Просветительские труды святых Кирилла и Мефодия, в частности по переводу богослужебных текстов с непонятной латыни на славянский язык, способствовали христианизации балканских народов. Довершили дело своих учителей свв. Климент и Наум по переселении из Моравии в Охриду (Чехия и Македония – прим. авт.). Их усилиями с IX века на Балканах стали активно развиваться славянская письменность, культура и монашество.

Собор сербских святых

Одной из особенностей сербского православия стал тот факт, что относительно небольшая по территории и населению страна дала православному миру много великих святых. Примечательно, что немало подвижников благочестия принадлежали к высшей знати. Власть и богатство, которые для многих стали бы искушением и погибелью, благочестивые князья и короли Сербии использовали для благородного служения Богу и ближнему.

На иконе преподобного Симеона Мироточивого, в миру князя Стефана Немани, управлявшего Сербией в ХII веке, в виде виноградных ветвей изображена генеалогия святости его рода. Этого святого именуют «лозой сербского благочестия», от которого произошли праведные потомки, начиная с его любимого сына Растко, ставшего впоследствии великим святителем Саввой Сербским. Только в королевской семье Неманичей канонизированы как подвижники четыре человека!

Православная Церковь чтит Собор сербских святых 30 августа (12 сентября н.ст.).

История христолюбивого народа

Статус автокефалии (греч. «авто» – сама, «кефали» – голова) Сербская Православная Церковь (СПЦ) обрела благодаря упомянутому святителю Савве Сербскому в 1219 году, когда Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил монаха Савву Неманича в сан архиепископа. Независимость сербской Церкви была дарована по просьбе св. Саввы из-за усиления Папой Римским католического влияния на балканские земли.

Получив широкие полномочия по обустройству Церкви, святитель Савва основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — лучших подвижников Хиландара и Студеницы. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афона, монастырей Палестины и Малой Азии.

Еще одним важнейшим как духовным, так и политическим событием стало коронование Стефана Немани как главы Сербии его родным братом святителем Саввой. Так укрепилась и династия Неманичей, и национальное самосознание народа. С тех пор в истории страны и Церкви король Стефан, прославленный в лике святых, именуется как Первовенчаный.

Центр духовной жизни Сербии долгое время находился в Жичском монастыре. Там размещалась архиепископская резиденция и собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники.

В 1346 году король Сербии Стефан Душан созвал в г. Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция переместилась в г. Печь. Первым сербским патриархом стал Иоаникий II.

В те годы Сербия и ее страны-соседи страдали от набегов турок, которые стремились завоевать балканские земли.

В 1389 году 15 июня (по ст. стилю) на Косовом поле произошло сражение сербов и османцев, ставшее ключевым событием в дальнейшей истории страны и церкви. По преданию перед сражением святому князю Лазарю явился Ангел Божий и предложил ему сделать непростой выбор: «Господь дарует ему победу в этой битве, но независимость Сербии продлиться до смерти Лазаря, а затем страна будет завоевана. Или же княжеские войска проигрывают, но Православие в Сербии сохранится до скончания века». И святой князь посчитал, что сохранение веры важнее временной победы, избрав царство Небесное вместо царства земного. Накануне сражения все воины причастились Святых Христовых Таин. Как и было предсказано, турки разгромили лазарево войско и победили.

Почему же сербы были поставлены перед такой жестокой дилеммой? Историк и писатель Марко Маркович в своей книге «Сербия как апология России» отвечает: «Требовалось искупление. В душе сербского народа накопилось столько грехов, что искупить и очистить их можно было лишь кровавым жертвоприношением. Битва на Косовском поле уподобляется Божественной Литургии, на которой вместе с князем Лазарем вся сербская знать приносится за весь народ. Омытый кровью уподобивших себя Христу косовских героев и мучеников, сербский народ освящается и становится народом-Христоносцем. А кто со Христом страдает, тот со Христом и спасается».

В историю Сербии этот день вошел как праздник «Видовдан», ежегодно и по сей день отмечаемый всеми сербами 15 (28) июня.

Страна почти на пять веков оказалась под жестокой властью турок. На несколько столетий Патриархат был упразднён. Но православная вера была жива, несмотря на то что магометане пытались ее всячески искоренить: превращали храмы в мечети, насильно обращали сербов в ислам, а самых стойких христиан подвергали мучениям и смерти.

По мере освобождения балканских народов от турецкой экспансии стала возрождаться вера. Автокефалия сербской церкви была восстановлена в 1879 году.

Еще одна историческая веха – через год после создания в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославии) церкви стран Сербии, Черногории, Македонии, Албании, земель бывшей Австро-Венгрии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении объединились в единую Сербскую Православную Церковь.

И наступил расцвет сербского православия. Ему немало способствовала поддержка со стороны государства, а также русские эмигранты – лучшие представители духовенства, культуры и науки в благодарность сербам за спасение и гостеприимство обогатили страну знаниями, духовностью и другими плодами своей деятельности. Например, привезли балет в белградский Народный театр. Столичные здания Правительства, Патриархии и храм святой Троицы, именуемый белградцами как «Русская церковь», спроектированы архитекторами из России.

Вторая Мировая война стала самой трагичной и кровавой страницей в истории Сербии ХХ века. Началось массовое закрытие и разрушение храмов и монастырей. Помимо гонений на Церковь, в годы германской оккупации развернулся чудовищный геноцид сербского народа со стороны не только немцев, но и усташей (хорватское революционное движение, ультраправая профашистская националистическая организация). Жестокость последних в отношении сербов шокировала даже немцев.

Последующее правление безбожных коммунистов под руководством Броз Тито с 1945 по 1990 годы привело к борьбе с религией.

В это тяжелейшее время Господь явил не только сербскому, но и мировому православию двух праведников – епископа Николая (Велимировича) Жичского и Охридского, широко известного как святителя Николая Сербского и преподобного Иустина (Поповича). Их личный христианский подвиг и уникальный богословский талант помогли миллионам христиан укрепить веру «во тьме безбожия», охватившего не только Балканы, но и прогрессивные Запад и Америку, дерзко именовавшие самих себя как «постхристианские страны».

После падения коммунистического режима с 1990 году сербы вновь вернулись к своим религиозным истокам.

Огромную роль в укреплении Церкви сыграл Патриарх Сербский Павел, которого сербы почитают за святого человека и называют «ангелом сербской Церкви» за его миротворческие и пастырские труды (по восстановлению и основанию епархий, а также сохранению святынь страны), удивительную скромность и нестяжательность.

Возобновление строительства храма святителя Саввы Сербского, крупнейшего не только в Сербии, но и в мире, стало символом возрождения Православия на сербской земле.

Феномен «Святосаввия»

В Сербии много веков повсеместно существует такое уникальное явление как «Святосаввие» – политический, религиозный и культурный уклад сербов, основанный на единении народа вокруг почитания святителя Саввы Сербского. Святосаввие – второе название сербского Православия.

Преподобный Иустин (Попович) утверждал:

«Без Святосаввья, без Православия сербы не что иное, как труп на трупе, мертвец на мертвеце. Только святосавской верой и святосавской жизнью сербы показывают и доказывают, что они настоящие сербы…»

День памяти святого Саввы – всеобщий сербский праздник, именуемый «Савиндан», который отмечается 27 января (в РПЦ 25 января – прим. авт.). Особо благочестивые сербы накануне праздника даже держат пост, именуемый «савица».

В Сербии Святителя Савву считают покровителем школьников и студентов, а Савиндан во всех учебных заведениях официально объявлен выходным днем.

Именем всенародно любимого святого названы многие учреждения и географические объекты.

Кого славят на «Славу»?

Крестная Слава – уникальный праздник, который отмечается именно в Сербии и внесен в «нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО». У каждой семьи есть свой небесный покровитель. Его Слава передается из поколения в поколение по мужской линии. Незамужние девушки славят святого семьи, в которой родились – по отцу. Вступив в брак, женщины чтят уже Славу мужа.

Возникновению этой семейно-религиозной традиции сербы обязаны своему всенародно любимому святому – святителю Савве Сербскому. В то время в стране было еще живуче язычество. У сербов-язычников было семейное божество-покровитель рода. Мудрый святитель Савва не стал призывать полностью отказаться от праздника. Сохранив семейный день, он наполнил его глубоко христианским содержанием – архипастырь предложил новокрещеным сербам вместо языческого идола выбрать для своей семьи в качестве покровителя любого православного святого.

Как Славу сербы ежегодно чтят святых, которые особо помогают им при жизни или в день памяти которых когда-то крестились их предки.

Историки насчитывают более семидесяти Крестных Слав. Самые распространенные из них в честь сербских святых, а также Аранджеловдан (Архангела Михаила), Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая Чудотворца), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

Более того, помимо семейной Славы, сербы почитают Славы храмов, монастырей, а также страны, родной деревни или города и даже учреждений, у которых есть свои небесные заступники.

Всеобщей для Сербии и каждого серба является Крестная Слава, именуемая Савиндан, когда церковь чтит память святителя Саввы Сербского.

Удивительно, но во многом благодаря Крестной Славе в Сербии сохранялась вера во времена ее жестоких преследований. Этот праздник османы не запрещали полностью, но во многом ограничивали, принуждая сербов отказаться о религиозной составляющей. Одно время на торжестве обязательно присутствовал турок-мусульманин, который контролировал происходящее. Находчивые и остроумные сербы придумали во славу святого крестообразно чокаться бокалами друг с другом. А в качестве угощения предлагали гостям разнообразные блюда из свинины, запрещенной у мусульман. Турки уныло сидели за оживленным столом, к которому не могли притронуться, и вскоре прекратили посещать Славы на радость сербам.

Суровым преследованиям и запретам этот прекрасный праздник подвергся в годы правления коммунистического и диктаторского режима Броз Тито, хорвата по национальности. Коммунисты повели себя хуже иноверцев: за празднование Славы могли уволить с работы вплоть до лишения гражданских прав.

Празднование Крестных Слав возобновилось в стране после смены атеистических властей в 90-ых годах.

По традиции к Славе в семье тщательно и заранее готовятся. Накануне в дом приглашается священник: он освящает жилище и воду. На освященной воде хозяйка замешивает и выпекает славский калач, варит вкуснейшее коливо – пшеницу с медом, цукатами, изюмом.

На праздник вся семья идет в храм причащаться Святых Христовых Таин. Там же освящают калач, коливо и красное вино, с которых дома начинается трапеза.

Сербы невероятно хлебосольны. Именно на Крестной Славе в полной мере ощущаешь их гостеприимство. Родственники и друзья заходят в гости в любое время. Вас непременно угостят такими традиционными блюдами как «русский салат», похожий на «оливье», и сармой – голубцами из квашеных листьев капусты или винограда. Даже постное «славское» угощение, не говоря о скоромном, поражает обилием разносолов. Как на маленькую свадьбу!

Именины в Сербии обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан.

Духовные связи русских и сербов

Еще одной особенностью сербского православия является его теснейшая связь с Россией и русским благочестием.

Всё началось опять же с появления на свет святителя Саввы Сербского – родоначальника Сербской Афтокефалии, величайшего подвижника, богослова, проповедника и миротворца. Первоначальное мирское имя будущего святителя было Растко/Растислав с корнем «рас». В год рождения будущего подвижника афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, где впоследствии примет постриг Савва, был передан Русской Церкви. Желание монашества зародится в душе юного княжича под влиянием русских иноков, часто гостивших в доме его отца. Примечательно, что святитель Савва – первый сербский святой, которого стала почитать Русская Православная Церковь.

Столицей Сербии во времена правления династии Неманичей был город Рас. Его жители назывались «расеане». С тех пор и поныне на юго-западе Сербии существует историческое государство Рашка.

Дружба двух братских народов еще больше укрепилась в ХХ веке, благодаря заступничеству последнего русского царя. Пожалуй, сербский народ как никто другой, даже больше русских, по-настоящему любит и почитает святого страстотерпца Николая Романова, который вопреки политическому расчету по зову сердца в 1914 году вступился за православную Сербию. Он осознавал, что небольшая страна сама не в состоянии противостоять своим сильнейшим противникам – Пруссии и Австро-Венгрии. К слову, в то время Запад называл Сербию не иначе как «маленькой, гордой и непокорной Россией».

«Русским Лазарем» именовал императора святитель Николай Сербский, глубоко любивший Россию:

«Русские в наши дни повторили Косовскую драму. Если бы царь Николай II прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности и сегодня сидел бы на своем Престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишились головы и он сам и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Эта новая косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять…»

Не зря сербы так любят повторять свою поговорку: «Нас с русскими – 300 миллионов, а без русских – полгрузовика».