У россиянина есть проблема: вполне сыт, вполне одет, имеет крышу над головой и так далее. Мало кто из обывателей живёт действительно в нужде, в основном всё необходимое для жизни, так или иначе, есть. И как только удовлетворились основные потребности человека, в дополнение к ним пришли новые, удовлетворить которые полностью невозможно: они подобны прежним, но с примесью изощрённости.

Избыточествующий образ жизни развращает. Большие финансовые возможности возбуждают в человеке ощущение вседозволенности и взгревают страсти. Искушённый человек теряет способность довольствоваться малым, необходимым, достаточным. Разучивается довольствоваться тем, что имеет: всегда хочет получить что-то большее и что-то, как кажется на первый взгляд, лучшее. Многие стремятся к большим зарплатам, шоппингу, курортам и удовлетворению прихотей. Нынешние россияне, подобно гражданам развитых стран, начали страдать теми же болезнями: ожирением, многожёнством, шопоголией, беспорядочностью половой жизни, карьеризмом, бездетностью, безразличием к окружающим, неверием и прочим.

Причиной этому является желание «взять от жизни всё», желание быстро сконструировать нечто цельное и идеальное из несопоставимых частей. В принципе, такой подход к жизни вполне гармонично вытекает из концепции мышления, которую вот уже более десятка лет нам навязывают СМИ: «ты достоин лучшего», «выбирай лучшее», «управляй жизнью», «ты — исключение из правил» и тому подобное. Эдакая жизнь постоянного победителя, некоего постоянного обладателя всего лучшего. Жизнь человека, который не способен и не должен ни в чём себя ограничивать. Но, как известно, лучшее — враг хорошего. Невоздержанность лишает здоровья.

Сильное стремление удовлетворить даже мельчайшие свои прихоти проявляется во всех сферах жизни. Современного человека убеждают в том, что весь мир ему должен, а все окружающие лишь инструменты для достижения его целей. Он убеждён в том, что должен от жизни взять только самое, на его взгляд, хорошее, сочное, красивое, желанное, а всё остальное — игнорировать. Это однобокое отношение к жизни проникло и в религиозные устремления: появилась целая плеяда психологических тренингов, обучающих «позитивному» мышлению; появились религиозные организации, которые натаскивают своих адептов выбирать из религиозных учений мира красивые фрагменты и делать из них псевдодуховный винегрет. Появились эзотерические мастер-классы по «самосовершенствованию». И прочее, прочее, прочее. И всё это является следствием одного человеческого желания — максимально удовлетворить себя. А аппетиты всё растут и растут, и насыщаться становится всё сложнее и сложнее… насыщаться становится невозможно.

Всё смешали в одну кучу: дыхательные упражнения, гимнастику, йогу, буддизм, позитивный взгляд на мир, медитацию, заклинания на успешную жизнь, заговоры, гадания, цитаты из священных текстов, цитаты каких-то индусов, цитаты бизнесменов, осознанные сновидения, одурманивающие препараты, низкопробное эзотерическое чтиво, гороскопы и астрологию, откровенно абсурдные телепередачи про магию и мистику с какими-то смешными людьми в главной роли, аюрведические диеты и массажи, различные не стыкующиеся даже друг с другом варианты идеи реинкарнации и, плюс к этому, специальное дополнение для девушек — уроки стрип-танцев, потому что без этого девушки как будто бы непривлекательны. И весь этот винегрет, в различных его комбинациях и комплектации, на полном серьёзе в народе называется «духовная жизнь», «пища для души» и тому подобное.

По своей сути, это всё является тем, что ослепляет человека и никогда не приводит к Богу. Этот полностью бездуховный фарш интересен только людям, ищущим самоудовлетворения, а не Бога. Люди не хотят принимать, что такой псевдорелигиозный микс является признаком невежества и безразличия к духовности.

«Представьте себе, что вы сели кушать: налили себе борща,
положили в него плов, наломали хлеба, залили квасом,
нарубили в это месиво сливочного масла, поперчили,
залили майонезом и соевым соусом и съели всё разом…»

Представьте себе, что вы сели кушать: налили себе борща, положили в него плов, наломали хлеба, залили квасом, нарубили в это месиво сливочного масла, поперчили, залили майонезом и соевым соусом и съели всё разом. Понятное дело, что ваш желудок от такого обеда возмутится, а то и вовсе откажется принимать пищу последующие несколько дней. Конечно, со временем он привыкает и к этому, но вы гарантированно получите стабильную изжогу и испортите себе пищеварение. Вот примерно то же самое происходит и с душой. Человек просто калечит свою душу.

Духовная жизнь, в отличие от вышеописанного религиозного ассорти, есть не что иное, как жизнь Божьего Святого Духа в членах Церкви. Пища духовная, в конечном счёте, есть не что иное, как Тело и Кровь Господа. Вся православная литература имеет своей конечной целью одно — подготовка верующего к Причастию, к принятию настоящей духовной пищи.

Любая практика из религиозного учения нацелена на прохождение его адептом конкретного религиозного сценария. И медитация, и различные позы, и мантры, и молитвы, а также и прочие элементы религиозных учений нельзя вырывать из контекста этих учений. Никакая медитация вам в принципе не нужна, если вы не понимаете, из какого состояния в какое в итоге должно трансформироваться ваше мировоззрение и достижению какой последующей цели это должно способствовать. Допустим, когда буддист медитирует, то он не просто расслабляется после офисного трудового дня, он имеет более глубокие, религиозные причины.

Занимаясь, к примеру, йогой, вы не просто делаете физические упражнения на растяжку и дыхание, но ещё и настраиваете себя на определённый религиозный лад. И однажды настанет момент, в который вам порекомендуют дополнить дыхательные упражнения и шпагаты чтением каких-нибудь формул и заклинаний, а затем — призыванием каких-нибудь «духов стихий», а ещё чуть позже — осознанными сновидениями или иными какими видениями. И в итоге вы будете легко склонны к вступлению в очередную, к примеру, индусскую секту. Или в секту рериховцев, основатель которой, кстати, и разработал агни-йогу. Всё начинается с малого: «посмотрите, как прекрасен мир», «поищите в себе гармонию и свет», «обливайтесь водою», «посадитесь с нами на шпагат», «почитайте мантру перед сном», «полетайте во сне», «перестаньте кушать мясо», «откажитесь от прививок» и так далее. И так, помаленьку, в течение нескольких месяцев пропитывается человек пагубным псевдорелигиозным учением и суевериями. Сами по себе физические и дыхательные упражнения весьма для здоровья полезны, но опасно то, что к ним присовокупляют.

Конструкторский подход к религиозной жизни просто убийственен, по той причине, что основной целью такого подхода является не поиск Бога, а исключительно удовлетворение себя и улучшение качества своей жизни. Но это волшебное словосочетание — «качество жизни» — звучит для современного человека слишком аппетитно, чтобы перестать на нём зацикливаться и уж тем более, от него отказаться. Сейчас это словосочетание будоражит обывателя так же, как ребёнка будоражит поиск пиратского клада. Но здесь давайте познакомимся с житиями святых преподобных и взглянем на качество их жизни. Напомню, что это люди, которые прожили богоугодно. Кто из них жил богато? Кто из них носил дорогие одежды? Кто из них питался вкусно и плотно? Кто из них был здоров? Покорные духу нестяжания преподобные раздавали людям всё, что имели. Святые люди пренебрегали всем земным ради Христа и жили за гранью нищеты, и жили, между прочим, счастливо и с любовью к людям. Познакомимся также с житиями святых исповедников и мучеников, посмотрим на их здоровье. Их били, калечили и убивали за то, что они твёрдо держались истинной веры в Бога. А у нас что? Живём нормально, одеваемся хорошо, едим от пуза — и вокруг нас одни идиоты, которых мы ненавидим. Похоже, что-то пошло не так…

«В сознании обывателя церковь трансформировалось в бюро,
оказывающее платные услуги по страхованию души и туловища от проблем.
А Бог где?»

А в народе что? Крещение принимаем, чтобы иметь крепкое здоровье и защиту от злых духов. Дом освящаем, чтобы в доме всегда был материальный достаток. Машину освящаем, чтобы в аварии не пострадать. В сознании обывателя церковь трансформировалось в бюро, оказывающее платные услуги по страхованию души и туловища от проблем. А Бог где? Религиозное мышление у народа, несмотря на весь видимый прогресс науки и техники, осталось глубоко языческим. Не просто языческим, а глубоко и беспросветно языческим! В массах, в умах обывателей нет православия. Есть беспросветная темень язычества. Причём удивительно то, что в головах людей, работающих в сфере науки и образования, зачастую царит всё та же темень языческих суеверий. А всё потому, что мнение Господа мало кого интересует, человек просто хочет жить комфортно, а не в мире с Богом. Мало кто из обывателей осознаёт, что качество его жизни волнует Бога в самую последнюю очередь, а в первую очередь Бог желает спасти душу, но не капиталы человека. Господь не интересуется тем, ел ли ты на обед просто хлебную лепёшку или же лазанью, Господь интересуется тем, накормил ли ты голодного, сумел ли помочь нуждающемуся, сумел ли стерпеть человеческую клевету, сумел ли простить обидчикам всё былое…

Люди идут во всякие эзотерические кружки не для того, чтобы начать духовный путь, а для того, чтобы расслабиться и отвлечься от обыденности, от заевшей их серости. Представьте себе, что вы приходите к наставнику в надежде начать, как вам кажется, духовную жизнь, а он вам говорит: «делайте добро тем, кто вас притесняет», «раздавайте нищим то, что вашей семье не необходимо для проживания», «в жизни вы будете иметь скорбь», «не присваивайте чужое», «искренне любите ваших врагов», «молитесь о здравии обидчика», «не обманывайте людей» и прочее. Естественно, что вы к нему больше не придёте, вне зависимости от того, действительно ли то, что он произнёс — слова Божии. Вы даже не будете в этом разбираться, потому что эти слова не выгодны вам, даже если они на самом деле принадлежат Богу, потому что вы пришли для того, чтобы стать успешнее, а не для того, чтобы научиться богоугодной жизни.

Конструируя для себя комфортную религию, мы хотим лучше жить и чувствовать себя увереннее. Если говорить прямо, то не стоит себя обманывать: смешивая религиозные учения и выбирая из них, как нам кажется, лучшее, мы стремимся не к Богу, но к комфортной жизни. Это не религия в смысле возвращения человека ко Творцу, это религия шкуры в смысле самоублажения.