1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Рассказ о том, как русский военный инженер святым стал


«Где есть истинная Православная Вера, там нет ни печали, ни страха, но там есть мужество и твёрдость, ничем не одолимые….» […]

Просмотров публикации 1 518

«Где есть истинная Православная Вера, там нет ни печали, ни страха, но там есть мужество и твёрдость, ничем не одолимые….» . «Лучше брань, чем мир, удаляющий нас от Бога».

Святитель Игнатий Брянчанинов.

13 мая (30 апр.ст. стиля) 2017 года исполнилось 150 лет со дня кончины святителя Игнатия (в миру – Дмитрия Александровича Брянчанинова), прошедшего путь от русского офицера до выдающегося подвижника православного благочестия. Именно рассказом об этой яркой личности мы продолжим наш цикл статей об офицерах и солдатах Русской Императорской армии, причисленных к лику христианских святых.

Образ святителя Игнатия Брянчанинова с портрета XIX столетия.

5 февраля 1807 года, в разгар Наполеоновских войн, в селе Покровском Вологодской губернии, в дворянской семье Брянчаниновых родился мальчик, наречённый Дмитрием. Род Брянчаниновых был знатным и старинным (восходя к герою Куликовской битвы Михаилу Бренку), но относительно небогатым. Несмотря на имевшиеся возможности приблизиться ко двору императора, отец Дмитрия, Александр Семёнович, вместе со своей супругой Софьей Афанасьевной отказались от погрязшего в распутстве и интригах «высшего света» и жили в своём провинциальном имении.

В 1822 году, когда Дмитрию Брянчанинову исполнилось 15 лет, отец (будучи пламенным патриотом и мечтавшим о военной карьере для сына) повёз его в Петербург с целью поступления в Главное инженерное училище (позднее именовавшееся Николаевской инженерной академией). Успехи, как при сдаче экзаменов, так и в начале обучения, у молодого курсанта были столь выдающимися, что уже в январе 1823 года Дмитрий Брянчанинов был переведён на следующий курс с зачислением в старшую кондукторскую роту.

В ходе дальнейшего обучения молодой курсант продолжил удивлять преподавателей своим интеллектуальным уровнем. Больше того, он даже был представлен генерал-инспектору инженерно-сапёрных войск великому князю Николаю Павловичу Романову, который благосклонно принял юнкера и предоставил тому именную стипендию.

13 декабря 1824 года, после завершения кондукторского курса, курсант Брянчанинов производиться в чин инженер-прапорщика. Но он не был отправлен в войска, как традиционно делали с наименее успевающими, а рекомендован, в числе прочих, для обучения на двух следующих офицерских курсах. Через год те, кто показал меньшие успехи, выпускались офицерами в сапёрные и пионерные батальоны.

Изображения обер-офицеров и кондукторов Инженерного корпуса:слева – в униформе образца 1812 года, справа – в униформе образца 1828 года.

Лучшие же курсанты ещё через год завершали обучение на высшем офицерском курсе, распределяясь в чине подпоручиков и поручиков в инженерный корпус и различные военные подразделения. Среди последних был и будущий русский святой подвижник. 26 декабря 1825 года Дмитрий Брянчанинов получает чин подпоручика и назначается в престижнейшую петербургскую инженерную команду.

Молодой офицер в эти годы благодаря происхождению и новым знакомствам «выходит в свет». Он знакомиться с такими светочами русской культуры, как В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.И. Глинка. Особый склад ума и выдающиеся интеллектуальные способности Дмитрия Брянчанинова также запомнились великому князю Николаю Павловичу, который в 1825 году становится императором России.

Произведённая в связи с мятежом «декабристов» проверка всех офицеров столичного округа только подтвердила то, что Николай I уже знал о выдающемся молодом выпускнике Главного инженерного училища. Вологодский дворянин отличался безупречной дисциплиной и высочайшим уровнем нравственности (что было редкостью среди лиц его возраста и окружения). Он проявил себя как глубоко верующий православный христианин, из-за чего даже вошёл в конфликт с духовенством училища, которое имело обыкновение «сдавать» руководству этого военного образовательного учреждения сказанное курсантами на исповеди. Кроме этого, он проявил себя как личность, категорически отрицающая идеи либеральной революции, проповедовавшиеся в то время офицерами-«декабристами», и не состоял ни в одной масонской ложе.

«В итоге этот блестящий офицер с огромными перспективами подаёт прошение об отставке»

Исходя из представленных характеристик, император дал личную протекцию молодому офицеру, и, по давней российской традиции, «пошла в гору» также карьера его родственников. Однако ум Дмитрия Брянчанинова в это время был более озабочен поиском ответов на вопросы о мироустройстве и роли человека, чем вопросами построения военной карьеры. Изучение трудов античных и западноевропейских философов, современных ему «натурфилософов» (мыслителей-естествоиспытателей), даже знакомство с масонскими доктринами и идеями французских якобинцев не дали ему исчерпывающих ответов.

И тогда молодой офицер обращается к творениям святых отцов Православной Церкви и сближается с иноками Валаамского подворья и Александро-Невской лавры (которые тогда отличались интеллектуальным развитием и высоким уровнем личного благочестия). Всё больше и больше Дмитрий Брянчанинов думает об избрании духовного пути, и в итоге этот блестящий офицер с огромными перспективами подаёт прошение об отставке.

Все были поражены – и родственники, и его военные начальники. Великий князь Михаил Павлович, младший брат Николая I, тогда ставший генерал-инспектором инженерных войск, предложил юноше одуматься и одновременно принять назначение в императорскую гвардию с денежным содержанием от имени императора. Однако молодой вологодский дворянин не принимает предложенного, чем вызывает гнев начальства. В прошении об отставке ему отказывается. Кроме того, строптивого офицера направляют в инженерную команду Динабургской крепости, где помещают под особый надзор и в тяжёлые жизненные условия проживания.

Продолжая нести службу во влажном и холодном прибалтийском климате, живя, можно сказать, в каземате, Дмитрий Брянчанинов заболевает чахоткой. Жизнь молодого человека кажется конченой: надежды на отставку нет, как нет и надежды на выздоровление. Однако осенью 1827 года великий князь Михаил Павлович посещает с инспекцией Динабург, узнаёт о его состоянии, и сам уже ходатайствует об отставке для него перед своим братом. В итоге 6 ноября 1827 года поручик Дмитрий Брянчанинов увольняется с военной службы по состоянию здоровья, без содержания, но с возможностью восстановления в чине. Но военная карьера более не привлекает молодого человека.

Едва поправив здоровье, он поступает в Александровско-Свирский монастырь, где простым послушником исполняет различные тяжёлые послушания. Наконец, в 1831 году Дмитрий Брянчанинов в кафедральном соборе Вологды был пострижён в монахи с наречением имени Игнатий. Вскоре он становиться диаконом, а потом и священником.

Однако российский император не забыл выдающегося курсанта-юнкера. Узнав о его судьбе, Николай I в 1834 году личным указом назначает своего бывшего стипендиата настоятелем Троице-Сергиевого монастыря под Петербургом. Через несколько лет, в 1838 году, видя его успехи как на духовном поприще, так и в качестве организатора-администратора, российский царь назначает бывшего офицера благочинным (т.е. куратором) всех монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Троице-Сергиев монастырь, где святитель Игнатий впервые стал настоятелем.

Абсолютное самоотречение и честность во всём в сочетании со склонностью к военной дисциплине и точности сделали из монаха Игнатия великолепного управляющего монастырями. Взяточничество, празднолюбие, пьянство и обжорство, многие иные пороки – всё это не терпелось бывшим офицером и изгонялось им из монастырской жизни. Фактически всю жизнь святитель Игнатий боролся с лицемерным благочестием в Церкви, обличал алчность и стремление к земным благам не только белоризных (мирских) священников, но и монахов.

Но начиная примерно с 1847 года Игнатий Брянчанинов начинает тяготиться делами административного управления. Он всё больше жаждет духовного подвига и уединения, в связи с чем просит отставки уже с должности архимандрита и благочинного. Но Николай I, прекрасно зная об успехах своего бывшего курсанта, отказывает ему и в этой отставке, считая, что Игнатий Брянчанинов находиться на своём месте и прекрасно исполняет свою работу. В качестве признания его заслуг в 1851 году архимандрит награждается орденом святого Владимира III степени.

Епископ Игнатий и император Николай I.

В ходе злополучной для России Крымской войны бывший офицер организовывает в своём округе ряд мероприятий в помощь армии, сбор пожертвований на нужды раненых воинов и их вдов и т.п. Известно, что он ещё задолго до осады Севастополя состоял в переписке с адмиралом П.С. Нахимовым и послал тому освящённую икону со своим благословением. Также святитель Игнатий состоял в переписке с Н.Н. Муравьёвым-Карским, в период Крымской войны – кавказским наместником и руководителем взятия турецкой крепости Карс, с которым обсуждал не только духовно-нравственные, но и геополитические и военно-тактические вопросы.

Воцарившийся после смерти Николая I новый император России Александр II не только не даёт Игнатию Брянчанинову отставки, но рекомендует высшему церковному клиру Русской Православной Церкви даровать ему сан епископа, а также назначить его управляющим Кавказской и Черноморской епархией.

Приехав в свой новый, очень в то время запущенный и крайне неспокойный, округ, епископ Игнатий со свойственной ему волевой методичностью стал активно расчищать очередные «Авгиевы конюшни». За несколько лет в подконтрольной ему епархии во многом были искоренены некоторые наиболее вопиющие злоупотребления; были упорядочены финансы; организованы службы социальной помощи и т.п. Но непрестанные труды, постоянная борьба за порядок против «произвола на местах» подорвали и так слабое здоровье Игнатия Брянчанинова. Кроме того, он вошёл в конфликт с новым кавказским наместником – князем Барятинским. И в итоге в 1861 году он отказывается от сана епископа и уезжает «на покой» в Николо-Бабаевский монастырь Ярославской губернии. В награду за свои труды епископ получает орден святой Анны I степени.

Святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов).

И именно тут, перейдя от административных дел к высотам монашеского подвига, будущий святой создал большинство из своих литературных произведений.

Скончался Игнатий Брянчанинов 30 апреля старого стиля (13 мая н.ст.) 1867 года. После его кончины в вещах почившего иерарха не нашли ничего, кроме книг и икон. В карманах подрясника человека, который при жизни, образно говоря, мог «ворочать миллионами», было обнаружено всего 14 копеек. Никакой роскошной утвари, никаких крупных банковских вкладов у него не было. Найденные копейки – это было всё, что он имел, так как за пару дней до своей смерти он отдал 75 рублей (весьма значительную сумму в то время) разорившемуся крестьянину, у которого пала единственная лошадь и который пришёл к нему за помощью.

Святитель Игнатий не только никогда не присвоил ничего из казённых денег, но даже все свои доходы раздавал нуждающимся и обездоленным. Недаром это была личность, которую искренне любил простой народ, но которую ненавидели многие местные чиновники и некоторые церковные иерархи. И также это был человек, который пользовался абсолютным доверием двух российских императоров.

В 1988 году, через 121 год после его кончины, Поместный Собор РПЦ канонизировал Игнатия Брянчанинова в чине святителя, а найденные его мощи были перенесены 26 мая 1988 года из разоренного коммунистической властью Николо-Бабаевского монастыря в Свято-Введенский Толгский Ярославский монастырь.

Бывший офицер Русской Императорской армии оставил огромное количество произведений по самым разнообразным вопросам, большинство из которых актуально для верующих христиан даже сегодня. Многие его сочинения можно найти в интернете, многие его труды изданы отдельно, а кроме того, в Российской Федерации уже не менее двух раз было издано полное собрание его творений и писем духовным детям.

При этом отметим, что из-за содержания в некоторых его произведениях резкой критики религиозного состояния современной ему Российской империи, а также пагубности, по его мнению, курса «государственно-чиновничьего» Православия, они долгое время были запрещены синодальной цензурой к публикации. И впервые полное собрание сочинений Игнатия Брянчанинова, как ни странно, было опубликовано в России только в 1915 году.

В 2009 году в Белоруссии был снят фильм «Учитель покаяния» о святителе Игнатии Брянчанинове, который также есть в свободном доступе.

После революции родовое имение Брянчаниновых Покровское разделило судьбу многих дворянских усадеб. То, что удалось сохранить, новые власти вывезли в Вологду, а в самой усадьбе долгое время функционировал туберкулёзный санаторий. Несмотря на то, что в 1960 году дворянский дом в селе Покровское был признан памятником архитектуры, но ничего сделано не было, и в течение последовавших 30 лет он только приходил в ветхость. Только в 1997 году там начались реставрационные работы.

Отметим, что дворянский род Брянчаниновых на территории нашей страны из-за бедствий смутного времени начала XX столетия фактически прервался, однако немногие его представители проживают за рубежом. И после 1991 года именно они (особенно Татьяна Ватсон, гражданка Австралии, прямая представительница рода Брянчаниновых) вместе с местными православными активистами проявили заботу о сохранении архитектурно-культурного наследия усадьбы Покровское. В итоге в 2002 году усадьба была передана Вологодской епархии РПЦ, а к 2009 году полностью восстановлена. Сегодня в бывшем родовом имении святителя Игнатия Брянчанинова действует достойный культурно-просветительский центр.

Среди православных христиан считается, что святой Игнатий Брянчанинов таинственным образом защищает обращающихся к нему с молитвенным прошением от несправедливого гнева начальства и чиновничьего произвола. Также есть мнение, что из числа воинских специальностей особым его покровительством пользуются военные инженеры, сапёры и военные строители.