Первый пункт требований феминизма – доступное медицинское обслуживание.

Святая великомученица Анастасия Фармаколитрия, IV век. Фармаколитрия в переводе с греческого – «исцелительница болезней». Желая помогать гонимым и больным христианам в тюрьмах Рима, она выучилась врачебному искусству. Во-первых, она тратила все свои деньги на одежду, пищу и лекарства для больных, а во-вторых, подкупала сторожей, проникала в казематы и собственноручно лечила всех нуждающихся. Даже ее иконографический символ — склянка с лечебным маслом.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета, ХХ век. Родная сестра императрицы, жены Николая II, после убийства мужа купила усадьбу и основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В ней были: бесплатная больница на 22 кровати, операционная, убежище для чахоточных, столовая для бедных и многодетных, центр обучения для девочек-сирот, амбулатория, аптека, где лекарства выдавались бесплатно, учебный центр, чтобы все сестры обучались медицине.

По примеру Марфы в обители бесплатно ухаживали за ранеными, безнадежно больными, сиротами, никому не нужными стариками и бездомными. Про Елисавету говорили, что в руках у нее – целительная сила, она могла просиживать ночи с уже обреченными пациентами, и наутро им приходило облегчение.

Во время Первой мировой Елисавета основала Всероссийский штаб милосердия, открыла двухмесячные курсы подготовки сестёр милосердия, разместила дополнительный госпиталь на 50 мест. Позже организовала мастерскую по сборке протезов из Петербургского завода военно-врачебных изготовлений, где имелся особый протезный цех. А в 1916 году начала проектирование и строительство уже в Москве первого протезного завода, который существует до сих пор.

Второй тезис феминизма – право участвовать в развитии и судьбе своей страны, свободных выборах и образовании.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, Х век. Император Константин называл ее архонтиссой (правительницей) Руси. Она стала первой христианкой на Руси; начала строить каменные дома; наладила связь и торговлю с Византией; продемонстрировала мощь Руси древлянам; воспитала чудесного сына, будущего правителя Руси.

Великая княгиня Московская Елена Глинская, XIV век. Мать Ивана Грозного в течение 5 лет была правительницей Великого княжества Московского – второй женщиной после княгини Ольги, возглавившей русское государство. За эти 5 лет она провела денежную реформу (т.к. в разных монетных дворах чеканились монеты разным достоинством, что вносило хаос), введя в оборот копейку для упорядочения монетного обращения в России; уничтожила фальшивомонетчиков; заключила с Польшей договор о мире, а с Швецией – договор о торговле; присоединила Стародубские и Черниговские земли; построила укрепления Китай-города и раку для мощей митрополита Алексия; основала Церковь Живоначальной Троицы. О ней писали как о «благоверной и христолюбивой княгине Елене». С самого начала правления Шуйские добавляли в ее еду ртуть, но даже в этом состоянии она жила для своей страны и до смерти посещала богомолья в монастырях.

И снова преподобномученица великая княгиня Елисавета. Хотя она и занималась по большей части делами религиозными и медицинскими, все же видела опасность, угрожающую России в виде красного террора. Поэтому в декабре 1916 года, после многочисленных писем Николаю II, Елисавета лично отправилась в Петербург. Будь ее совет принят, гибнущую монархию можно было бы спасти. Великая княгиня стояла за полное единство между императором и Думой, за строгое соблюдение конституционного закона, принятого в октябре 1905 года, за ответственный кабинет министров, за отсылку Распутина. Я читала ее мемуары – это была женщина с совершенно готовыми политическими проектами и трезвым рассудком.

Третий постулат феминизма – возможность одеваться сообразно своему желанию.

Будучи с детства человеком, искусственным образом настроенным против православия, я опешила, когда стала разглядывать иконы святых женщин.

Анастасия на иконах изображена в ярких пурпурных и бирюзовых одеждах. Архонтесса Ольга – всегда в алом, соболях и роскошно расшитых платьях. Княгиня Елисавета – даже в монашестве специально шила для себя и сестер белое одеяние, а не черное. И на иконах она изображена с жемчугами.

В храм принято надевать самое лучшее, качественное и достойное, выражая тем уважение к Богу и прихожанам. Никто не отменяет красоту и изящество шляпок, кружевных платков, длинных струящихся тканей или плотных бархатных – вариантов множество. Красивые образа в виде украшений, инкрустированные кресты и ослепительные иконы – разве это не привлекательно?

И вот еще за что борется феминизм – право голоса во враждебной среде.

Вообще-то в христианстве так было с самого зарождения. В Римской Иудее женщины шли против язычества и до смерти говорили о своей вере. Ольга стала первой женщиной у власти, открыто принявшей христианство – хоть Русь не сразу последовала за ней, свой выбор она сделала. Глинская шла наперекор боярской думе – и выиграла блага для своей страны. Елисавета пыталась открыть глаза Николаю II – хотя он не выслушал и погиб, но ее письма и умнейшие мысли сохранились.

«Православные женщины имели политическую хватку и образованность, потрясающую красоту и элегантность, работающие бизнес-идеи и смелость озвучивать свое мнение, и при всем этом смирение помогать людям любого статуса»

Что же мы видим? Православные женщины имели политическую хватку и образованность, потрясающую красоту и элегантность, работающие бизнес-идеи и смелость озвучивать свое мнение, и при всем этом смирение помогать людям любого статуса. А феминизм, увы, строится на потугах заставить других удовлетворить потребности женщин. Мне же нравится уравновешенность, когда каждая женщина в первую очередь спрашивает себя: а что я могу сделать, помимо громких слов? Может быть, стать самоотверженным врачом и спасать жизни? А может быть, выучиться на юриста и оказывать помощь малоимущим? Или открыть свое дело и шить как красивое, так и скромное?

Станьте спокойными, станьте свободными, станьте счастливыми.