«Я верующий человек и верю, что там, наверху, что-то есть, но все эти мечети и церкви не имеют к вере никакого отношения!» – такое высказывание можно встретить, не побоюсь громкого слова, везде. Этот тезис изрядно укоренился в общественном сознании. Но что будет, если мы с вами попробуем немножко копнуть под него, порассуждать об этом?
Я предлагаю посмотреть на этот, казалось бы, понятный тезис под немного непривычным углом. Намеренно опуская в изложении своей мысли сложные конструкции, попробую в простейших образах и на элементарных примерах продемонстрировать вам взаимосвязь этих двух странных предметов – веры и религии.
Представим себе небольшой росточек безымянного растения. В своё время оно было маленьким зёрнышком, но стечение благоприятных обстоятельств побудило его к росту. Представим себе, что это растение бессмертно. При неблагоприятных условиях оно не погибает, а просто замирает, останавливает рост. Если за этим растением ухаживать, удобрять почву, поливать, подавать ему необходимые питательные вещества, то оно крепчает и набирается сил. Если же его игнорировать, то оно остаётся без изменений.
«В каждом человеке посеяно семя веры, а прорастёт оно или нет – зависит от нас и от Бога»
Каждый человек является неким ходячим огородиком, в котором посеяно семя необычного растения – семя веры. В одном огородике семя ещё не дало ростка, в другом росточек уже пробивается на свет, в третьем огороде уже выросло настоящее плодоносящее дерево, радующее своего хозяина и всех прохожих такими же вкусными плодами, как, например, груши. Абсолютно в каждом из нас такое семя есть. А прорастёт оно или нет – зависит от нас и от Бога.
Есть люди, которые полностью игнорируют это зерно в себе. С нерелигиозной точки зрения, в этом нет абсолютно ничего страшного, так как, по сути, человек является лишь биороботом со сложным и доселе неизученным командным центром. Неужели биоробот не проживёт в автономном режиме 60–70 лет? Запросто! Спокойно можно прожить без всяких религиозных замашек. Здесь главное только одно: почаще напоминать себе о том, что все люди – сложные биороботы и не более того. И лежит в такой почве зёрнышко веры годами. Лежит и не шелохнётся до той поры, пока Господь огородик порядочно не встряхнёт, а иной раз и до самой смерти лежит не то что без плода, а вообще без ростка.
Есть люди, в которых это самое зёрнышко дало-таки росточек. Проклюнулся он из земли – и торчит себе. Торчит год, торчит другой, третий… Так может всю жизнь и проторчать, не окрепнув. Это люди, в которых вера уже появилась, но вот во что? Во что верить? Как? Они верят, что «что-то есть» и… на этом всё. К сожалению, это предел. Дальше нет ни вопросов, ни ответов, ни размышлений. То есть это люди, по сути своей, с теми же самыми устремлениями биороботов, но только с «чем-то там, наверху». Возможно ли при такой вере вести религиозную жизнь? Можно ли при такой вере иметь личное общение с Живым Богом? К сожалению, нет. При такой вере можно лишь с дружками под водочку воздух сотрясать на религиозную тему. Мило, красиво, порою даже поэтично до слёз, но не более того.
Мы обозначили образ того, что такое вера. Это некий шестой орган восприятия мира, о котором человек может либо заботиться, либо проигнорировать его и жить себе относительно спокойно, занимаясь всякими «самосовершенствованиями» и прочими бесконечными делами. А что же такое религия?
Религия – это образ жизни, который имеет своей целью выращивание из маленького зернышка, из зачатков веры мощного плодовитого дерева богообщения. Иными словами, это целостная система развития в человеке веры. Ключевой вопрос заключается не в том, нужна ли религия человеку, а в том, какая религиозная система наиболее полно развивает в человеке его веру, его религиозный потенциал. Какая религия даёт наиболее полезный плод. Но это уже отдельная тема для другой статьи.
Если говорить ещё проще, то вот посадили вы помидор, а как за ним ухаживать – не знаете. Необходимо предпринять комплекс действий, для того чтобы помидор созрел и дал плоды. Так же и с верою: вот есть в вас вера, а что с нею делать дальше – неизвестно. Необходимо предпринять комплекс религиозных действий, для того чтобы зерно веры переросло из никчемного «Бога-в-душе» в нормальное, настоящее общение с Творцом.
«Религию и веру невозможно противопоставлять друг другу, потому что религия – это средство развития и оформления веры»
Религию и веру невозможно противопоставлять друг другу, потому что вера не может быть оформлена без религиозной традиции. Без религиозной традиции человек навсегда останется на позиции «что-то есть» и не сможет с неё сойти, не сможет он начать познавать Бога. Невозможно противопоставить знание университету, потому что университет является средством, с помощью которого знания человека структурируются и оформляются в более или менее целостную картину. Университет невозможно противопоставить знаниям, так как человек обретает там знания (хотя и не только там, конечно же).
Другой пример: нельзя противопоставить любовь браку («Хо-хо-хо, вот это он ляпнул!» – захохотали наученные супружеским опытом читатели). Между девушкой и молодым человеком возникают чувства, которые в дальнейшем, при корректных супружеских установках, сопутствуют им и в браке. Когда молодые подходят к созданию семьи ответственно и искренне, тогда брак оберегает и укрепляет их любовь, а вовсе не убивает её.
Без религии вера подобна бензину без автомобиля. Вроде бы топливо есть, а как его применить – непонятно. Вера без религии рано или поздно приводит человека к суевериям, гороскопам, гадалкам и прочим пагубным и нелепым гадостям. Если уж случилось несчастье (это надо ж было такому горю приключиться!), и в человеке проклюнулось зерно веры и дало росточек, то следующим шагом обязательно должно быть начало религиозной жизни. Необходимо начинать молитву, личное общение с Богом и просить Его направлять вас в новом стремлении познать Его. Бог частично постижим и вполне достижим, необходимо лишь захотеть Его познать и достичь. И если вера в вас проклюнулась, то вариантов у вас всего два: либо начинать корректное богообщение, либо довольствоваться предрассудками и суевериями.
По вашей молитве, путём множества вразумлений Бог обязательно приведёт вас на ту почву, на которой ваша вера сможет дать максимально сочные плоды. Примерно такие, как груши, например.