В настоящее время мы переживаем новую эпоху гонений. Как показывает неутешительная статистика, ежегодно в мире подвергают преследованиям около 100 млн христиан, более 100 тыс. из них — погибают…

Радикализм и секуляризм

Верующие во Христа по-прежнему являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. Об этом свидетельствуют данные комиссии епископских конференций Евросоюза: «75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам».

Особенно угрожающим данное явление становится в последнее десятилетие. Это обусловлено ростом экстремизма и ненависти (прикрываемой религией). В ряде стран религиозные экстремисты стремятся к доминированию в обществе. Кроме того, существует множество интернет-ресурсов, на которых тиражируют ложь и сеют ненависть по отношению к христианам.

На наших глазах происходит радикализация массового сознания: всё большее число людей участвуют в погромах храмов и выступают против присутствия христиан в общественной жизни. Однако не стоит возлагать всю ответственность только лишь на фанатиков-экстремистов. Часто за спинами таких погромщиков стоят другие силы: их цель — получение прибыли из ситуации хаоса и неразберихи.

Еще одна из причин гонений — отказ Европы от своей христианской идентичности. Во многих странах ЕС политики, движимые духом политкорректности, много говорят о недопустимости антисемитизма, исламофобии и иных проявлений религиозной нетерпимости, но почему-то обходят молчанием тему дискриминации христиан. Процессы секуляризации (обмирщения) уже привели к тому, что большинство европейцев перестали руководствоваться Евангелием: они живут по светским стандартам «общества потребления». В их глазах «постхристианская» цивилизация теряет какую-либо значимость и ценность.

В некоторых государствах за принятие христианства могут привлечь к уголовной ответственности, унизить и даже убить (используя агрессивно настроенных граждан). Масла в огонь ненависти подливают многочисленные раскольники и протестанты: они сильно искажают учение христианства ради собственного, как сейчас модно говорить, пиара.

Раньше нападки на Церковь были явным проявлением невежественных представлений со стороны политиков и СМИ. А теперь они приобретают идеологическую основу и четкую направленность. Этому способствует и то, что многие до сих пор ошибочно воспринимают Церковь как общественную структуру, которая не отвечает государственным интересам и патриотическим идеям.

Еще одна причина гонений вызвана попыткой представить Церковь в роли ограничителя человеческой «свободы». Это связано с тем, что христианство устанавливает такие ценностные ориентиры для общества, которым не соответствуют миллиарды людей. Речь идет об ограничении деятельности всякого беззакония, совершаемого под видом демократии и гласности.

«Нет ничего ненавистнее солнечного света для тех, которые большую часть времени проводят в духовном подземелье»

Кому-то всегда выгоднее жить в комфорте, не задумываясь о любви к Богу и ближнему. Нет ничего ненавистнее солнечного света для тех, которые большую часть времени проводят в духовном подземелье.

Гонения в Римской империи

Как показала история, христиане подвергались гонениям, начиная с первых лет своего существования. Враг рода человеческого никогда не мог смириться с тем, что Церковь — организм богочеловеческий: она одновременно присуща и миру горнему, и миру дольнему. Ее неотмирная природа всегда вызывала, вызывает и будет вызывать ненависть у тех, кто является слепым орудием сил зла.

Еще во времена земной жизни Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20), «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21, 12).

После гибели первомученика Стефана христиан преследовали не только в Иерусалиме, но и в других регионах Римской империи. Это видно на примерах новозаветной истории. Претерпевая побои и заточения, апостол Павел писал верующим города Филиппы: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). О притеснениях идет речь и в его обращении к македонской Церкви: «Вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те — от Иудеев (Фес. 2, 14).

Языческие писатели и христианские апологеты также свидетельствуют: появление и распространение христианства было встречено единодушной неприязнью как в низших, так и в высших слоях общества. Массовая ненависть особенно возрастала во время общественных бедствий. Коварные правители и безумные толпы пытались найти «врагов народа», на которых можно было сорвать злобу и «списать» неудачи.

Христианство противоречило основным религиозным законам Рима, которые касались духовной жизни. Правовой порядок империи предъявлял к исповедникам такие требования, которые они не могли выполнить, оставаясь христианами. В итоге они оказывались перед непростым выбором: пострадать за веру либо отречься от нее.

Самые чудовищные преследования началось в 64 году при императоре Нероне: при нем казнили не только апостолов, но и множество других мучеников. Гонения против христиан продолжались и при Домициане (81–96 гг.). Тогда же на остров Патмос был сослан апостол Иоанн Богослов — единственный из ближайших учеников Христовых, который чудом избежал мученической кончины и умер в глубокой старости.

С особой силой гонения проявились при Траяне (98–117 гг). Во время его правления жестоко пострадал ученик апостола Иоанна Богослова — святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохии: его бросили на растерзание диких зверей на цирковой арене. Когда воины везли Игнатия на казнь, святой просил римских христиан, чтобы они не хлопотали про его освобождение: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

При императоре Адриане (117–138 гг.) были замучены три девочки, названные в честь главных христианских добродетелей: 12-летняя Вера, 10-летняя Надежда и 9-летняя Любовь. Их мать София умерла спустя три дня, оплакивая смерть дочерей на их могиле.

В первые три столетия смерть за веру приняли тысячи христиан — мужчины, женщины, дети, священнослужители. Мирная жизнь наступила только в 324 году, когда Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи.

«Будь верен до смерти»

Самые масштабные, систематические и массовые гонения в истории Церкви произошли в ХХ веке. По количеству пострадавших они превосходят и великое гонение при Диоклетиане и остальные преследования.

Сразу же после прихода большевиков к власти полилась кровь православных священнислужителей. 25 января у стен Киево-Печерской лавры был злодейски убит митрополит Владимир (Богоявленский) — широко почитаемый пастырь. В сонм новомучеников вошло великое множество иерархов и священников — участников Поместного Собора 1917–1918 годов. Как будто предчувствуя начало преследований, они приняли решение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Советская власть преследовала Церковь не только по политическим соображениям. С 1933 грянула так называемая «безбожная пятилетка»: в рамках общегосударственного планирования народного хозяйства была поставлена цель — «окончательно изжить религиозный дурман». Однако Церковь Христова выстояла.

Во время переписи населения в 1937 году треть горожан и две трети селян объявили себя верующими, убедительно свидетельствуя о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования. Большевики скрывали, что среди неграмотных православных верующие (от 16 лет и старше) составляли 67,9% населения, а среди грамотных — 79,2%. Эти данные обнародовали лишь спустя десятилетия.

Во время Великой Отечественной войны отмечается некоторое ослабление преследования Церкви. В 1943 году, после того как стало известно, что на оккупированных немцами территориях открыто 3732 храма, советская власть немного изменила свою позицию. Однако даже в военные годы продолжались аресты и расстрелы священников. Начиная с середины 1948 года, давление государства на Церковь снова усилилось: храмы опять закрывали, священнослужителей арестовывали.

«Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал в прошлом веке сербский богослов преподобный Иустин (Попович).

До недавних пор создавалось впечатление, что наше общество никогда не вернется к тем мрачным временам. Однако корни большевизма оказались очень прочными: они постоянно напоминают о себе в сознании наших соотечественников. Церковь ненавидят из-за того, что она — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Ненавидят так, как и Христа, потому что Церковь есть «тело Христово» (1 Кор. 12, 27).

Опять, как и в советские годы, раскольники пытаются опорочить Церковь. И снова, как во времена компартийных пятилеток, с высоких трибун и СМИ льются потоки лжи. Но, несмотря ни на какие гонения, мы должны помнить слова Господа: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).