577655 01.10.1898 Репродукция фотографии "Протоиерей Иоанн Кронштадтский в кругу семьи". Начало 1900-х годов. Центральный Государственный архив кино-фото-фоно-документов СССР. А. Варфоломеев/РИА Новости

«Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым!» – с такими словами обратился к народу отец Иоанн на первом своем священнослужении.

Иоанн Кронштадский с супругой

Любовь в жизни святого Иоанна Кронштадтского – это прежде всего подражание Любви Христовой. Вся жизнь святого была настолько необычна, незаурядна, что не все сразу увидели в нем истинного подражателя Христа.

Целомудренный пастырь взял на себя трудный подвиг сохранить девство в браке. Женой его стала Елизавета Константиновна Несвицкая (Сергиева), отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в Кронштадте ключарем Андреевского собора. Он был слаб здоровьем, и по давним обычаям, приход передавался тому, кто мог позаботиться о престарелом священнике и о его семье. На попечении отца Иоанна оказались молодая невеста, ее овдовевший престарелый отец, трое взрослых братьев и две сестры.

«Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно, – сказал отец Иоанн своей супруге. – А мы с тобой посвятим себя на служение Богу».

Молодой супруге, мечтавшей о счастье материнства, трудно было лишиться этой надежды. Она смирилась, облачившись в целомудрие по выбору супруга.

«Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной, легкость, жизнерадостность, простоту; а нарушив целомудрие хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение перед Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога. Столько поощрений для добродетели и столько наказаний, вразумлений для зла и лукавства, чтобы уклоняться от него», – писал святой Иоанн Кронштадский.

«Представьте, что ваш муж, после того как вы купили ему дорогую обувь, выходит из дома в ней, а приходит босым»

Быть матушкой священника – большой труд, быть супругой святого – подвиг, а быть славной женой – девственницей – высокий пример служения Богу и ближнему! Подвиг Любви! Жизнь матушки проходит под покровом смирения.

Поведение и образ жизни отца Иоанна можно изобразить примерно так. Представьте, что ваш муж, после того как вы купили ему дорогую обувь, выходит из дома в ней, а приходит босым. Из вашей квартиры выносится посуда, «для тех, кому она нужнее». А что касается жалования вашего мужа, то он непременно в тот же день раздаст его бедным и обездоленным, не донеся до дома. Признайтесь, что бы вы чувствовали? Епархиальное начальство распорядилось выдавать жалование отца Иоанна его жене.

Портрет его жены, матушки Елизаветы, можно составить из воспоминаний родной племянницы Елизаветы Константиновны, которую благочестивая чета взяла на воспитание в двухлетнем возрасте.

«Очень подвижная, с добрым, благообразным лицом, вечная хлопотунья, она любила всех обласкать, пригреть и накормить; как сейчас смотрю на нее, подвязанную белым передником, в кухне, делающую сладкий пирог; любила она сама постряпать, сама купить провизию, сама за всем присмотреть, чтобы все было чисто и вкусно. Сколько раз, помню, дядя, отведывая любимый яблочный пирог, приговаривал: “Мастерица ты у меня стряпать пироги”. Приветливая, всегда ровная, ласковая, Елизавета Константиновна любила, когда кто из знакомых навещал ее; тогда она прямо закармливала гостя или гостью, а дядя, видя ее гостеприимство и искренность, не один раз говорил, указывая на хлопотливую хозяйку: «Настоящая она матушка»», – пишет Р.Г. Шемякина.

«Детей у нас нет, возьмем и воспитаем, как дочь», – сказал отец Иоанн своей супруге.

Матушка Елизавета с заботливостью матери воспитывала племянницу, готовила завтраки, учила французскому языку, провожала и встречала из гимназии, оберегала ее сон. Сам отец Иоанн Кронштадтский водил ее на вступительный экзамен, ежедневно следил за успехами, просматривая и подписывая тетрадь с отметками. Благодаря заботам благочестивых супругов, Руфина Григорьевна Шемякина получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков, окончила гимназию с золотой медалью.

Воспитываясь в доме святого, она училась не только земным наукам, но и впитывала благодатное влияние ее приемных родителей. Благодаря ее воспоминаниям, мы можем узнать о трогательной заботе супругов друг о друге. О том, как усталый отец Иоанн приезжал домой, и матушка торопилась снять с него сапоги, помогала раздеться, заботливо укрывала его, уложив в постель. О том, как проводила ночи без сна у постели отца Иоанна, который часто болел, имея слабое здоровье.

В один из таких дней она сидела у кровати и плакала. «Открыв глаза, батюшка посмотрел на нее и сказал: “Не плачь, Лиза. Бог даст, поправлюсь, а если нет, Бог и добрые люди не оставят тебя; я никого не оставлял, и тебя не оставят”» (Из воспоминаний Р. Шемякиной).

Как бы поздно ни пришел супруг, матушка никогда не ложилась спать, не дождавшись его.

Отец Иоанн высоко ценил заботы своей матушки и отвечал ей взаимной заботливостью и вниманием. «Не было вечера, когда бы дядя не зашел к тете проститься и благословить ее перед сном: “Доброй ночки желаю тебе”, “Спи спокойно”, “Господь с тобой”, “Да хранит тебя Бог”, – вот те приветствия, которые он говорил ей перед уходом в кабинет на покой».

Однажды «дядя, приняв ванну, зимой вышел в сени в туфлях; тетя страшно растревожилась и, не имея уже возможности по болезни ног сама быстро двигаться, послала сказать батюшке, что он рискует простудиться, выходя на воздух легко одетым после ванны. Возвращаясь из сеней, дядя прошел в гостиную, где сидела тетя, и сказал ей, ласково хлопая по плечу: “Спасибо тебе, родная, за заботы твои обо мне; только не беспокойся – ноги у меня тепло одеты”».

Когда заболела матушка инфлюэнцией, то батюшка, сам еле ходивший, благословлял ее, гладил по голове, приговаривая “Бедная, бедная”, “Вместе мы с тобой страдаем”, “Вместе мы с тобой мучаемся”, “Оба мы страдальцы”. И долго, бывало, стоит около ее кресла, покачивая головой и с жалостью смотря на больную, а иногда с ее лица переведет скорбящий взор на образ и долго, долго, безмолвно молится за нее».

«Ты-то до весны доживешь, а я – нет»

В последние годы Иоанн Кронштадтский, по словам племянницы, всем кто спрашивал о его здоровье, отвечал: “Оба мы плохи”, “Оба мы собираемся умирать”, “Оба мы готовимся к смерти”.

«В ноябре, обедая вместе с тетей и двумя приезжими, дядя стал говорить им, что здоровье его совсем плохо. Тетя, желая ободрить его, сказала: “Весной тебе бывает всегда лучше; придет весна – поправишься”. На это дядя возразил: “Весной, ты говоришь? Ты-то до весны доживешь, а я – нет”. Иоанн Кронштадтский умер 20 декабря 1908 года (2 января 1909) в 7 часов 40 минут утра на 80-м году жизни.

Последние годы жизни матушки по воспоминаниям Р.Г Шемякиной

После смерти своего супруга здоровье матушки Елизаветы сильно ухудшилось. Она тосковала, не могла без слез говорить и слышать о нем и никак не могла привыкнуть к тому, что его больше нет на земле. «Мне все кажется, будто Иван Ильич не умер, а куда-то уехал, как уезжал, бывало, в Москву, и опять приедет». Спать она ложилась, накрываясь его подрясником. Часто жаловалась: «Мне так тяжело без него». Утешалась она только словами, сказанными им еще при жизни, когда ему передали, что матушка очень сильно переживает, что не может по болезни ухаживать за ним: «Скажи жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею».

«Каждый раз, когда я ехала в Иоанновский монастырь, – пишет в своих воспоминания Руфина Григорьевна, – она всегда говорила мне: “Поклонись от меня дяде”, – и горько, неутешно плакала. Начинала ли у нее болеть сильно рука или нога, она сейчас же просила помазать больное место маслицем с гробницы незабвенного батюшки».

«Сама она несколько раз в день, устремляя взор свой на портрет святого супруга молилась: «Иван Ильич, благослови меня, помолись за меня»».

Необходимо сказать о ее отличительных добродетелях: смирении и кротости.

«Ни на кого тетя не сердилась, ни на кого не имела злобы. Если кто и огорчал ее, делал ей неприятное, она безропотно сносила и от души прощала всем. На вопрос, обращенный к ней: “Имеете ли против кого вражду?”, – матушка неизменно отвечала всегда одно и то же: “Нет, ни на кого”. Прощая сама обиды, она и других учила поступать так. Бывало, скажет: “Не сердитесь, Бог Сам укажет, кто прав, кто виноват, а вы простите”».

По своему смирению, она думала, что ее молитвы не скоро будут услышаны Господом, и просила других молиться о себе.

«Когда я на ночь ежедневно уходила домой, то она, после вечерних пожеланий, постоянно говорила мне: “Помолись за меня”. Шла ли я ко всенощной или к обедне, я всегда слышала из уст ее ту же просьбу, идущую из глубины сердца».

«Прожив пятьдесят три года вместе с великим супругом, она никогда не позволяла себе вмешиваться в его дела, никогда не старалась выдвинуться и стать наряду с ним; оставаясь постоянно в тени, она сияла отблеском его славы, она светилась отражением высоких христианских его добродетелей. Как нежная сестра и любящая мать, она неустанно берегла общее сокровище и, больная, слабая, почти без ног, всех предупреждала, всех умоляла: “Не шумите, батюшка отдыхает”, “Не принимайте пока никого, батюшка нездоров”. Батюшка сам знал ее душу, высоко ценил в ней чистоту, кротость и смирение и так отзывался о ней: “Жена у меня – ангел”».

В последние годы, предчувствуя близкую кончину, Елизавета Константиновна приобщалась Святых Таин очень часто, а в последний год – ежедневно. Часто, сидя в кресле, она говорила, глядя на образ: «Надо мне приготовиться, надо просить у Бога простить все мои грехи».

На Фоминой неделе она соборовалась и говорила: «Как я рада, что соборовалась и приготовилась». В последний раз причастилась она 21 мая и на следующий день мирно скончалась.

***

Елизавета Константиновна Сергиева родилась 4 мая 1821 года в городе Гдове, в семье потомственных священников (дед и отец ее были священниками). Мать Анна Петровна дала ей блестящее воспитание, Елизавета знала несколько иностранных языков, прекрасно пела, вышивала, ее изделия употреблялись для церковного обихода, и, безусловно, владела мастерством хорошей хозяйки. Именно из своей семьи она вынесла пример служения и жертвенной любви, унаследовав от матери дар послушания воле Божией, сохранив до конца своих дней верность и преданность Богу и супругу.

Почила она 22 мая 1909 года, в девять часов тридцать минут утра.

Погребение тела Елизаветы Константиновны состоялось в воскресенье, 24 мая, в городе Кронштадте, в левой стороне соборного садика.

Упокой, Господи, кроткую, чистую рабу Божию Елизавету!

Славная жена

В заключение хочется привести воспоминание митрополита Вениамина Федченкова. Вот как писал он о своем первом знакомстве с матушкой.

«Я лично видел ее еще в доме при жизни отца Иоанна. При одном посещении батюшки на звонок мой вышла встретить нас глубокая седая старушка, вся в старческих морщинах. Я увидел ее впервые.

– Батюшка дома? – спросил я ее.

– Да, брат Иоанн дома, – кротко ответила она и тихо пошла доложить ему. Тут я понял, что это и есть славная «жена» – матушка знаменитого на весь свет «отца Кронштадтского». Какая она была простая и тихая! И всегда была в тени, при такой славе «мужа»!»

Примеры высоких отношений великих супругов столь совершенны, что подражать им кажется трудным и невозможным, но, глядя на их святое, непорочное житие, можно сказать, что в этих людях отражается свет будущей жизни, к которой рано или поздно будем призваны и мы.

О подражании святым

Такие целомудренные браки редки в наше время, но они есть. Вот несколько нам известных примеров:

Святая княгиня Елизавета Федоровна и князь Сергей Константинович проводили целомудренный брак по взаимному обету.

Архимандрит Сергий (в миру Митрофан Васильевич Серебрянский), духовник княгини Елизаветы Федоровны, и его жена Ольга Владимировна (Исполатовская) по обоюдному согласию решили хранить целомудрие в браке, подражая св. Иоанну Кронштадтскому.

И хочется надеяться, что как пламя передается от свечи к свече, так будет распространяться от одного человека к другому свет и любовь. И в наших детях будут заложены нами примеры целомудренных отношений, примеры взаимного доверия и любви. По словам преподобного Иустина (Поповича) Челийского, «житие святых – единственная православная педагогика». Поэтому если у наших детей будут святые примеры, то и дети наши смогут стать святыми.

«Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибается. Так же без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование так же просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь» (Св. Иоанн Кронштадтский).