Но важнее разобраться с собой. Почему же так часто мы сами становимся гробовщиками собственных идей, планов и целей?.. Почему вместо решительности и твердого шага вперед нас охватывает оцепенение и замешательство?.. Бывает даже оторопь до мурашек по коже, которые трусливой россыпью разбегаются по всему телу, чтобы, кажется, обездвижить все работоспособные органы жизни. И вот так бывает, замыкаешься в бесплодных мечтаниях: планов много, а действий – нет, и стоишь как обездвиженный странник на собственном пути. Сам себе Иуда: никто тебя не предавал, ты сам себя давно предал… Чего же не хватает, чтобы «лед тронулся»?.. Не хватает веры и мудрости. Веры для старта, мудрости для роста и упорства для завершения начатого.
Вопреки распространенному мнению Библия — книга, не отвлеченная от жизни, а вовлеченная в самую жизнь. Вот, например, как Евангелие отвечает на вопрос о нехватке веры и мудрости, без которых все стоит на месте: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслям не тверд во всех путях своих». Иак. 1:6-8.
Кажется, в этом отрывке послания Иакова заключено все, что нужно начинающему. В начале каждого дела нам обычно недостает опыта, возраста, и мудрости, и мы обычно «страдаем» от вечного противоречия: между опытом зрелости и энергетикой молодости. «Если молодость бы знала, если старость бы могла…» Библейский взгляд разрешает это противоречие самым идеальным образом: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему».
Бог — главный и первый источник мудрости, без которой, конечно, невозможно никакое дело. Это, разумеется, не значит, что следует игнорировать экспертов, профессионалов и «мудрецов» своей отрасли, но приоритеты тут должны быть расставлены верно.
Обращение за даром мудрости должно быть без сомнений, учит апостол Иаков: «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа». Вот это интересное откровение: «Сомневающийся ничего не получит…» Кажется, в книге «Несвятые Святые» автор вспоминает ответ одного священника на частый вопрос, задаваемый Церкви: «Неужели Господь любит всех?..» «Нет, не всех, — неожиданно отвечает герой рассказа. – Господь не любит боязливых…» Как тут не вспомнить преподобного Серафима с его словами: «Святых нет, потому что решимости не хватает…»
Тем временем апостол Иаков, брат Иисуса Христа по плоти, продолжает свою решительную мысль: «Человек с двоящимися мыслям не тверд во всех путях своих». Эти слова как убивают последнего червя внутренних сомнений, каждое слово звучит тут как стук гвоздя, вбиваемого в крышку гроба, куда нам следует сложить все страхи, колебания и терзания, а вместе с ним и тот предательский дух, который нам обещает, что все еще можно отложить на «потом», «завтра» и «когда-нибудь».