— Конечно, солнышко, — ответила я.

Дома открыла календарь, нашла еще неизвестное для меня имя: преподобная София Суздальская. И впервые прочла, что в лике преподобных под этим именем воссияла Соломония Сабурова, первая супруга князя Василия Третьего, великого князя Московского.

Когда-то для меня таким же много значащим стало другое узнавание – о преподобной Анне Новгородской. История знала покровительницу новгородцев под именем Ингигерда, во крещении Ирина. Легендарная княгиня Ингигерда была супругой благоверного князя  Ярослава Мудрого. О её красоте, а потом и о красоте ее дочерей слагали свои строки иноземные певцы и поэты. И это имя Анна , принятое в постриге,  — будто бы за младшую дочь  Анну Ярославну, ставшую королевой Франции . Королевой страны, которая будет  католической. Королевой,  которая однажды оставит  престол, дворец  и младшего сына ради незаконного брака с так и не разведенным  графом Раулем де Крепи, успевшего  побывать  политическим противником  покойного короля Генриха I.

Будто, выйдя из мира, Ингигерда пере-проживала жизнь дочери так, чтоб и для нее вычертить путь  от далекого и оставившего православие города – до истинного Отечества, Небесного Иерусалима. За дочь «Ану Ръину» — Анна преподобная, за вдову короля и сожительницу грубого феодала – невеста Христова.

А что же София-Соломония?

…Впервые за долгое время великий князь не брал в жены иностранную принцессу, но – по образу Византии – устраивал смотрины невест среди пяти сотен девиц. Брак Василия III с Соломонией, заключенный в 1505 году,  виделся народу особо благочестивым, тем более что супруги уделяли особое внимание паломничествам к святыням и помощи бедным. Однако прошло двадцать лет, а наследников княжеского престола так и не было.

Василий, который  запретил братьям вступать в брак, пока у него не родится наследник, рассудил не по-небесному, а по-земному. Прислушавшись к боярам, он велел силой постричь его законную супругу в монахини, чтобы жениться на другой ради будущего наследника.

Рассказывают, что Соломония вначале бурно воспротивилась постригу. Вряд ли она «цеплялась» за княжеский престол: те свидетельства, что сохранились о ней, говорят скорее о ее богобоязненности. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — это помнила она и потому мужественно терпела унижения и даже избиения от исполнителей богопротивной воли.

Двумя веками раньше муромские бояре велели  княгине Ефросинии убираться из княжеских хором: незачем, мол, быть на престоле простолюдинке. Княгиня  поставила условием возможность забрать то, что принадлежит ей. И забрала с собой – законного супруга. «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена», — гласит  послание святого апостола Павла к коринфянам. Ефросиния протянула руку – и дал ей свою руку, и ушел в ней  послушный Богу супруг, князь Давид. И призрит Господь на супругов за такую верность Ему и друг другу, и вернет им престол, и будут потомки знать их под именами, принятыми ими в старости в постриге: Петр и Феврония.

Но великий князь Московский Василий III не мог и не хотел повторить деяние муромского благоверного князя  Петра.

Узнав, что на заточение  ее есть воля самого князя Василия,  Соломония Сабурова изменила решение и приняла постриг как волю Божию. Княгине дали новое имя: София.

Народ и священство были в ужасе от совершенного над великой княгиней. Митрополит Варлаам впервые в русской истории был лишен митрополичьей кафедры: и он, и инок Вассиан Патрикеев, и святой Максим Грек, которые выступили против расторжения брака и насильственных действий над Соломонией, были отправлены в ссылку. Инок Вассиан  заявил в лицо князю, что может сравнить его, говорящего о разводе,  лишь с беззаконной Иродиадой, вопрошающей о главе Иоанна Крестителя.

Вселенские патриархи осудили поступок великого князя . А патриарх Иерусалимский Марк изрек: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.» «Злым чадом» Василия стал сын Елены Глинской – Иоанн Грозный.

В народе в поколениях ширились слухи о том, будто опальная царица родила законного наследника в стенах монастыря, и наследник этот собирается отомстить за мать и вернуть себе престол. Знаменитый фольклорный герой Кудеяр-атаман, согласно народным сказаниям, был тем самым сыном Соломонии. Рассказывают, что Грозный царь особенно интересовался источниками этих легенд и искал любые упоминания о возможном рождении законного наследника.

«По плодам их узнаете их»… Инокиня София славилась праведностью, еще при жизни ее  начали почитать как святую чудотворицу и покровительницу города Суздаля, где и нашла она свое упокоение. Княгиня-монахиня отошла ко Господу всего через 17 лет от пострига, но слава о ее житии быстро распространялась в народе. Люди молились ей, не боясь даже опалы от нового царя Иоанна Васильевича. На гробницу Софии тек народ, получая чудесные исцеления, а в 1609 году она явилась в сонном видении предводителю наступавших на город поляков: от страха у него парализовало руку, и он оставил нетронутым город и монастырь.

«Преподобномученицей» называл ее народ. Наверное, в людском сознании, слагавшем легедны, сливался ее светлый и хрупкий образ и с образом матери мучеников Маккавеев Соломонии, и со сказочной «бабушкой Соломонидушкой» из народных песен о повитухе, якобы пришедшей в пещеру помочь Пресвятой Богородице, только что родившей  Богомладенца. А святая София, милостивая к простому люду при жизни, скоро отзывалась на  просьбы суздальцев  и после своей кончины.

В 1650 году патриарх позволил  Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Икона инокини Софии, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. По благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г., а в 1995 году  состоялось торжественное обретение её мощей.

История князя Василия и Соломонии-Софии – не только об одном из земных правителей и о его праведной супруге, которая стала святой инокиней. Она – о каждом из нас. О каждом, кто хоть раз предпочел «важное дело» и земные обычаи Божиему закону. Кто слушался людей больше, чем Бога. Кому казалось, что цели земные могут быть выше целей Господних — как некогда казалось тем, кто замышлял злое на Христа: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин.11:48) О тех, кому приходилось встать перед выбором:  «заповеди человеческие» или любовь к Богу и ближнему. Давид и Ефросиния – будущие святые Петр и Феврония – выбрали благословенный Богом брак,  и Господь пребыл с ними. А о том, что было с князем Василием, с его новой супругой Еленой Глинской, с наследником и всем его родом, каковы оказались последствия его «политически грамотного» выбора – об этом каждый из нас знает со школьной скамьи.

Иной суд человеческий и иной суд Божий. В роковом для княгини 1525 году казалось: вот и все, закончилась недолгая жизнь нищелюбивой и смиренной дочери бояр Сабуровых. Предательство мужа, издевательства слуг, заточение в монастыре, которому она покровительствовала с княжеского престола, – как переменчива и обманчива жизнь!

Но недаром Господь благоволил наречь своё верное чадо в постриге – Софией. Великая мудрость нужна, чтобы расслышать зов Спасителя, чтобы увидеть в захлопывающейся двери темницы – возможность открыть другие двери, ведущие  на свободу от интриг, жестокости, лжи в Небесный Иерусалим, от призрачного царства вероломного князя – к вечному царствованию со Христом. От земной милостыни, которой было никак не накормить всех голодных и не исцелить всех страждущих города, – к дерзновению у престола Божия и ходатайству за каждого человека, просящего помощи на этой земле.

Да помолятся о нас святые наши. Да дарует Господь нам мужество и мудрость, чтобы сделать – когда придет час —  правильный выбор.