1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Призраки ума: нужно ли доверять сновидениям? Валентин Ковальский


В Священном Писании немало говорится о том, как Бог открывал Свою волю через сновидения. Подобные случаи описаны и в житиях святых. Стоит ли нам доверять увиденному во сне?


Просмотров публикации 971

Особая форма откровения

Начиная с ветхозаветных времен, Бог неоднократно общался с людьми в ночных видениях. Один из таких примеров описан в Книге Бытия: во время сна праотцу Аврааму было открыто, что его потомки «будут пришельцами в земле не своей» и после 400-летнего порабощения «они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15:12-14).

Ради спасения жены Авраама, отнятой у него царскими слугами, Господь пригрозил языческому правителю Авиамелеху (царю Герарскому): «И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа…» (Быт. 20:3). Проснувшись, испуганный Авиамелех тотчас же исполнил волю Бога, Который велел возвратить Сарру мужу-праведнику.

Когда Исаак хотел спастись от голода, Господь во сне запретил идти в Египет. При этом Он пообещал дать земли его потомству, умножить «как звезды небесные» и благословить через него «все народы земные» (Быт. 26:1-5). Свое благословение Бог подтвердил и его сыну Иакову, заснувшему по дороге в Харран: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою» (Быт. 28:13-15).

Любимый сын Иакова Иосиф еще в юности видел два пророческих сна, согласно которым ему поклонялись не только братья, но и родители (Быт. 37:5-10). Впоследствии он был продан в египетское рабство. Прославившись истолкованиями снов, Иосиф стал правой рукой фараона, спас родных израильтян от голода, и в итоге они ему поклонились (как и было предсказано во снах).

Судя по ветхозаветной Книге Иова, сновидения в те далекие времена являлись особой формой откровения и наставления свыше. Вот как это объясняет Елиуй (один из друзей Иова): «Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33:14-18).

В жизни ветхозаветных праведников ночная тишина неоднократно использовалась для общения с Господом. В своих песнопениях псалмопевец говорит: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15:7); «… и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей» (Пс. 41:9). Царь Давид признается, что размышляет о Боге «в ночные стражи» (Пс. 62:7), получая назидание для себя.

В третьей Книге Царств описано, как Соломон во сне попросил мудрости: «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему…» (3Цар. 3:5-15).

Ночные откровения от Бога получал и пророк Даниил, который попал вместе с соплеменниками в плен после завоевания Иерусалима. Он прославился при дворе Навуходоносора, которому объяснил сон про истукана, разбитого камнем, который после этого сделался великою горою. Согласно толкованию, истукан — это языческие царства (сменяющие друг друга), камень — Христос, а гора — вечное Царство Божие. Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), оставшийся до прихода  Мессии.

Опасность заблуждений

Несмотря на многочисленные примеры, Слово Божие все же призывает не увлекаться различными сновидениями. Одна из причин в том, что бедой Израиля были лжепророки. Они шли на любой компромисс, грешили против истины и высказывали то, что угодно их покровителям (царям).

Действуя через истинных пророков, Господь неоднократно предостерегал от опасности лицемерных священников и ложных прорицателей: они проявляли нечестие даже в храме Божьем. За эти грехи они навлекали на себя большие бедствия. Обращаясь через Иеремеию, Господь говорит о безумцах, которые пророчествовали именем Ваала, вводили в заблуждение израильский народ, прелюбодействовали и поддерживали руки злодеев.

«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? — говорит Господь» (Иер. 23:25-28).

Этот библейский отрывок указывает на коренное отличие одних снов, будто бы вещих (во время которых что-то «привиделось»), от настоящих откровений, где Сам Господь говорит со Своими избранными — праведниками и святыми. Мнимые прорицатели искушали и смущали своими видениями израильский народ: одни лицемерили, другие лукавили, третьим казалось, что они принимают в видениях некие знамения. Ложным пророкам всегда что-то «казалось» и «мнилось» во снах. Подобные «откровения» давали повод к тому, чтобы публично заявлять — «мне снилось». В итоге лжепрорицатели выдавали свои фантазии за «волю» Божью и маскировались под видом истинных пророков. Такие «вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» (Зах. 10:2).

В числе этих «вещунов» также находятся еретики, которые являются христианами только на словах. Отступив от истинной веры, они внимают «духам обольстителям и учениям бесовским», превращаясь в «лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1-2). В итоге, как пишет блаженный Иероним Стридонский, заблудшие «увлекаются утешениями тех, которые делают лживые обещания». Такие грешники не имеют Христа своим Пастырем, хотя и возлагают несбыточную надежду на Него.

Новозаветный подход

В Новом Завете существенно уменьшается роль сновидений: они теряют свое первостепенное значение (по сравнению с ветхозаветной эпохой). Бог открывает Свою волю через сны лишь в целях предупреждения об опасности, для вразумления и оказания духовной поддержки.

На евангельских страницах мы читаем о том, как благочестивому Иосифу трижды во сне являлся ангел Господень: убеждал принять Деву Марию, поскольку «родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1:20), приказывал бежать в Египет ради сохранения жизни Богомладенца (Мф. 2:13) и вернуться обратно в землю Израилеву (Мф. 2:19).

Также имеется упоминание о ночных переживаниях супруги Пилата: «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

Апостол Павел тоже получал откровения во сне. В ночном видении перед ним «предстал некий муж» (Деян. 16:9). Во сне он слышал наставление от ангела Божия (Деян. 27:23). В ночном видении Господь укреплял его (Деян. 18:9) и затем повелел отправиться на проповедь в Рим (Деян. 23:11).

Однако в целом в новозаветное время Божественное откровение в сновидениях встречается все реже. Ведь после того, как в среде верующих появилась возможность креститься Духом Святым, отпала нужда в обращении к отдельным пророкам и пророческим снам.

Ни в одном из апостольских посланий мы не находим даже намека на использование снов в качестве руководства к действию и духовной помощи. Сновидения, которые в Ветхом Завете были важнейшим средством для путеводительства и провозвещения воли Божьей, в Новом Завете имеют уже значение не всеобщее, а частное: они касаются судьбы одного или нескольких человек. Дух Божий уже говорит и действует через Церковь — апостолов и других учеников Христовых.

Угрозы прелести бесовской

Как показывает анализ, сновидения могут быть двух видов: естественные (вследствие физиологической деятельности человека) и сверхъестественные — от Бога или сатаны. Отличить одни от других порой очень сложно, а посему увлекаться этими снами не нужно. «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5,6).

Тот, кто придает значение снам, уподобляется язычникам: будучи суеверными, они наполняют свою жизнь ложной верой, находятся во власти «вещих знаков», пытаются найти связь между виртуальными приметами и реальными событиями. Такие люди легко поддаются влиянию нечистых духов, имеющих способность проникать в нематериальную сферу сознания и быть творцами сновидений.

Общеизвестно, что во время сна у человека притупляется воля и утрачивается контроль над своим вниманием. Сновидения не только порождаются в нашем сознании, но и могут принять любое направление под воздействием бесов. И тогда такой сон сопровождается лукавыми соблазнами и ложными знаками.

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание», — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. — «Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо».

Чтобы избежать искушений, перед сном следует осенить себя крестным знамением и произнести Иисусову молитву. Какими бы ни были ночные откровения, им верить не нужно. Иначе можно впасть в бесовскую прелесть.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)22