Pokemon Go — компьютерная игра для смартфонов, особенностью которой является совмещение реального и виртуального мира.

Игроки ходят по местности (местность может быть любая) в поисках покемонов – забавных мультяшных персонажей, которые должны отразиться на экране смартфона на фоне местности. Игра приобрела огромную популярность, и в интернет теперь трудно зайти, не наткнувшись на упоминание о покемонах. Как же относиться к этому явлению? Довольно часто реакция является негативной, и действительно, против новой игрушки можно найти ряд доводов.

Во-первых, это пустая трата времени, которое вы можете провести как-то иначе. Это верно, но тот же довод можно выдвинуть против любых компьютерных игр.

Во-вторых, бегая за покемонами по пересеченной городской местности, можно попасть под машину, свалиться с эстакады, залезть в чужие частные владения и быть принятым за вора, в общем, подвергнуться разным опасностям и неприятностям.

В-третьих, напряженное увлечение новой игрой может привести (и реально приводит) к тому, что люди пренебрегают своими обязанностями по отношению к семье, учебе и работе – что, впрочем, бывает и с любыми другими играми и развлечениями. Мне в свое время удавалось пренебрегать учебой задолго до появления компьютерных игр.

В-четвёртых, игра может быть использована (и почти наверняка используется) для сбора информации, которую вы, возможно, не захотели бы прямо предоставлять. Обычно такой сбор информации носит статистический и коммерческий характер: люди выясняют, что и где вам стоит попытаться продать – но кто знает…

В-пятых, привычка увлеченно бежать, куда указывают, как правило, неизвестные сетевые кукловоды, в перспективе может быть использована против вас.

В-шестых, игроки могут искать покемонов в неподходящих для игр местах: церквях, музеях, кладбищах – что может вызвать конфликты с теми, кто не настолько увлечен игрой.

В-седьмых, само увлечение модой и бегание толпой вызывает определенную настороженность.
Все эти доводы могут быть вполне основательны, но у них не очень много шансов быть услышанными. Когда с одной стороны – увлекательная игра, с другой – то, что воспринимается как бабушкино-у-подъезда занудство «шли бы лучше уроки учить», у игры всегда больше шансов.

Поэтому, возможно, нам стоит поискать более позитивный подход к людям, увлекшимся новой модой. Нет, самим играть, наверное, не стоит – время всегда можно потратить на что-нибудь более содержательное, но сердиться и порицать других, когда они играют, точно имеет мало смысла. Стоит использовать их опыт для разговора о вере.

В притчах Спасителя мы видим примеры из повседневной жизни людей той эпохи. Святой апостол Павел сравнивает жизнь христианина с упорной тренировкой атлета (1Кор.9:24-27) – потому что его аудитория хорошо знала, что эта такое. Апостол мог бы с немалым основанием просто осудить интерес своей паствы к состязаниям: в духовном отношении это дело пустое и местами сомнительное. Над стадионами в античности висел дух грубой состязательности и искания мирской славы, и если не говорить о вещах, которые не должны и именоваться у святых, они сопровождались языческими церемониями и т.д. Однако боговдохновенный Апостол счел более миссионерски и педагогически мудрым использовать пример атлета в положительном ключе – для наставления в христианской жизни.

«Поиски покемонов – о том, что в природе человека искать,
и, вероятно, ему стоит искать что-то более важное и интересное, чем виртуальных мультяшных персонажей»

Сегодня мы можем использовать в беседах и проповедях (как многими это уже и делается) примеры из популярных книг, фильмов, компьютерных игр. Можно говорить и с любителями покемонов – о том, что совмещение двух планов реальности, географической и виртуальной, напоминает нам о том, что реальность вообще многослойна, у нее есть духовное измерение. Поиски покемонов – о том, что в природе человека искать, и, вероятно, ему стоит искать что-то более важное и интересное, чем виртуальных мультяшных персонажей.

Мудрее самому воздерживаться от этой игры – у нас, определенно, есть более важные и интересные дела – но, имея дело с теми, кто уже увлекся, лучше использовать позитивные возможности, которые тут могут возникнуть.

Те, кто бегают за покемонами, – люди, за которых умер Христос и которые призваны к вечному спасению. Нам стоит найти язык, который был бы для них приемлем и понятен.