Шел в подряснике, и мне задали насущный вопрос.

– А у Вас крест серебряный? – спрашивают меня с неподдельным интересом.

– Нет, латунный.

– А я думал, что у всех в Церкви кресты из золота или из серебра, – неподдельный интерес сменился таким же неподдельным удивлением. – А как тогда воду освящаете? – человек продолжил интересоваться насущным вопросом. – Там ведь надо же освящать серебром, чтобы вода долго хранилась.

Объяснил человеку, что никаким серебром мы воду не освящаем, и вообще кресты крайне редко делают из настоящего серебра, а тем более, из золота. Но разговор натолкнул на мысль.

«Обществу в принципе неважно, из чего сделан твой крест, потому что оно уже всё за тебя решило»

Наше общество изначально настроено на стереотипы. Кресты – золотые, облачения – как минимум, из парчи, вся утварь в храме – само собой, супердорогая и эксклюзивная. Машина у священника, если есть, то гоночная или хотя бы просто элитная. И этому обществу в принципе неважно, сделан твой крест из чистого серебра или куплен за две тысячи (рублей, само собой) на епархиальном складе. Неважно хотя бы потому, что оно уже всё за тебя решило.

Извечные русские вопросы

Можно много рассуждать, кто в этом виноват, но хотелось бы поговорить о другом главном русском вопросе – что делать. Быть может, кто-то призовет отказаться от всего церковного благолепия. Но бедность напоказ – это не вариант решения проблемы. Все мы были свидетелями того, как Папа Римский Франциск демонстративно отказался от золотого «перстня рыбака» и заменил его серебряным с позолотой, а заодно переехал из своих покоев в ватиканскую гостиницу. Полагаю, охраняют ее по-прежнему строго и обслуживают по-прежнему на высшем уровне. Эти и многие другие рекламные ходы римского первосвященника настолько широко освящались в прессе, что напрашивается мысль о некоей пиар-кампании. Впрочем, об этом я уже писал.

Поэтому хочу предложить другой вариант решения этой ситуации. Почему человек обращает внимания именно на материал, из которого сделан крест? Почему говорит о каких-то внешних проявлениях церковного убранства? Просто потому, что не знает, что за всем этим стоит, и не понимает, зачем вообще нужна Церковь. Приходит в храм два раза в год: набрать «сильной воды» и освятить куличи (Великий пост, само собой, не соблюдал). И видит только внешнее. Поэтому надо наполнить смыслом понимание Церкви таким человеком. Объяснить ему про великую агиасму, про то, что такое святая вода и о том, что любая святыня – это призыв Бога к человеку и многие другие вещи. И тогда все эти вопросы будут отпадать, равно как и целый ряд антиклерикальных идей, который, честно говоря, и рождаются не от большого ума.