также из-за того, что там его научили прилеплять к телу столовые приборы. Порою так и хочется спросить: «Ты продаёшь душу бесам за сомнительные половые связи и за то, чтобы к тебе прилипали ложки?».

Сейчас модно всё объединять и комбинировать. Набирают популярность секты, обучающие своих адептов выбирать из религиозных учений «лучшее». Но это говорит исключительно о смысловой неполноценности учений самих этих сект. Православный человек не имеет нужды обращаться к сторонним учителям, потому что православие самодостаточно. Напротив, многие секты вынуждены обращаться к православным учителям, православной литературе и трудам наших святых людей, потому что никакое сектантское куцее учение не способно обеспечить человеку достаточного пространства для духовного роста.

Мы, православные люди, не нуждаемся ни в каком объединении, потому что у нас в Церкви и так есть всё, что необходимо для духовной жизни. Зачем нам объединение? Чтобы исказилось то, что дошло до нас от Христа? В объединении мы не обретём ничего, потому что у нас уже всё есть, а вот исказить учение можем. Кому это надо? Верно — антихристу. В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна между Богом и его учеником происходит такой разговор: «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Таким образом, согласно православному учению, есть только один путь к Богу — Христос. И никто не придёт к Богу другим путём, кроме как верою во Христа.

Резюмировать всё вышесказанное можно коротко: если действительно ищешь спасения у Бога — молись Ему, и Он Сам приведёт тебя в Церковь, потому что, согласно свидетельству апостола Луки, Господь и ныне ежедневно прилагает спасаемых к Церкви (Книга деяний апостольских, глава 2, стих 47).