На протяжении всей Святой Четыредистяницы мы готовились к тому, чтобы стать не просто свидетелями этого величайшего чуда, но и быть его соучастниками. Та напряженная духовная работа, которую мы вели во все эти дни, пытаясь освободиться от своих грехов и страстей, должна теперь пройти еще одну проверку – проверку страданиями Христовыми, а именно нашим сораспятием Господу – сораспятием, ведущем в жизнь вечную.

Весь Великий Пост мы, подобно Апостолам, находились подле Иисуса. Мы были свидетелями Его Божественной Славы, явленной не только в совершенных чудесах, но и в силе проповеди, в непрестанной заботе о нас и нашем спасении. Кульминацией всех этих компонентов стало воскрешение Лазаря четверодневного и торжественный вход Господень в Иерусалим. Когда книжники и первосвященники стали спрашивать Христа, почему Он не запрещает детям приветствовать Себя, Господь ответил: «Если они замолчат – камни возопиют» «Лк.19,40).

Толпа, встречавшая Мессию криками: «осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне», еще не знала, что спустя всего лишь несколько дней, будет ожесточенно кричать: «распни Его, кровь Его на нас и на детях наших». Апостолы, шедшие рядом с Иисусом, восседавшем на осле, не думали тогда, что будут способны бросить своего Учителя, взятого под стражу старейшинами и первосвященниками, и в страхе бежать.

Страстная седмица стала для всех этих людей проверкой на прочность их веры и убеждений. Страдания Господа оказались для них неподъемной ношей, ведь они ждали от Христа не смерти на Кресте, а земного благополучия, Вопрос, который волновал их тогда, это кто сядет от Иисуса, в Его царствии, по правую и по левую руку, а не кто из них удостоится милости быть распятым рядом. В раю не распятых нет, так говорят нам святые отцы.

События Страстной недели вводят нас с вами именно в эти дни – последние дни земной жизни Иисуса, наполненные драматичными событиями. Здесь есть все, начиная от всеобщего поклонения, и заканчивая предательством и отступничеством ближайших учеников. Каждый день этой седмицы именуется Великим, так как являет в себе безграничную Любовь Божию к человеку, неподверженную воздействию лжи, зависти, ненависти и предательству. Все это теряет свою ложную силу перед всепрощающим Богом, отдавшем Сына Своего на распятие, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 16).

Великий Понедельник

Богослужение этого дня предлагает нашему вниманию два текста, касающиеся событий Ветхого и Нового Заветов. Чтение из Ветхого Завета посвящено воспоминанию истории, связанной с продажей Иосифа в рабство в Египет.

Иаков, отец двенадцати сыновей, больше всех любил Иосифа, отличавшегося кротостью и послушанием. Он сшил тому разноцветную одежду, чем вызвал зависть и ненависть со стороны собственных братьев. Те решили избавиться от любимчика отца, что впоследствии и сделали, продав Иосифа проезжавшим в Египетскую землю купцам. Тот, кого они так ненавидели и чьей смерти так горячо желали, стал впоследствии спасителем не только их самих, но и всего еврейского народа.

Иосиф являет собой прообраз Христа, проданного собственным учеником за тридцать серебряников. И как любимый сын Иакова воцарился впоследствии над Египтом, так и возлюбленный Сын Божий, восставший из мертвых, владычествует над всем миром, освобожденным от власти дьявола и смерти.

Новозаветное евангельское чтение Великого Понедельника содержит сюжет, связанный с бесплодной смоковницей: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей, да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф.21, 18-19).

Засохшая смоковница, несмотря на свой привлекательный вид, была бесплодной. За своим внешним цветущим видом она скрывала свою ненужность и бесполезность, изображая собой современное Христу общество книжников, фарисеев и первосвященников. Именно к ним были обращены в свое время жесткие слова Спасителя, вызвавшие в их среде соблазн и неприятие: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» «Мф. 23, 27-28).

Эти слова, впрочем, как и случай со смоковницей, относятся напрямую и к нам с вами. Мы обязательно должны постараться сделать все от нас зависящее на протяжении этого периода, чтобы Господь, взирая на нас, видел не только наши тела, утомленные строгим постом и крайним воздержанием, но и наши преображенные души, украшенные многочисленными добродетелями. Именно эти плоды станут нашей лучшей благодарностью и признательностью Господу, за Его Крестную Жертву.

Великий Вторник

Ночь на вторник Господь с учениками провел в Вифании, а утром отправился в Иерусалим. Там Он много учил, проповедуя в храме и за его стенами. Все это вызывало активное недовольство со стороны старейшин и первосвященников, но открыто схватить Иисуса они боялись.

В Великий Вторник Церковь предлагает нашему вниманию притчу о десяти девах, притчу о талантах, а также слова Христа о втором пришествии. Все эти евангельские темы связаны со Страшным Судом, на котором каждый из нас должен будет дать отчет Богу о прожитой жизни. Притча о десяти девах призывает нас достойно подготовиться к этому событию и запастись заранее маслом (добродетелями) для своих лампадок (душ).

Наше пребывание в этом мире носит временный характер. Как бы мы не хотели продлить его – это невозможно, впрочем, как невозможно и служение двум господам: «ибо или одного будете ненавидеть, а другого любить; или одному станете усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6, 24).

Нерадивые девы отдали свое предпочтение земным благам и привязанностям, не позволившим им найти время для подготовки к встрече Жениха. Его скорое появление стало для них полной неожиданностью. Точно также неожиданно приходит к нам и время нашего отшествия в мир иной, отшествия навстречу Господу. Великое благо будет для нас, если в этот путь мы отправимся, подобно пяти разумным девам, с заправленными маслом светильниками, озаряющими и освещающими своим светом наши души.

В притче о талантах Господь обращает наше внимание на то обстоятельство, что каждому из нас, по мере наших сил, Богом даны определенные качества и способности. Все они принадлежат не нам, а Ему, нашему Отцу и Создателю. Их разумное использование должно приносить свои плоды, свои результаты, так, чтобы люди, видящие их, воздавали славу Богу.

Зарыть свой талант в землю – значит не воспользоваться предоставленным шансом и упустить уникальную возможность войти в число друзей Божиих, а не рабов, живущих страхом наказания. Попытки оправдать свое бездействие словами неразумного раба, сказавшего господину: «я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25, 24), не будут иметь никакой силы. На эти обвинения господин ответил своему рабу: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф.25, 26-27).

Беседа о Страшном Суде содержит в себе ряд признаков, свидетельствующих о его скором наступлении (Мф. 24). Все те события, которые будут предшествовать ему, будут связаны со многими скорбями, через которые должны будут пройти верующие во Христа: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24, 21-22).

Господь, обращаясь к нам, призывает нас все время бодрствовать и быть постоянно готовыми к Его приходу и Страшному Суду, так как: «О дне том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только отец» (Мк.13, 32). Эта готовность должна выражаться не только в непрестанной молитве, но и в жизни, построенной и утвержденной на основании учения Христа Спасителя.

Великая Среда

В этот день, согласно слову Господню, Церковь вспоминает женщину, пришедшую помазать голову Иисуса Христа драгоценным алавастровым миром. Господь в это время находился в Вифании, в доме Симона прокаженного.

Апостолы вознегодовали, когда увидели такую бесполезную, с их точки зрения, трату мира, так как его можно было продать за большую цену и дать нищим. Христос, уразумев это, сказал им: «что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сиена тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где не будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф.26, 10-13).

В этот же день происходит еще одно значимое событие, а именно предательство Иуды. Предателями не рождаются – ими становятся. Причины могут быть разными, но в случае с Иудой, это прежде всего сребролюбие, а также разочарование во Христе. Господь, распятый на кресте, это не то, чего он ждал и хотел видеть.

Иуда Искариот так и не смог примириться со словами Иисуса, что Его ждет в Иерусалиме не восхождение на престол Давидов, а поругание и позорная казнь от рук римлян. Сейчас можно только лишь предполагать, что он чувствовал и о чем думал, когда шел к первосвященникам, когда шел предавать своего Учителя. Первосвященники предложили Иуде за предательство тридцать серебряников, после чего тот стал искать удобного случая, чтобы осуществить задуманное.

Великий Четверг

В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Когда апостолы спросили Христа, где Он велит им приготовить пасху, Иисус велел им пойти в город к такому-то и сказать ему: «Учитель говорит время Мое близко; у тебя совершу пасху с моими учениками» (Мф.26, 17-18).

Вечером, когда Господь с учениками собрались в горнице, Он умыл им ноги. Это был пример того, как они должны были относиться друг к другу, не превозносясь и не споря о первенстве. Вслед за умовением ног последовало установление таинства Евхаристии. На вечери Господь предрек ученикам, что один из них предаст Его, а именно тот, кому Он подаст, обмакнув кусок хлеба.

Здесь же, на вечери, возник спор о первенстве. Господь сказал ученикам, что их отношения должны строиться не на господстве и обладании, но тот, кто из них больше, должен вести себя как меньший, а начальствующий – как служащий.

Когда Иуда Искариот покинул горницу, чтобы предать Христа, Господь с апостолами удалился в Гефсиманский сад, — на гору Елеонскую. По дороге Он сказал, что все Его ученики соблазнятся о Нем в эту ночь. Апостол Петр стал прекословить ему, говоря, что даже если все соблазнятся, то он этого не сделает никогда, даже если придется умереть. Иисус сказал ему: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф.26, 31-35).

В Гефсиманском саду, Иисус, сопровождаемый Петром, Иаковом и Иоанном, отошел помолиться. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой»! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (26, 39-40).

Господь призвал их бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. После этого Он опять стал молиться, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26, 42). Апостолы в это время опять спали, так как глаза у них отяжелели. Оставив их, Господь отошел опять и помолился теми же словами, что и в прошлый раз.

Великая Пятница

В это день Церковь предлагает нам вспомнить арест Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса и Его распятие, смерть, сопровождавшуюся великими знамениями, снятие с креста и погребение.

После того как Господь завершил Свою молитву, Он разбудил спящих апостолов, говоря им, что приблизился час, когда Сын Человеческий предается в руки грешников. Когда толпа, вооруженных мечами и копьями, подошла к Иисусу, Иуда подошел к Нему и поцеловал, подав таким образом знак, кого следует арестовать. Смелости, оказать хоть какое-то сопротивление, хватило только у Петра. Он выхватил меч и отсек им ухо у раба первосвященников.

Тогда Иисус повелел апостолу вложить меч в ножны, так как всякий, взявший меч, от меча погибнет: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26, 51-54).

Первосвященники, священники и весь синедрион пытались придать своим действиям видимость справедливого суда. Правда средства для этого они выбрали не самые подходящие – ложь, наговоры, клевету и зависть. Все попытки обвинить Христа в богохульстве были жалкими и не убедительными. Тогда первосвященник напрямую спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит Ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что нам еще свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен в смерти» (Мф.26, 63-66).

В это время, пока шел суд над Господом, произошло еще два трагических события: трехкратное отречение Петра и самоубийство Иуды Искариота. Апостол Петр, ожидавший во дворе решения участи Иисуса, отрекся от Своего Учителя трижды. Только когда запел петух, он вспомнил слова Христа: «прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Петр, вспомнив эти слова, выйдя вон, горько плакал.

Иуда Искариот, узнав, что Иисуса приговорили к смерти, пошел к первосвященникам и старейшинам. Он сказал им, что предал кровь невинную, бросил свои тридцать серебряников в храме, пошел и удавился. Евангелие в этих двух примерах показывает нам два пути развития наших отношений с Богом, усложняющихся после наших падений от Него.

Первый путь – путь апостола Петра, омывшего свое отречение горькими слезами и горячим покаянием. Второй путь – путь Иуды Искариота, отвергнувшего возможность примирения с Богом. Это путь беспросветного отчаяния, неминуемым концом которого является смерть.

Понтий Пилат, к которому привели начальники иудейские Иисуса, не находил в нем никакой вины, тем более вины смертной, требующей казни подсудимого. Все его попытки освободить Христа были тщетны, и он пытался всячески переложить это решение на самих иудеев. Те же говорили, что по закону им не позволено никого предавать смерти.

Тогда Пилат умыл свои руки, сказав, «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27, 24-25). После этого Иисуса взяли в преторию, надели багряницу, венец из терна и стали издеваться и бить. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф.27, 31).

Крестная смерть Спасителя была ознаменована многими знамениями, приведшими в страх всех жителей Иерусалима: «И вот, завеса в храме разодралась на двое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф.27,51-53).

Иосиф Аримафейский, после смерти Иисуса, с позволения Понтия Пилата, снял Тело Господа с креста. Вместе с Никодимом он обвил Иисуса пеленами с благовониями и положил Его в новом гробе, высеченном в скале, в котором еще никто не был положен. «И привалив большой камень к двери гроба, удалились».   

Великая Суббота

Великая Суббота посвящена воспоминанию о пребывании Господа Иисуса Христа во гробе и Его сошествии в ад, для освобождения душ умерших людей.

В субботу первосвященники и фарисеи пришли к Понтию Пилату, со словами: «господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого» (Мф.27, 63-66).

Итак, пока первосвященники, старейшины и фарисей радовались смерти Спасителя, Господь, пребывающий Телом во гробе, сошел Своею душою в ад, чтобы вызволить из дьявольского плена души умерших людей.

На утрени Великой Субботы поется тропарь, максимально полно раскрывающий нам суть этого учения: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный».

О сошествии Христа во ад нам говорят апостолы Петр и Павел. Так, ап. Павел, в послании к Ефесянам пишет: «…что Он нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф.4, 9), а апостол Петр, в своем первом послании говорит: «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. 5-6).

Господь, сошедший в ад, проповедовал там душам умерших людей. Эта проповедь была обращена не только к ветхозаветным праведникам, но и ко всем грешникам. Все они, уверовавшие во Христа и принявшие Его слово, были выведены из ада, который, по словам святого Иоанна Златоуста, опустел.