«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27). Многие богословы старались постичь тайну и ответить на вопрос, для чего Бог сотворил человека. Мне кажется, мы найдём на него ответ, заглянув в наше собственное сердце, рассматривая нашу собственную жизнь.

К сожалению, мы привыкли видеть бытовую, обыденную реальность вокруг себя и потому тщательно скрываем ту реальность, которая находится в нас самих. Часто, боясь остаться осмеянными, непонятыми, мы скрываем в себе даже самые добрые побуждения и желания. Хотя исполнив их, легко можно было бы привнести радость и «сказку» в чью-то жизнь.

Мне хотелось бы обратить внимание только на одну потребность в душе человека, глубоко скрытое в нём желание: иметь рядом того, с кем мог бы он разделить общение. Часто гордость препятствует нам признать, что мы нуждаемся в ком-либо, и мы охотнее показываем себя людьми, в которых нуждаются другие, глубоко прячем свою собственную тоску по общению.

Знакомо ли вам это? Хорошо, если мы ищем его, если не потеряли надежду обрести то, к чему незримо влекома наша душа. Ф.М. Достоевский писал своему брату так:

«А знаешь, брат, почему мучается душа человеческая? Я много думал об этом – потому что одиноко ей, потому что нет ей родной души для встречи».

Но как же оно рождается и почему одному человеку хочется многое доверить, открыть, а другому нет? Как приобрести расположение, доверие? Думаю, без искренней заинтересованности жизнью другого, тем, что он чувствует, переживает, мы никогда не сможем встретить «родную душу». Любовь рождает внимание, так как только любя можно иметь нелицемерное участие в чьей-то жизни. Часто именно это становиться ключом к двери сердца.

Мне вспоминается известная сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В новогоднюю ночь маленькой девочке подарили игрушку – деревянного человечка. Он был совершенно бесформенным, некрасивым, но несмотря на это, девочка полюбила его. Когда в рот ему клали орешки, он их щелкал, именно отсюда и происходило его имя «Щелкунчик».

Вскоре брат этой девочки, играя с деревянным человечком, сломал его. Ночью, когда все уже спали, маленькая опекунья думала о Щелкунчике и, тихонько встав, пошла в комнату, где он находился. Взяв его в руки, она просила не обижаться на брата, разговаривала с ним и в простых нежных словах проявляла свою любовь. И вдруг она заметила, что он потеплел в её руках и зашевелился. Щелкунчик заговорил. Он рассказал девочке свою историю о том, что он заколдован и обречён оставаться таким вечно, так как единственное средство от колдовства – это глубокая, искренняя любовь к нему, но, как говорил он сам: «Кто может полюбить такого уродца, как я?». Далее рассказывается о том, как в итоге любовь этой девочки спасла Щелкунчика от оков колдовства, и он стал прекрасным юношей.

59ca0ddc7eb99eeb931950fd5fcc9ae0

К сожалению, я ничего не знаю о жизни автора этой сказки, в которой он так ясно смог открыть простые истины. Первое: Щелкунчик – это образ каждого из нас, образ человека, не пережившего спасения. Впрочем, конечно же, человек в своих грехах выглядит куда более отвратительно, чем деревянный уродец. Кто способен полюбить такое существо? Разве не знакомо нам чувство отвращения, неприязни, если мы встречаем, скажем, наркомана, алкоголика, преступника? Не приходилось ли нам говорить такие слова: «Отморозки! Как земля таких носит?…» Мы гнушаемся такими уродцами, будучи неспособными увидеть заколдованного юношу. Но подобные чувства мы можем заметить в себе далеко не только тогда, когда встречаются преступники – порою близкий нам человек вызывает у нас подобное пренебрежение.

Щелкунчик был честным, он ясно видел свою безобразность. Так бывает с людьми, погрязшими в порочной жизни: их не нужно убеждать, что они грешники, они знают это. Гораздо труднее признать своё погибшее состояние тому, кто не совершал грубых грехов (в человеческом понимании), но связанному, например, гордостью, ленью, равнодушием. Грех уродует, связывает, делает человека рабом, и неважно, какой это грех. Признать, что я действительно таков – погибший, беспомощный, недостойный любви, но бесконечно в ней нуждающийся, – это первый шаг на пути к спасению.

Э.Т.А. Гофман также указал на стремление человека к близкому общению и любви. Стремление к любви через осознание своей недостойности, к той любви, которая сильна избавить и спасти от жалкого существования.

Глубоко в сердце каждый ищет этой любви – высокой, чистой, вечной. Возможно, потому, что не находя её в реальной жизни, он отображает её в сказках. Это не мужская, не женская любовь – о ней чаще пишут в романах – нет, совсем другая, лучшая, большая, в которую почти невозможно поверить…

Часто в поисках этой любви избираются недобрые пути. Например, молодая девушка, не найдя близости в отношениях дома, вдруг встречает человека, который начинает интересоваться ею. Он дарит ей цветы, говорит комплименты и, кажется, готов отдать ей всё богатство своей души, всю нежность и любовь, ей одной. Думая, что теперь она нашла то, в чём нуждалась, девушка верит молодому человеку и очень скоро остается разочарованной… Подобным образом происходит и с молодым человеком, который не находит удовлетворения внутреннему желанию быть кем-то любимым, кому-то нужным и ищет возможности заглушить это чувство, заполнить пустоту различными удовольствиями, которые ещё больше обкрадывают и опустошают его.

brosil

«Мы так устроены, что неразделённая радость не радость, счастье в одиночку не счастье, тайная скорбь – двойное страдание»

Сколько людей в этом мире страдают от одиночества даже тогда, когда они находятся в весёлой компании друзей или в родительском доме? Сознание того, что их жизнь серьёзно не интересует никого, одних толкает к самоубийству, других к наркотикам, проституции и так далее. Это одиночество делает нас глубоко несчастными. Мы так устроены, что неразделённая радость не радость, счастье в одиночку не счастье, тайная скорбь – двойное страдание. И мы стремимся найти взаимопонимание с другим человеком. Мы хотим открыть перед кем-то глубины своей души, почувствовать, что тот, другой, нелицемерно нуждается в нас и ищет этого познания. Так начинается дружеская, интимная, сокровенная близость, которая указывает на начало внутреннего родства, родства душ.

А в жизни бывает так, что мы видим перед собой «уродца», и всё, на что мы способны, – осудить, презреть. Однако простые слова искреннего сердца к такому «уродцу» и любовь, возможно, помогли бы ему стать прекрасным человеком.

Я очень редко слышала проповеди, в которых бы обличался грех равнодушия, а между тем, именно он отделяет детей от родителей, родителей от детей, он стоит препятствием в общении между людьми, делает сердца закрытыми и невосприимчивыми. Мы эгоистичны, поэтому всё должно вертеться вокруг нас самих. Если мы любим, это неизменно приносит с собою и страдания, так как радости и печали того, кого мы любим, будут затрагивать наше сердце, а мы не хотим расточать себя для другого, не хотим иметь лишнее беспокойство. Беспечность, равнодушие к себе самим и окружающим не даёт нам увидеть красоту и ценность души человека, с которым мы, возможно, вместе живём или часто видимся; через это мы теряем что-то очень дорогое, в то время как простой вопрос и внимание могли бы совершить чудо, раскрыв перед нами сокровищницу доверчивого сердца.

В самом начале я вспоминала слова о сотворении человека. Он ожил тогда, когда дыхание Божье вошло в него. Мы сотворены из праха, и только дыхание Божьих уст сделало нас душою живою. Всё прекрасное, что мы можем видеть в других, в себе — это Его дыхание. Божья милость нас так возвысила, что мы стали не просто Его творением, как любое существо в природе – мы сотворены по Его образу и подобию. Если можно так выразиться, с этим дыханием мы и получили потребность в любви и общении. Только потому, что Господь сотворил нас для Себя, мы ни в чём земном не можем найти полного удовлетворения.

«Человек слишком мал, чтобы насытить душу другого»

Да, но кто-то может возразить и сказать, что он нуждается просто в человеческом внимании к нему, почему такое общение не может удовлетворить его полностью? Тогда я отвечу: человек слишком мал, чтобы насытить душу другого.

Если кто-то ищет чистой искренней любви, если терзается мыслями и не может понять, где его место в этой жизни, и стремится обрести покой, могу ли я помочь ему, в то время как сама нуждаюсь в том же? Да и где этот источник любви, искренности? Могу ли я сделать хотя бы один шаг навстречу другому, если то, что я в себе вижу, хочется спрятать не только от кого-либо, но и от самого себя? Я должна искренне признать, что во мне нет таких чувств, чтобы искать познания ещё чьей-то души, нет сил терпеливо выслушивать другого, сопереживать и просто нелицемерно любить.

Я думаю, в нас живёт память об Эдеме. И пока мы не вернёмся к тому, что потеряли, не будет у нас радости и мира. Там человек имел самое близкое общение с Богом, видел Его, разговаривал с Ним. Но через грех это было потеряно, и, если бы не вечная любовь нашего Господа, мы навсегда были бы обречены оставаться несчастными.

У меня вызывают восхищение слова о том, что Бог создал нас по Своему образу и подобию (Быт. 1, 27). Я вспоминаю тогда, что, готовя Еву для Адама, Господь сказал: «…сотворим ему помощника, соответственного ему», (Быт. 2, 18). В этом соответствии хранится тайна. Мы призваны к тесному общению с Ним, к этой близости, тенью и образом которой является брак.

Часто в Библии близость Господа с человеком сравнивается с супружеским союзом, с этой теснейшей, интимнейшей связью. Например, написано: «…я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», (2 Кор. 11, 2) или: «…мы члены тела Его, от плоти Его и от костей от Его», (Еф. 5, 30). И только в этом союзе сотворённая Богом душа найдёт полное удовлетворение своей жажде. Нет того, кто любил бы нас больше, чем Он, кто был бы столь заинтересован нами. Он ищет близости с нами, этого познания. Я употребляю слово «познание», чтобы подчеркнуть глубину и сокровенность этой близости. Ведь именно это слово указывает на интимную связь двоих: «И познал Адам Еву и она зачала». Наша жизнь так и останется бесплодной, если мы не соединимся с Богом, не сочетаемся с Ним.

12899286

Любовь к нам повела Его на Крест. Он совершенно расточил Себя, отдал в жертву. Мера Его любви отмерила и меру страданий. Жестоких, неверных, погрязших во всякой нечистоте, связанных грехами, Он полюбил и совершил всё для нашего спасения. Все это для того, чтобы нам вернуться в Его объятия, стать прощёнными, омытыми, искупленными, новыми. Стать Его невестой, частью Его. О, это преображение куда прекраснее и невероятнее преображения Щелкунчика в красивого юношу! А Божья любовь несравненно больше, глубже, чудеснее!

Мы можем ценить человеческие отношения, внимание, любовь, но всё это никогда не заменит близости со Христом. И пока мы не обретём её, мы так и будем оставаться голодными, нищими, ущербными. Только заняв то место, которое для нас приготовлено, наша жизнь изменится. Тут только и начинается по-настоящему чистое и искреннее отношение к людям. Встретив Его беспредельное участие в нашей жизни, мы нелицемерно начинаем интересоваться жизнью другого и можем любить его. Не потому что это нужно и так правильно – нет, просто мы нашли тот источник неиссякаемой любви, который теперь наше сердце наполняет. Теперь мы можем протянуть руку простого и чистого общения другому, можем участвовать всем сердцем в его радостях и скорбях.

ОБ АВТОРЕ:

IMG_1329

Светлана Бэнкс — журналистка, предпринимательница, автор книги «Сила любви, или Нисхождение в рай»

Светлана — человек с ограниченными возможностями. Ее диагноз: спинальная амиотрафия мышц Верденга-Гоффмана или попросту слабость мышц. Ее муж Шайло Бэнкс родом из Америки. Оба они заядлые путешественники, которых не страшат никакие препятствия. Света пишет новости для интернет-сайтов, Шайло дистанционно преподает английский в одном из питерских вузов. По всему миру у семьи Бэнкс множество друзей.