Убиение первомученика Стефана

Слова – это ткань бытия, говорят философы. Слова изреченные, являясь проявлением нашей личности, сплетают линии и узоры нашего жития. Слова обычных людей направляют течение их собственной жизни, слова великих могут повлиять на ход мировой истории.

Каждое произнесенное слово эхом отзовется в вечности. Господь предупреждает нас, что за всякое праздное слово мы дадим ответ в день суда. Каждое наше слово фиксируется, причем самописцы находятся не где-то в ином месте, но в нас самих, и они будут дешифрованы, когда земная история человечества закончится. Конечно, слова не всех людей будут исследованы и разобраны, но только потерпевших кораблекрушение в вере и неверных. К ответу не будут призваны те, кто из доброго сокровища выносил доброе. Слова святых и праведных не только послужат им оправданием – они всегда будут руководством для остальных, еще находящихся на пути к Небесному Граду.

Особенно ценным представляется для нас тот опыт и те слова, которые святые произнесли перед своей смертью. Смерть – это таинство, мы не знаем, что происходит в этот великий и страшный час, нам через это еще предстоит пройти, но нам известно, что святые умирали с молитвой на устах. А в некоторых случаях история сохранила последние, предсмертные слова святых. Эти слова являются своего рода духовным завещанием для нас. В итоговый момент человек говорит о том, что было смыслом и содержанием его жизни.

Так, святой Симеон Богоприимец, очень долго ожидавший пришествия обетованного Спасителя, держа на руках Богомладенца, произнес:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицом всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Никому не известный разбойник, осознавая неправильность своей жизни, перед смертью обратился ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

Слова и праведного Симеона, всегда ожидавшего встречи с Богом, и благоразумного разбойника, который явил пример искреннего покаяния, Церковь включила в состав своих молитв. Думается, что не один христианин перешел в вечность с этими словами на устах.

Свою жизнь христиане строят сообразно с евангельскими словами, с этими же словами они переходят рубеж земного бытия. Так, известный подвижник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) перед смертью произнес: «Спастися подобает многими скорбями». Эти слова, которые старец пронес через всю свою жизнь, исполнились и на его духовной дочери – Елизавете Федоровне Романовой. Великая княгиня из царствующего дома потеряла мужа, великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террориста Каляева, а после Октябрьского переворота сама стала жертвой палачей. Перед смертью святая мученица Елизавета молилась о своих убийцах словами Христа: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают».

Многие мученики и исповедники перед пытками и казнью ободряли своих братьев по вере также словами Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих погубить». Такие слова произнес, обращаясь к своей пастве, новомученик Варлаам (Коноплёв), настоятель Белогорского Николаевского монастыря перед тем, как большевики замучили его.

Последние слова вмещают весть опыт жизни святого. Умирая, авва Сисой Великий воскликнул: «Не знаю, братия, положил ли я начало покаянию моему». Многие удалившиеся от мира в леса и пустыни для покаяния и духовной жизни, подобно авве Сисою, могли произнести их. Долголетние труды и подвиги, молитва и плач о грехах своих меняют человека, делают его бесстрастным. А слова святого Сисоя говорят о бесконечности пути святости и духовного совершенства.

Святитель Григорий Палама, делатель умной молитвы, посвятивший свои богословские труды обоснованию и защите исихазма и в них раскрывший учение о нетварном Фаворском свете, перед кончиной произнес: «В горняя, в горняя, к свету». Он вознесся к горнему невечернему Свету, о котором учил и в котором пребывал уже во время земной жизни.

Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер, просвещавший народы Алтая, и перед смертью помнил о главном деле своей жизни – проповеди Евангелия. Умирая, он сказал: «Свет Христов просвещает всех».

Отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, видевший блеск столичной жизни, скончался не в золоченных патриарших палатах, но в ссылке, в далеких Команах. Перед смертью великий проповедник произнес простую, но емкую фразу: «Слава Богу за всё

«Наверное, последние слова каждого из нас не будут сильно отличаться от тех слов, что мы произносили каждый день»

Какими будут последние слова каждого из нас? Наверное, они не будут сильно отличаться от тех слов, что мы произносили каждый день. Если мы и в радости и в горе, в любых обстоятельствах за всё благодарили Бога, то и в час смертный наше благодарение за прожитую жизнь будет искренним и неложным. Но мы должны помнить, что последнее слово всегда остается за милосердным Богом.

На картине — убиение первомученика Стефана