Зачем любить болезнь?
Недавно ко мне обратилась одна хорошая знакомая, которая увлеклась книгой со странным названием — «Возлюби болезнь свою». Автор Валерий Синельников дает советы о том, «как стать здоровым, познав радость жизни».
Как выяснилось, труд Синельникова ей посоветовала прихожанка из сельского храма (а та, в свою очередь, узнала о «докторе» от своих православных друзей). Вдобавок ко всему, моя знакомая была серьезно обеспокоена состоянием своего здоровья (у нее — онкологическое заболевание). Вот ее и заинтересовал столь нетрадиционный метод «лечения» в виде книги, которая, по словам автора, «познакомит с глубинными подсознательными причинами заболеваний человеческого организма, поможет выявлять причины самостоятельно и добиваться исцеления зачастую без лекарств, а также упреждать болезни».
Следует отметить, что упомянутый «доктор» описывает разные подходы к своим «клиентам»: механизмы снятия с себя чувства вины, приемы поднятия самооценки, выход из положения «жертвы» (когда тебе все должны) и т.д. Рассказывая о таких методах, Синельников переводит читателя из плоскости психологии в таинственную «религию», основанную якобы на каких-то древних обычаях (известных и понятных лишь ему самому).
Возможно, я не обратил бы внимание на такую «сенсацию», если бы не одно обстоятельство: моя знакомая, посоветовавшая эту книгу, является прихожанкой одного из православных храмов Киева. Меня удивило: как же она, будучи глубоковерующей христианкой, может восхищаться антихристианскими мыслями новоиспеченного «доктора»? Почему же церковные люди попадаются на такие уловки?
Стоит обратить внимание, что данная книга имеет весьма привлекательную обложку, на которой изображен сам автор. Вид у него — весьма благообразный: добрые глаза, большая борода, длинные волосы. Спокойный и приятный взгляд вызывает симпатию и доверие. Своим внешним «образом» Синельников во многом напоминает православного батюшку, представляет себя в роли человека духовного и просвещенного. И это, разумеется, легко сбивает с толку многих людей, в том числе и православных.
На христианский подход претендует и само название книги — «Возлюби болезнь свою». Понятно, что все мы, следуя за Господом, тоже призваны переносить свои лишения и болезни. Ведь к таким подвигам веры христиан призывают начиная еще со времен апостолов: они учили, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Вдобавок ко всему Синельников цитирует слова из Слова Божьего и предлагает свою модель сознания, которую он называет «библейской».
Однако, как показывает анализ его труда, на самом деле автор не призывает к истинной вере в Бога. Более того, у него всё идет вперемешку — и христианство, и пантеизм, и даже атеизм.
Приведем цитату из раздела «Как работать с книгой», где он, в частности, пишет: «В книге мне постоянно приходится использовать такие слова, как Бог, Вселенная, Высший Разум, Реальность, Сила, Действительность, Мир. Всё это разные названия одного и того же — некой таинственной и загадочной Силы, которая господствует во Вселенной и существует в каждом из нас…».
Как видим, «доктор» не воспринимает Бога как Личность. Нетрудно догадаться, какая «каша» образуется в голове человека, мало знакомого (или незнакомого) с учением Церкви, Священным Преданием и Священным Писанием.
«Не бойтесь сойти с ума»
На страницах своей книги Синельников предлагает вступить в контакты с подсознанием, обучает различным приёмам этого опасного общения. Невзирая на душепагубность подобных практик, автор убеждает читателя, что такие «забавы» якобы полностью безопасны.
«И не бойтесь сойти с ума. Мы давно уже все сумасшедшие», — уверяет «врач» на своих страницах. Свои умозаключения он развивает в подразделе о том, как вступить в прямой контакт с внутренним «я». По его мнению, при общении с подсознанием необходимо установить определённые сигналы, и тогда оно (подсознание) «выберет самостоятельно способ для ответа».
«Ответ может быть любым, — это зависит от вашего подсознания, — размышляет далее Синельников. — Например, через некоторое время появилось чувство жжения в области желудка. Вы ещё не знаете, что означает этот ответ — «да» или «нет». Поэтому поблагодарите подсознание за ответ и скажите: «Подсознание, я хотел бы понять твоё сообщение. Если чувство жжения в области желудка означает — «Да, я хотело бы общаться», то пусть это ощущение снова повторится или станет сильнее и чётче. Если это сообщение означает — «Нет, я не готово общаться», — то, наоборот, сделай это ощущение очень слабым, вплоть до того, что оно исчезнет совсем».
«Верующий человек призван не к виртуальному погружению в некое подсознательное состояние, а к реальной жизни во Христе»
Такое «общение» не соответствует церковному учению, направленному на очищение и преображение нашего сердца (а не на какие-то вымышленные «контакты» с внутренним «я»). Верующий человек призван не к виртуальному «погружению» в некое подсознательное состояние, а к реальной жизни во Христе, придавая большое значение молитве и богообщению через таинства (исповедь, причастие и др.).
Методы Синельникова чреваты большой угрозой: где гарантия, что в подобных «сеансах» не примут участие злые духи? Ведь любой человек (особенно грешный и далекий от Церкви) может оказаться под властью демонского влияния. Именно здесь — на уровне сознания-подсознания — происходит та невидимая брань, о которой говорят святые отцы Церкви: в своих аскетических подвигах они выработали систему духовного трезвения, защищающую нас от бесовской воли, проявляющейся в виде помыслов (желаний или образов). И одна из главных задач христианина — со вниманием относиться к таким помыслам, чтобы определить: не от беса ли они?
Таким образом, нам нужно быть очень внимательными к своим внутренним переживаниям. Наша воля должна постоянно работать в согласии с нашим духовным вниманием. В противном случае, если мы примем греховные мысли и будем их сознательно развивать, то это уже — путь ко греху и бесовскому обольщению. Также не стоит забывать: целью христианской жизни является не общение с подсознанием, не развитие каких-то сверхъестественных способностей, а стяжание (приобретение) Духа Святаго, по слову преподобного Серафима Саровского. Православный человек призван к тому, чтобы идти путем созидания «новой твари во Христе» (как учит апостол Павел). Однако в книге Синельникова об этом вообще ничего не сказано.
«Исцеление» через мировоззрение
Позиционируя себя в роли врача с многолетним опытом, Синельников по-своему объясняет возникновение всех болезней: дескать, вся причина — в отрицательных мыслях, установках и действиях. По его заключению, сами «люди создают себе болезни».
В частности, он пишет: «… болезнь — это сообщение вашего подсознания о том, что какое-то ваше поведение и какие-то ваши мысли и чувства вступают в конфликт с законами Вселенной. Значит, для того, чтобы излечиться от любого заболевания, нужно привести свои мысли и эмоции в соответствие со вселенскими законами… Для того чтобы вылечиться, необходимо поменять своё мировоззрение…».
Получается, что взгляды больного на мир напрямую зависят от лечения, к примеру, от онкологических или сердечно-сосудистых заболеваний? Но в таком случае непонятно: как именно эти взгляды поменять, чтобы получить исцеление? Исходя из учения данного «доктора», человек болеет по «закону бумеранга»: неправильно подумал или согрешил мыслью, — получай недуги и неприятности. На самом же деле принцип причинно-следственных связей действует не всегда. Известно немало случаев, когда благочестивые христиане страдают от различных телесных недугов, а отъявленные нарушители закона (не только Божьего, но и человеческого) живут при полном здравии и благоденствуют.
Стоит ли после этого тратить свои деньги и время на книгу «Возлюби болезнь свою»? Ее автор пытается заманить мыслями о материальных благах и плотском благополучии, уводит от истинного познания Бога и приводит к бесовщине, используя эзотерические практики с примесью оккультизма. Согласно его определению, дьявол — это не падший ангел, а… «наши пагубные, агрессивные и разрушительные мысли и чувства». Надо ли говорить, к чему приводит отрицание существования бесов.
В этой придуманной религии Синельников использует человеческие пороки в выгодной ему интерпретации. Например, гордыню он называет первейшим из грехов, но о покаянии — ни слова. Следуя этой странной логике, человек окажется отдаленным от своей совести, загнанным в угол без выхода на спасение…
Вместо послесловия
Сам автор пишет о себе, что сильное воздействие на него оказали книги по нейролингвистическому программированию, эриксоновскому гипнозу, труды оккультистов Сергея Лазарева, Владимира Мэгре и Карлоса Кастанеды, литература по дзен-буддизму, йоге, даосизму и прочему «-изму». Почему же православных читателей это не настораживает? Зачем увлекаться виртуальным общением с подсознанием, если можно реально пообщаться с Богом? Не лучше ли ориентироваться на лечение, основанное на христианских таинствах и любви?