Есть такое замечательное словосочетание: «Я этого не знаю». Оно помогает избежать множества споров, дискуссий и ссор. И эти слова так сложно порою произносить, ведь они как будто обнажают перед собеседником невежество говорящего. А такое серьёзное испытание не каждый способен пройти.

Но ведь это нормально — многого не знать. Напротив, думаю, полезнее исходить из того, что известно человеку лишь немножко, а остальное — неизвестно. Есть вопросы, которые и сейчас не имеют конкретного ответа, и в будущем его не получат. Например, как появился мир? Когда мир закончится и закончится ли вообще? Как появился человек?

И казалось бы, всё уже вот-вот будет отвечено. Всё вот-вот будет разрешено, остаётся только потерпеть, подождать, поизучать… но нет, вопросы остаются без ответов. Каким же был мир в далёком прошлом? И совсем уж, на первый взгляд, лёгкий вопрос: сколько лет нашей планете и человеческому виду? Вот здесь, кажется, уже и сомнений быть не должно и не может — всё высчитано, выверено, обосновано, известно. Настолько известно, что можно даже строить модели зарождения вселенной, появления Земли и прочих планет. И всё очевидно, но…

Необходимо понимать следующее: в нашем научном сообществе доминирует атеистическая парадигма. Казалось бы, так и должно быть, ведь учёный — это якобы обязательно человек атеистического мировоззрения. Но, на мой взгляд, одно другому не мешает: вполне можно иметь докторскую научную степень и быть при этом верующим человеком. Ведь принадлежность человека к атеизму нисколько не говорит о его непредвзятости при выдвижении гипотез. Вполне можно быть как непреднамеренно предвзятым христианином, так и непреднамеренно предвзятым атеистом. Как выразился один знакомый биолог, много лет вращающийся в научной среде: «Лично я на сегодняшний день больше доверяю сведениям из Библии, чем мнениям многих коллег, потому что их доводы зачастую просто-напросто притянуты за уши».

«На нашей планете как минимум два раза изменялись жизненные обстоятельства. Перемены затронули абсолютно всё: законы природы и известные нашим физикам константы некогда были иными»

Все атеистические модели зарождения вселенной и жизни строятся на сведениях, которые дал нам наш современный мир. Проектирование моделей базируется на том тезисе, что основные константы нашего мира сейчас остались такими же, какими были прежде. И это – аксиома. Казалось бы, само собою разумеется, что это так, но есть ли возможность в этом тезисе усомниться? Конечно, есть! Усомниться в этом нам даёт возможность информация из Библии. В начале Книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира духовного и мира материального, сказано о том, что на нашей планете как минимум два раза изменялись жизненные обстоятельства.

Первый раз всё изменилось в момент изменения Богом всего материального мира, всей материальной вселенной, под стать новому состоянию человека. Человек отступил от Бога, поддавшись наущению ранее отступившего ангела, и повредился духовно. Будучи повреждён, не мог более удержаться в раю, и необходимо было создать для жизни человека новое место, соответствующее его повреждённому состоянию. Господь приспосабливает вселенную под человека: «Проклята земля за тебя» (Быт 3:17). И всё окружающее изменяется: изменился состав воздуха, воды, почвы. Изменилось давление, и одному Богу известно, что ещё. Всё изменилось кардинально: то, что было нетленно, стало разрушаться и умирать. Запущены новые процессы, изменены прежние. Значительно изменилось также и тело человека. Перемены затронули абсолютно всё: законы природы и известные нашим физикам константы в доотступнический период были иными.

Второй раз обстоятельства изменились во время начала всечеловеческого потопа. Книга Бытия сообщает о том, что до начала потопа на нашей планете устройство воздушной среды было другим: не было дождей, но всё орошалась паром, исходящем от земли (Быт 2:4-6). Также возможно предположить, что и атмосферное давление было другим, и климат по всей планете также был иным. Ведь и продолжительность жизни человека в допотопный период достигала свыше пяти сотен лет! По причине незнания такого явления как дождь, никто из слушающих Ноя людей не поверил его предсказаниям и предупреждениям. На протяжении ста двадцати лет, согласно церковному преданию, пока семья Ноя строила ковчег, пророк, по Божьему повелению, регулярно предрекал такую необычную для воображения человека того времени кару.

Приходим мы к следующему: минимум два раза на нашей планете всё кардинально менялось (причём в первый раз изменения произошли по всей вселенной). Поэтому говорить о том, какой наша планета была на самом деле пусть даже десять тысяч лет назад, можно лишь с такой оговоркой: «если исходить из того, что законы природы, действовавшие на нашей планете десять тысяч лет назад, аналогичны современным, то… ».

К примеру, евреи считают, что нашему миру примерно шесть тысяч лет. Причём их утверждение не голословно, но имеет точные расчёты, основанные на сведениях, излагаемых в Торе, и на размышлениях их учителей. И если брать в расчёт ту поправку, о которой я писал выше, они вполне могут оказаться правы. В православной традиции есть мнение, что нашему миру не больше восьми тысяч лет. Опять же, если учитывать факт смены законов природы, и такое число вполне может оказаться справедливым. И действительно, неизвестно, как вели себя во время этих «смен декораций» те частицы, ориентируясь на которые мы сегодня определяем возраст веществ и предметов.

Согласно святоотеческому преданию, Господь сотворил мир за шесть дней. То есть именно за шесть суток, длительность которых равна двадцати четырём часам. Все творения Свои Он выводил сразу в готовом виде: пшеница была создана сразу с полным колосом, животный мир был создан сразу во всём своём многообразии, человек был создан сразу в зрелости своей. С этой позиции задачка вроде «что появилось сначала — курица или яйцо» получает вполне конкретный ответ: сначала Бог создаёт курицу, затем курица несёт яйца. Эволюционные процессы не могли протекать в период, предшествующий грехопадению, по одной простой причине: основными признаками эволюции являются борьба за выживание и смерть, то есть естественный отбор. В сотворённом же Богом мире смерти не было. Также и не было необходимости в борьбе за выживание, потому что не было необходимости выживать по причине отсутствия возможности умереть. Смерть же вошла в мир только в виде следствия богоотступничества — после грехопадения. Поэтому учение об эволюционном развитии неживого в живое, на мой взгляд, не может быть совместимо с информацией из Священного Писания. Вполне возможно, что после грехопадения эволюция в каком-то виде и имеет место быть, но в доотступнический период, думаю, нет, вследствие того, что развиваться организмам было некуда – они уже созданы идеальными.

Если резюмировать, то получается, что некоторые модели происхождения вселенной (и нашей планеты в частности), сформулированные на сегодняшний день, являются гипотезами, построенными в рамках нерелигиозного сознания, а другие – в рамках религиозного. Всё зависит лишь от парадигмы, в которой мыслят люди, создающие модели зарождения вселенной. Если необходимо создать модель, исключающую Бога — нет проблем, создадим. Если необходимо смоделировать зарождение вселенной, обозначив Божие влияние — нет проблем, тоже создадим. Только вот как оно было на самом деле, похоже, нам не узнать…

Как зародилась вселенная? Как появился человек? Почему он не такой, как животное? Есть ли Бог? Сколько лет Земле? Как зародилась жизнь? Есть ли жизнь после смерти? Ответы на эти вопросы каждый выбирает по собственному вкусу и предпочтению. Есть ответы, сформулированные в рамках парадигмы одной группы людей. Есть ответы, сформулированные в рамках парадигмы другой группы людей. Но то, как оно всё было на самом деле, известно ли человеку?

Необходимо ли выдвигать гипотезы, имея большое количество разногласий? Конечно, необходимо! Необходимо строить модели и теории! Но при этом, во всём многообразии мнений, важно понимать, что в различных группах людей есть различные взгляды на… да на всё! В том числе и на происхождение вселенной, человека и зарождение жизни в целом.

Стоит ли верующему человеку смущаться разнообразием мнений различных групп людей? Думаю, нет. Давайте помнить о том, что основание нашей веры – воскресение Христа – не может иметь обоснований в атеистической картине мира. А если так, то неужели станем пренебрегать Священным Преданием лишь по причине непостижимости сего события человеческим умом?

Не так важно, у кого какие версии, главное для верующего человека другое: среди всех задач в жизни есть, согласно Библии, одна центральная. С точки зрения атеизма такой задачи нет и быть не может. Согласно же Священному Писанию, человек приходит в мир с одной лишь целью – Бога найти, «хотя Он и недалеко от каждого из нас». В семнадцатой главе книги Деяний святых апостолов повествуется о том, что, проповедуя в Афинах, апостол Павел говорил о предназначении каждого человека так: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем… произвел весь род человеческий … дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем».

Решение этой задачи является ключом к жизни будущей. Одна жизнь, одна попытка. Что, на фоне этого спор о возрасте камней? Изучая материю, стоит помнить и о душе, потому что камни как были камнями до вашего прихода в мир, так и останутся камнями после вашего отшествия из мира, а вот душа, которая есть в вас, не найдя Бога, может быть загублена раз и навсегда.