КАКОВО ЭТО — ОТКРЫТЬ ДЕЛО С НУЛЯ, РАЗБОГАТЕТЬ, А ПОТОМ ВСЕГО ЛИШИТЬСЯ?

Русский предприниматель Василий Муравьев богател, зная, что однажды раздаст все свое имущество…

31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии у зажиточных крестьян Муравьевых родился первенец. Николай и Хиония своего малыша назвали Василием. После смерти младших сестёр, он остался единственным ребёнком в семье.

В десятилетнем возрасте мальчик стал главой семьи – скоропостижно в самом расцвете сил скончался отец. Похоронив кормильца, семья в полной мере испытала все скорби, сопутствующие бедности. Избавить от нужды и «вывести отрока в люди» взялся добрый односельчанин, работавший в петербургской лавке приказчиком. Василию не исполнилось и 11, когда он покинул родную деревню.

Петербург… Водоворот столичной жизни, вопреки прогнозам, не затянул и не испортил ребенка. Посеянные любящими родителями семена нравственности и духовности дадут крепкие всходы в юной душе. А дарованные Богом умственные способности умножатся трудолюбием, дисциплиной и порядочностью.

Большой Гостиный двор на Невском проспекте, в самом центре северной столицы. Все почтенные купцы имеют здесь лавки. Много желающих получить работу рассыльного в любой из них. Хозяин одной из них остановит свой выбор на мальчишке из Ярославской деревни, и ни разу об этом не пожалеет. Юный Василий усердием, честностью и исполнительностью заслужит полное доверие владельца. Он был на хорошем счету, и тяжелобольной матери регулярно отсылались деньги, чтобы она ни в чем не нуждалась. Для него это было самым главным. Сам же он довольствовался малым.

Головокружительная карьера

Благодаря порядочности, способностям и трудолюбию юноша сделает головокружительную карьеру: к 17 годам дорос до должности старшего приказчика. Жалованье приказчика – 12 рублей, приличная по тем временам сумма, по-прежнему будет пересылаться в деревню.

А пока подросток занимался самообразованием, его душа тосковала по Богу.

Долгими вечерами Василий вспоминал детство: то время, когда жив был отец, а мама была здорова и весела. Тогда Великим постом они всей семьей стояли в очереди к исповеди, а на ранней литургии шли ко Причастию. Часто вспоминались ему многодневные паломничества по святыням России… Во время одного из таких путешествий маленький Вася горячо возжелал монашеской жизни, и желание с годами только возрастало.

Эта тоска и привела его в Александро-Невскую лавру, когда Василию едва исполнилось 14. Он поведал старцу-схимнику о своем горячем желании, на что получил ответ:

«Васенька! Тебе суждено пройти путь мирской, тернистый со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя…»

Так отрок узнал о себе волю Божию: ему предстояло создать благочестивую семью, воспитать детей и лишь по взаимному согласию вместе с супругой принять монашество.

Василий не стал настойчиво осуществлять желаемое, но со смирением принял подвиг послушания.

Подвиг длиною в полвека

1890 году Василий женится, а через пару лет открывает собственное дело. Основную часть дохода молодой купец легко тратит на благотворительность. Его супруга Ольга, набожная деревенская девушка, тоже с детских лет мечтающая о монашестве, во всем поддерживает супруга. Определенно, сам Господь привел молодых под венец и благословил благочестивую семью сыном и дочкой. Старшему Николаю родители дали блестящее образование – учеба Царскосельской гимназии, затем юридический факультет Петербургского университета, юноша знал 11 иностранных языков. Но не только радости, но и скорби пришлось испытать семье: скоропостижно скончалась их маленькая дочка. Тяжело переживая трагедию, супруги Муравьевы приняли решение жить в «белом браке», как брат и сестра. Между тем, бизнес благочестивого коммерсанта развивался стремительно: контора по заготовке и продаже пушнины приносила стабильный доход. Способности и накопленные знания владельца бизнеса вывели торговлю на международный рынок – магазины пользовались популярностью во многих странах Европы. Василий Николаевич стал купцом второй гильдии и миллионером.

Надо отметить, это был золотой век предпринимательства: среди купцов, золотопромышленников и других дельцов много выходцев из крестьян. В результате их активности с российского рынка вытесняется импорт, а товары выходят на экспорт. При этом огромные средства тратятся на благотворительность: строятся школы, больницы, вкладываются деньги в науку и искусство. Благодаря этому сословию мы знаем имена многих поэтов, художников, композиторов. Среди меценатов и один из самых богатых людей того времени, будущий подвижник Серафим Вырицкий. А ныне он купец II гильдии, миллионер, член Общества по распространению коммерческих знаний, действительный член Ярославского благотворительного общества Василий Николаевич Муравьев.

Несмотря на состоятельность, семья Муравьевых жила скромно, современники отмечали строгое и внимательное отношение к себе. Имея общего духовника, старца Варнаву Меркулова (позднее его прославят в лике святых), супруги прислушивались к его наставлениям. А он повторял:

«Пока мы живём, мы должны приносить пользу людям».

Василий и Ольга строго следовали наставлению. Все тридцать лет супружества приносили пользу людям, щедро тратя заработанное на благотворительность. На собственные деньги чета Муравьёвых содержала в Петербурге несколько богаделен. В их доме жили одинокие больные люди, им обеспечивали домашний уход для скорейшего выздоровления. А в дни церковных праздников за одним столом с хозяевами тесно сидели нищие и малоимущие жители Петербурга и его окрестностей.

Пожалуй, самая известная в народе история, характеризующая Василия Николаевича – это история, рассказанная им самим много лет спустя.

«Не как ты хочешь, а как Бог даст»

Верующий человек имеет потребность послужить ближнему, и Господь такие задачи обязательно поставит, и тут важно не упустить возможность. Не упускал молодой купец Василий такие возможности. Как-то, заприметив сидящего на обочине дороги мужчину в рваной одежде, он остановил карету.

«Не как ты хочешь, а как Бог даст», – словно молитву повторял человек. Выяснилось, что многочисленное семейство несчастного крестьянина страдало от тифа, решено было продать лошадку и купить корову. Вот и отправился на рынок селянин, лошадь продал, а корову купить не успел – лихие люди отобрали деньги. Не мог он вернуться домой с пустыми руками, вот и решил он, ослабевший от голода, умереть на месте.

Муравьев купил не только корову, но и пару лошадей, а телегу доверху нагрузил продовольствием. Испуганному, неверящему собственным глазам крестьянину, Василий Николаевич сказал: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». А фраза так запала в сердце будущему старцу, что он продолжал произносить ее, расхаживая по своему дому. Каково же было его удивление, когда из темного угла вышел его личный цирюльник с опасной бритвой в руке и сознался, что пришел убить его и ограбить. Задумавший преступление, плакал и каялся, и никак не мог понять, откуда барин узнал о его намерениях…

Чета Муравьевых за своё состояние не держалась, оба знали, что богатеют для того, чтобы когда-то всё раздать и уйти в монастырь.

Наступил 1917

Революция грянула не вдруг… И у купца Муравьева было время вывезти свои капиталы за границу, покинуть Родину… Но он поступает иначе. Еще во время Февральской революции он закрывает процветающее предприятие, выплачивает щедрое пособие служащим, часть раздает малоимущим, остальное жертвует в Александро-Невскую Лавру и другие обители. Вместе с женой они готовятся к принятию пострига.

Монашество

В 1920 году исполнилось то, к чему супруги стремились все эти годы. Василий Николаевич в Александро-Невской лавре пострижен с именем Варнава (в схиме Серафим), Ольга Ивановна — в Воскресенском Новодевичьем монастыре с именем Христина (Серафима в схиме).

До 1933 года отец Варнава заведовал кладбищенской конторой, исполнял послушание свечника и казначея обители, а после принятия схимы был избран духовником.

Вокруг него начали собираться и миряне, и иноки, и священники, и даже архиереи.

Поселок в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга – Вырица – стал последним пристанищем и местом его духовного подвига. 16 лет старческого окормления – до нескольких сот посетителей в день. Но не все из них искали Бога и душе спасения…

С 1938 по 1940 года ночами сотрудники НКВД устраивали у схимонаха Серафима обыски. Однажды старец, больной и не встававший с постели, подозвал к себе производящего обыск сурового молодого человека и, взглянув ему в глаза, ласково спросил имя, положил свою руку ему на голову и проговорил: «Да простятся грехи твои, раб Божий…». Лицо грозного представителя власти смягчилось… Старец избавил сердце молодого человека от недуга ненависти и жестокости. Дальнейший разговор проходил так, словно они были старыми добрыми знакомыми.

В январе 1941-го арестовали Николая – сына старца, а в сентябре он был расстрелян. Великую скорбь усилила война и смерть схимонахини Серафимы…

Война. Кроме строгого поста и непрерывной молитвы, принял на себя батюшка особый подвиг: подражая своему небесному покровителю, он еженощно молился за Родину, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима.

После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Не напрасно говорил, подтверждались слова.

Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание.

«После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам»,- повторял старец еще при жизни.

В 2020 году исполняется 71 год со дня блаженной кончины спреподобного, а народное почитание с каждым годом возрастает. У воздвигнутой на его могиле часовни собираются многочисленные паломники.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

По сей день святой своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения. Его жизнь – образец для ныне живущих. Особенно для предпринимателей.

Оказывается, иметь бизнес и держать сердце в чистоте – возможно. Вести предпринимательскую деятельность и не поступиться с совестью – реально. Жертвуя на благотворительность, как выяснилось, можно разбогатеть, ведь как говорил преподобный: «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…»

Да и всех нас, простых обывателей, преподобный Серафим Вырицкий продолжает укреплять в вере. Он не держался за богатство во времена благополучные, говорил о Боге в период воинствующего безбожия, вещал о любви в кровавые годы войн и ненависти. Святой, помогающий не только не потерять веру, но и укрепиться в ней! Почитаем мы его не как успешного предпринимателя и благотворителя, а человека, отказавшегося от земного богатства, показавшего пример безоглядного доверия к Богу и как молитвенника за Отечество.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!