1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Шпаргалка для паломника, едущего в Грузию


Итак, свершилось. Вы пересекли границу Грузии, о которой слышали столько разного и противоречивого. Впереди вас ждет много открытий, неожиданностей и […]

Просмотров публикации 3 922

Итак, свершилось. Вы пересекли границу Грузии, о которой слышали столько разного и противоречивого. Впереди вас ждет много открытий, неожиданностей и ломка стереотипов.

Часть первая, внешняя

Сюрпризы начнутся с первых шагов.

Архитектура церквей, которые будут вам встречаться по всему пути следования в изобилии. Купола конические, а не луковицеобразные. Кому понравится, кому нет.

На улицах люди, проходящие мимо церквей, в большинстве крестятся. То же явление будете наблюдать при езде в общественном транспорте. Скептики сочтут это за показуху. Но тут следует напомнить, что Грузия входит в десятку самых верующих стран мира. Поэтому проявления религиозности будут встречаться везде. В кабинах машин и автобусов перед водителем висят маленькие иконочки или кресты.

Еще странность. При встрече все, независимо от пола и возраста, целуются целомудренно – в щеку. Да, и очень громко говорят. Непосвященным может показаться, что собеседники ругаются. Однако если верить официальным данным, Грузия попала в число самых неэмоциональных стран мира.

В автобусах в часы пик можно наблюдать еще один любопытный нюанс. Счастливчики, успевшие занять сидячие места, возьмут к себе на колени сумки стоящих рядом. Так легче для протискивающихся к выходу.

Правила дорожного движения соблюдаются весьма оригинальным способом. Поэтому будьте осторожны, переходя улицы. Светофор и желания водителей не всегда совпадают. Пешеходы тоже вносят свои коррективы.

Бродя по городу, вы заметите сидящих в укромных уголках бабушек, продающих семечки. Уличная торговля запрещена, и бабули держат ухо востро. При виде полицейских спешат исчезнуть. Штраф 50 лар они явно не потянут. Нищие с беспробудно спящими детьми останутся на своем месте вполне спокойно.

Попав в гости, не вздумайте снимать обувь, даже если на улице будет проливной дождь. Вас не поймут.

Попав на традиционную грузинскую свадьбу, не ждите напрасно момента, чтоб вместе со всеми крикнуть «Горько!». Прилюдные поцелуи не приветствуются, несмотря на тягу к европейским ценностям.

И учтите, паломников обоего пола могут ждать здесь искушения плотского характера. По статистике, россияне лидируют в списке супругов-иностранцев в Грузии.

Узнав, что вы приезжий, очень многие захотят с вами пообщаться и рассказать о себе. Будьте готовы к этому. Вот что пишет одна казахская девушка в своем ЖЖ:

Будучи в Грузии, вы определено удивитесь количеству изливаемой на вас информации, не всегда нужной, конечно, но занимательной, зуб даю! О том, где учится племянница продавщицы овощей и фруктов, о молодости мужичка, торгующего орешками на центральном проспекте, о былых ништячках бродячего музыканта в переходе. Не удивляйтесь, с вами будут заговаривать все и всегда! Не потому что вы турист (хотя и поэтому тоже), а просто потому что почему бы не потратить несколько минут (а то и часов) своего времени на дружескую беседу.

А вот еще она же о том, что не надо бояться говорить по-русски на улицах:

Что смело могу заявить – это что за все время, что я живу в Тбилиси, я ни разу не почувствовала к себе неприязни по национальному признаку, грубого слова не услышала, ни одного косого взгляда не поймала просто из-за того, что я казашка или, например, говорю по-русски. Более того, ко мне приезжали и приезжают в гости друзья – этнические русские, с типично русскими именами. Помню, некоторые даже интересовались перед приездом, не страшно ли со славянской внешностью по городу ходить. Меня этот вопрос всегда веселил, а с другой стороны, поражала терпимость грузин по отношению к другим национальностям. Еще не затянулись раны после последних вооруженных конфликтов с Россией, каких-то несколько лет прошло всего, а местное население не держит ни обиды, ни зла на русских.

Часть вторая, православная, историческая

Итак, вы наконец-то достигли церкви или любого святого места, для чего в общем-то и ехали в такую даль.

Вас удивит роспись и грузинские иконы. Они отличаются от привычного вам византийского стиля.

Гид и куча доброжелателей посоветуют вам посетить Сионский собор. Потому что там находится крест святой Нины. Его выносят на поклонение в открытом виде 27 января. Подгадайте свой приезд к этой дате.

Немного об истории Сионского собора

Первый храм на этом месте начали строить примерно в VI веке. Примерно в 20-х годах VII века, незадолго до арабского нашествия, строительство было закончено. Мы не знаем, на что был похож храм в то время. Он современник храма Джвари и Атенского Сиона, поэтому мог быть похож на них. До XX века он стоял практически на самом краю скалистого берега реки.

Собор несколько раз разрушали – первыми это сделали арабы. Примерно 400 лет, всю эпоху Тбилисского эмрата, храм простоял в руинах. А вот затем произошло загадочное. В любой книжке вы прочитаете, что в 1112 году Давид Строитель восстановил этот храм. Однако Тбилиси перешел под власть Давида только в 1122 году, 10 лет спустя. В 1112 году Тбилиси еще был столицей эмирата. И вот, получается, что в формально мусульманском городе по неизвестной причине восстановили храм, причем построили его весьма большим. Как это могло произойти? Или мусульмане в те годы уже разрешали строить у себя христианские храмы, или же мусульман в Тбилиси стало совсем мало, или… Неизвестно. Частных средств не хватило бы на такую постройку, и средств эмирата тоже не хватило бы. Как грузинское государство могло построить такой храм на формально враждебной территории – тоже загадка.

Затем его разрушали и хорезмийцы в 1236, шах Измаил в 1522 году, и шах Аббас в XVII веке, и землетрясение 1668 года.

В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезм-шахом Джалал ад-Дином. Очень скоро мужественное сопротивление грузин было смято, и Тбилиси был взят. В городе начались убийства и кровавые бесчинства.

«Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и пожертвовали жизнью ради поклонения святым иконам»

Покорив народ, Джалал ад-Дин решил обратить его в ислам. Он приказал снести купол с кафедрального Сионского собора в честь Успения Божией Матери и поставить вместо него свой трон. По приказу Джалал ад-Дина из собора вынесли иконы Спасителя и Богородицы и положили на середину Метехского моста. Всех горожан согнали туда и под страхом смерти приказали пройтись по мосту, попирая святые иконы. Пленникам предложили свободу и щедрые дары, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы, поставленные на мосту.

Христиане же, подходя поочередно к святым иконам, вместо поругания воздавали им должную честь и поклонение. Тут же палачи отрубали им головы, и обезглавленные тела бросали в реку. Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и пожертвовали жизнью ради поклонения святым иконам.

В сентябре 1795 года собор сильно выгорел во время нашествия Ага-Мухаммад-хана. Рассказывают, что «грузинский митрополит заперся с духовенством в Сионском соборе, но персияне, вломившись в храм, сожгли иконостас, перебили священников, а старика митрополита сбросили в Куру с виноградной террасы его собственного дома. Та же участь постигла и всё армяно-григорианское духовенство, собранное по приказанию шаха в Ванкском соборе».

Когда в ноябре 1799 года российская армия вступала в Тбилиси, то царь встречал их именно здесь, на площади перед собором. Во всяком случае, именно так отображён этот момент истории на картинах французских художников.

В итоге собор в современном виде – творение разных людей и эпох.

Церковь святого Давида Гареджийского

Вы, конечно, побываете на Мтацминда, где находится церковь святого Давида Гареджийского.

В житии святого Давида есть тaкой эпизод. Он отправился в Иерусалим… И когда дошли до места, так называемого «вершина благодати», откуда виден град Божий святой Иерусалим, Давид, увидев город, пал на землю и со страхом Божиим сказал в сердечном восторге: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты, который пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться без греха во чреве Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, как Человек положился во гробе со смертными и Божественною силою воскрес и воскресил Божеством Своим Адама со всем родом его, сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где святые стопы Твои шествовали! С этого места не осмеливаюсь продолжать путешествие, дабы освященные святыми стопами Твоими места не попрать моими нечистыми ногами. И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места издалека».

Видя происходящее, спутники просили его продолжать далее путешествие, но он говорил им: «Не могу отсюда далее идти, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Поэтому идите вы одни туда и принесите и за меня грешного молитвы пред святым Гробом Господним». Они же, с печалью попрощавшись с ним, против своей воли оставили авву и ушли.

После молитв сердечных и излияния слез покаянных поднял Давид на том месте из-под ног своих три камня, как бы в знак того, что они взяты им от Гроба Господня, и, положив их в корзину, пошел обратно к Гареджи в Иверию.

Бог, побеждающий всякого естества чин и закон, видя такое крепкое верою смирение святого Давида, промыслил открыть людям богоподобие смиряющегося чудотворца Давида, избранника Своего. Господь посылает Илии, Патриарху Иерусалимскому, своего Ангела и говорит так: «Мой возлюбленный Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собою благодать его. Теперь же отправь скороходов, чтобы догнать монаха, идущего за городом, одетого в ветхие одежды и держащего в руке корзину, в которой лежат три камня. Повели взять у него два камня, а третий оставить при нем и сказать ему: «Так повелевает Бог тебе. Поскольку по мере твоего смирения взята тобою благодать Моего Гроба из Иерусалима, то мне угодно, чтобы две части возвратились опять Иерусалиму, дабы совершенно не лишить его благодати, а третью часть дарую тебе для взятия в пустыню. Идти туда с миром и освяти пришествием твоим братию твою. Впредь же притекающие с верою к тебе примут исцеления от болезней и освобождение от прегрешений своих. Возьми камень сей как знак благодати в твою пустыню для памяти и возвещения веры твоей».

Патриарх очень удивился этому явлению: он немедленно призвал скороходов, рассказал им все виденное, во сне или наяву – Бог весть, и тотчас же послал их к Давиду. Скороходы догнали смиреннейшего Давида и поведали ему обо всем, что говорил им Патриарх Иерусалимский.

Давид удивился милостивому Суду Божию, определяющему место и образ пребывания в мире благодати Духа Святого, пав на землю, воскликнул со умилением и благодарением: «Слава Тебе, Боже наш, что призрел и на меня, грешного и недостойного раба Твоего, и не пренебрег молитву мою, и удостоил явления своей Божественной благодати».

Потом он возвратил посланным два камня, которые были принесены скороходами в Иерусалим к Патриарху. Поведав святителю о Давиде, скороходы в точности удостоверили все слышанное им от Ангела. Слух о необычном чудесном происшествии разнёсся по всему городу Иерусалиму и окрестностям.

Смиренный же Давид через некоторое время прибыл в пустыню и положил принесенный камень в церковь. При прикосновении к этому чудотворящему камню исцелялись немощные, больные и прочие иным образом страждущие верные христиане…

Имеется народный обычай прикладывать к стене церкви преподобного Давида камушки и загадывать что-нибудь: если камушек прилипнет, то верят, что желание исполнится, а если упадет, то нет («Преподобный Давид Гареджийский и его святая Лавра». Составил О. Шведов.)

Раз уж заговорили о святом Давиде Гареджийском, то как не упомянуть его лавру.

Одна из особенностей этого места в том, что там много змей. Но, по рассказам местных жителей, они не жалят паломников.

Теперь особое внимание. Вас неприятно удивят факты жертвоприношений. Православие в Грузии на 600 лет древнее российского, и оно местами переплетается с пережитками язычества.

Допустим, вам посчастливилось попасть на сам праздник Ломисоба. Тут вы увидите эти самые жертвоприношения въяве.

Два слова о церкви, названной в честь быка

Вот, например, в газете «Квирис палитра» от 12 июня 2006 года, сообщается следующий исторический факт.

В XIII веке Джалал-эд-Дин с двух сторон напал на Грузию и увел в плен 7000 арагвийцев. Пленники взяли с собой мтиульскую святыню – икону святого Георгия Гзованского. По преданию, эта икона вызвала невиданную засуху в стране захватчиков. Султан обратился за помощью к предсказателям. Те объяснили, что причиной бедствия является «икона из Гурджистана». «Сожгите ее в печи», – тут же приказал султан. Приказ попытались выполнить, но неповрежденная икона поднялась в воздух и опустилась затем на рога белого быка. Бык до тех пор не тронулся с места, пока султан не приказал освободить всех 7000 пленников. Бык с иконой на рогах и толпа освобожденных двинулись к Грузии. Вернувшись на родину, белый бык, ко всеобщему удивлению, не поднялся на Гзованскую гору, а пошел по крутой тропинке на вершину хребта, разделяющего Ксанское и Арагвийское ущелья, и там испустил дух.

На этом месте построили церковь. Т.к. быка звали Ломи (в переводе «Лев»), то и церковь освятили во имя св. Георгия Ломисского. Престольный праздник этой церкви – четверг после Пятидесятницы.

С тех пор в этот день сюда поднимается много паломников, и они режут баранов и овец, смотря у кого какая возможность.

Подобный обычай вы сможете не раз наблюдать, поднявшись высоко в горы. Тут в праздничный день иногда режут и крупный рогатый скот. Причем говорить людям, что «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс.23:1) или «жертва Богу дух сокрушен» (Пс.50:19) будет явно не к месту. Жертвователи исполняют разные обеты, данные в свое время. А нарушить обет, это все знают, дело страшное и оно чревато разными последствиями для всего рода. Лишние проблемы, как вы понимаете, никому не нужны в наше и без того сложное время.

Почему жертвуют свиней в церковь Некреси?

Попав в Некреси, Вы увидите, как приносят в жертву свиней. Что абсолютно не характерно даже для поклонников Ветхого Завета.

Причина в этом такая.

Враги окружили Некресскую церковь и спрятавшихся там грузин. Каждый день приближал победу осаждавших. У защитников церкви кончилась еда, а помощи ждать было неоткуда.

Даже женщины взяли в руки оружие, помолились и приготовились к последней битве.

Стали обсуждать, у кого какой есть план прорыва осады. Одному человеку из центрового отряда пришла в голову идея.

– Давайте сделаем на наших свиньях надрезы и выпустим их на врага.

Так и поступили.

Вскоре раздался свиной визг, ворота крепости раскрылись, и обезумевшее от боли стадо бросилось на врага.

Иранцы сперва с удивлением смотрели на «наступавших». Стадо бежало на них, оскверняя все по пути своей кровью.

«О, проклятые гяуры! Что придумали!» – закричали нападавшие и разбежались в разные стороны. Осада была прорвана. За свиньями следовал отряд грузин, который легко развеял остатки неприятеля.

С Божьей помощью в этот день спаслись все – и стар, и млад.

После этого каждый год на Рождество (именно в этот день произошло это чудо) празднуется Некресоба. Празднование длится неделю. Со всех концов Грузии съезжаются люди. И жертвуют свиней. Хотя кому, к чему эта жертва, когда Богу принадлежит весь мир и всё, что в нем.

Кахабер Кенкишвили
Журнал «Карибче» 

В монастыре Сарке вы обнаружите еще более странную вещь. Здесь жертвуют деревянные колыбели. Купить такое чудо трудно. В магазинах не встретишь. Следовательно, делают на заказ. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которого просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого и дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели.

Монастырь святого Георгия Саркского находится в Карельском районе около деревни Согалашени. Там был луг, на котором никогда не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня. Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, на том месте построили монастырь в честь святого Георгия Саркского.

Пару слов о Сванетии

Быть в Грузии и не посетить горные районы – значит зря проехаться в такую даль.

Единственный регион, который, будучи высокогорным, не подвергся набегам и сохранил свою индивидуальность во всей своей первозданной красе, – Сванетия. Чтобы иметь хоть смутное представление о том, как и сегодня живут там люди, рекомендую посмотреть фильм «Сван». Лента на любителя. Хотя действие картины происходит в 90-ых годах XX века, но сюжет повествует о кровной мести, торжественных клятвах перед иконами и прочих этнографических прелестях.

Два сванских рода живут в многолетней вражде, которая унесла немало жизней. Вернувшийся из армии сван Джабег приглашает к себе на родину друга Володю. Вскоре к Джабегу приезжает его возлюбленная -– русская девушка Вика. Главный герой рассказывает Вике легенду о башне рода Джачвлиани из общины Булахи. Как только наступал вечер, с вершины Тетнулды в виде огня снисходил в башню ангел-хранитель. Люди, живущие в башне, начинали молиться. Ангел-хранитель защищал людей, живших в башне, до тех пор, пока один из них не убил человека из другого рода. После этого белый ангел ни разу не появлялся…

Фильм удостоен престижной премии «Золотой Реми» на международном фестивале в Хьюстоне в номинации «Культура и религия».

«Мы сняли фильм о сванах, старейшей грузинской христианской общине, и их строгой жизни, где ошибки не прощаются, более того, могут стать поводом для кровной мести. Однако те же самые люди могут быть терпеливыми и любящими, как никто в мире», – говорят внуки главного героя, они же создатели фильма, Сосо и Бадри Джачвлиани. Фильм основан на реальных событиях.

Еще один нашумевший фильм – «Наследство».

Трое молодых французов приезжают в Грузию посмотреть на фамильный замок одной из путешественниц, а также снять об этом фильм. Всей компанией они грузятся в потрепанный пазик, едущий в Сванетию, и оказываются в омуте грузинской повседневности, где полно колоритных типажей. На общем фоне вырисовываются два самых цивилизованных на вид персонажа — старик (Гапаридзе) и его внук (Георгий Баблуани). Но именно эта парочка бьет рекорды по абсурду — они везут с собой пустой гроб, куда назавтра положат вполне живого пока дедушку, который по прибытию в дальнее горное село будет убит и своей смертью поставит точку в сорокалетней войне между двумя семьями, порождённой кровной местью. Его смерть уравняет число павших, после этого ритуала с каждой стороны будет одинаковое количество погибших в этой бессмысленной бойне, о причинах возникновения которой туманно помнят даже старцы. Говорят лишь, что 40 лет назад двое не поделили женщину, погибли оба, а она вышла замуж за третьего. Узнав о таком нонсенсе, французы отправляются вслед за дедом и внуком.

Но жизнь внесёт коррективы, и обстоятельства ритуала «примирения» станут куда более трагичными….

Вообще жизнь в горных районах Грузии отличается от стиля обитания на равнинах, как небо от земли. Особенно хорошо культурный шок описал М. Джавахишвили в своем романе «Белый воротник». Почитайте, не поленитесь. Будет интересно.

Описывать подробно все достопримечательности Грузии – труд, который по плечу целому коллективу ученых. Я ограничусь несколькими ссылками.

http://georoute.ge/

http://georgia-travel.ru/

http://za7gorami.ru/karta-dostoprimechatelnostei-gruzii

Описывать все удивительные места и легенды, с ними связанные, дело долгое и трудоемкое. Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Оно того стоит :)