Конечно же, наипервейшей предстательницей перед Богом за наших чад является Пресвятая Богородица, Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Она всегда близко к сердцу принимает переживания матерей и отцов за своих детей и молится о них Спасителю. Некоторые иконы Богородицы, например, «Млекопитательница» или «Поможение родам» особо посвящены чадорождению и единению ребенка с матерью.

Также особую благодать в молитве перед Господом о наших детях имеют и другие святые родители, в своё время сумевшие воспитать своих детей в любви и почтении к Вседержителю: праведные Иоаким и Анна, праведные Захария и Елисавета, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, праотцы Авраам и Сара, царственные страстотерпцы Николай и Александра.

Среди огромного количества других святых выделяются ещё несколько подвижников, житие которых было связано с заботой о детях и к которым мы также можем обращаться с молитвой за них. Попытаемся вспомнить их вместе:

Преподобный Стилиан Пафлагонский, Чадозаступник

Будущий преподобный ро­дил­ся в го­ро­де Адри­а­но­по­ле в Па­фла­го­нии (Ма­лая Азия) в V ве­ке. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни и всегда хранил в чистоте свою душу и избегал пагубных соблазнов.

Достигнув совершеннолетия, святой Стилиан раздал всё свое имущество нищим, сказав такие слова: «Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни».

После этого святой Стилиан принял монашество в одном из малоазийских монастырей. Благодаря суровой аскезе стяжал святой Стилиан добродетели нестяжательности, чистоты и послушания.

Желая быть ещё ближе к Богу, он ушёл в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Несколько лет он про­во­дил дни и ночи в мо­лит­ве и сла­во­сло­вии Бо­га. В сердце Стилиана глубоко вошли слова Спасителя: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 1-4).

Господь, зная о горячем желании Стилиана стяжать детскую веру и чистоту, даровал ему благодать покровительства детям. Матери сутками шли по пустыне из близлежащих городов и деревень, принося ему своих больных детей для исцеления. Святой Стилиан брал ребёнка на руки у его матери, слёзно просил у Бога исцеления и непременно получал его.

По молитвам святого бесплодные семьи обретали своё материнское и отеческое счастье. После кончины святого Стилиана бесплодные женщины, молившиеся у его образа, также нередко получали исцеление.

Святой Стилиан преставился ко Господу в глубокой старости и был почитаем во всем христианском мире. В Малой Азии, Греции и на Кипре в его честь освящаются храмы. На иконах преподобного пишут держащим на руках одного или нескольких младенцев.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец

Святитель Николай родился в III веке в ликийском городе Патары, епископом которого был его дядя, в христианской семье и был воспитан родителями в вере и благочестии.

Семья святителя была весьма состоятельной и после смерти родителей он получил большое наследство. Однако к этому времени он решил посвятить свою жизнь Богу и стал архипископом Мир Ликийских, поэтому доставшееся ему богатство постепенно раздал нуждающимся.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом, святитель Николай попал в тюрьму, где пережил множество лишений, но избежал казни. После воцарения императора Константина Великого святой был освобождён.

Затем святитель участвовал в Первом Вселенском соборе, который осудил ересь лжеучителя Ария о том, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу и «ниже Его», так как был сотворён Богом Отцом. По преданию, на Соборе святитель ударил Ария за хулу на Бога, но по чудесному заступничеству Богородицы был прощён отцами Собора, собиравшимися лишить его за это епископского достоинства.

Святитель совершил в течение жизни множество чудес и благодеяний, многие из которых коснулись детей. Так, однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери, и узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданого.

Тогда святитель Николай под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом. Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь. Таким же образом святой ещё дважды облагодетельствовал семью, чтобы дочери обрели семейное счастье, а их доведённый до отчаяния отец избежал греха.

В древности в день памяти святителя родители дарили подарки своим детям, а при храмах им раздавали сладости. Поэтому святой послужил прототипом такого рождественского персонажа, как Санта Клаус, который в Рождественскую ночь привозит подарки детям на оленьей упряжке.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости, примерно в середине IV века. В 1087 году его мощи были перевезены из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где почивают и сегодня в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

Священномученик Фаддей Тверской (Успенский)

Будущий святитель (Иван Успенский), прославленный в сонме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье многодетного священника.

В 1892 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию, во время обучения в которой решил стать иноком и был рукоположен во иеромонаха.

По окончании духовной академии иеромонах Фаддей занимался научными трудами, преподавал в нескольких семинариях и много внимания уделял внутреннему личностному развитию своих воспитанников, пока в 1908 году не был рукоположен во епископа.

Архиепископ Фаддей (Усенский) много лет занимался педагогической деятельностью. В своих педагогических трудах он разъяснял смысл и способы духовно-нравственного воспитания и образования. В его работах по образованию публикуется его главный итоговый труд по педагогике и воспитанию.

Ко всему прочему, он написал и такой замечательный труд, как «Записки по дидактике», где, опираясь на святоотеческую традицию, говорит о необходимости развития в ребёнке не только и не столько ума, но даже более того — нравственности и воли, потому что ум без них может быть обращён во зло.

Святитель отмечает, что образование без воспитания невозможно, и воспитание личности, продолжающееся всю жизнь, должно в школе не прекращаться, а только усиливаться.

В 1917 году святитель был впервые арестован большевиками и с этого времени периодически оказывался в различных тюрьмах и ссылках. В 1923 году владыка возглавил Астраханскую кафедру, где много трудов положил для преодоления обновленческого раскола.

В марте 1928 года архиепископ Фаддей был, после очередного ареста, назначен на Тверскую кафедру, где и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.

В декабре 1937 года владыка Фаддей был казнен большевиками. Ходили слухи, что его утопили в яме с нечистотами. После смерти владыки верующие тайно вскрыли могилу и перезахоронили мощи святого, которые вновь были обнаружены только в 1993 году. Сегодня они находятся в тверском Вознесенском соборе.

Священноисповедник Николай Лебедев

Свя­щен­но­исповедник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1869 году в селе Бережаи Тверской губернии в семье небогатого пономаря Василия Лебедева.

За казённый счёт он окончил курс Тверской духовной семинарии с отличием и поступил псаломщиком в храм в селе, где служил когда-то его отец. Здесь он пробыл полгода и в 1894 году был рукоположен в сан священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Власьево, расположенном в нескольких верстах от Твери.

Сразу же после начала служения в Казанском храме отец Николай стал воспитывать своих прихожан в духе православной веры и старался искоренить их пороки. Он стал организатором и основателем в Твери Власьевского Казанского Общества трезвости, устроителем работных домов, наподобие тех, которые основал святой праведный Иоанн Кронштадский, редактором и издателем журнала «К Свету» (1909-1917).

Деятельный священник был особенно внимателен к судьбе детей и организовал детский приют, чтобы помочь малышам из бедных семей. Приют открыли осенью 1907 года в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Около 40 малышей занимались при нём изучением школьной программы и рукоделием: мальчики плели корзины, а девочки шили рубашки и платья для детей приюта. Приучались дети и к сельхозяйственным работам.

В подведомственных ему населённых пунктах отец Николай добился закрытия всех кабаков и с помощью местных жителей открыл в них две школы и несколько чайных с читальнями, литературными чтениями и «туманными картинами».

Арестам священноисповедник начал подвергаться буквально с первых лет советской власти: в 1918 и 1921 годах, но на непродолжительное время. В 1929 году он был арестован вновь и приговорён к трём годам лагерей (Соловецкий лагерь особого назначения), а затем ссылке в Коми.

После окончания срока в тюрьме батюшку не освободили, и он умер в ссылке в селе Корчемья Усть-Куломского района Коми «от болей в желудке». Погребли его здесь же в неизвестной могиле.

Священноисповедник Николай Васильевич Лебедев (не путать со священномучеником Николаем Андреевичем Лебедевым) причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова)

Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня добровольно и искренне перешла в православие. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Великая княгиня старалась разделять обязанности супруга-градоправителя и посещала храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, где старалась благотворить и оказать помощь, а в годы русско-японской войны помогала фронту и раненым русским воинам.

5 февраля 1905 года её супруг был убит бомбой террориста, и Елисавета Феодоровна, оплакав супруга, решила создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.

Она купила участок земли с четырьмя домами и обширным садом, где устроила два храма и обитель милосердия с больницей, аптекой, детским приютом и школой, названную в честь святых сестер Марфы и Марии. Вне стен обители был также устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

Лекарства при обители для неимущих отпускались бесплатно. Девочек из приюта обучали школьным предметам, домоводству и разным видам рукоделия, показывали, как оказывать простую медицинскую помощь и воспитывали в духе христианского благочестия.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. Сестры милосердия, по примеру инокинь, дали обет вести целомудренную жизнь в труде и молитве. Елисавета Феодоровна стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители.

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты, в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного.

Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность».

С начала Первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

После прихода к власти большевиков великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали. В Светлый вторник 1918 года. Её и сестёр Варвару Яковлеву и Екатерину Янышеву привезли в уральский город Алапаевск, куда также доставили и нескольких других представителей рода Романовых с их спутниками.

В ночь 5 июля 1918 года на заброшенном руднике близ деревни Синячихи всех алапаевских узников сбросили в шахту, где они и приняли мученическую кончину.

В 1920 году мощи мучеников, отбитые ранее Белой армией, были доставлены в Иерусалим. В настоящее время они почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)

Потомок другого святителя Иоанна (Максимовича) — Иоанна Тобольского, будущий святитель Русской Православной Церкви Заграницей родился 17 июня 1896 года в се­ле Ада­мов­ка Харь­ков­ской гу­бер­нии и был наречён Михаилом.

С дет­ства он от­ли­чал­ся глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­стью, по но­чам по­дол­гу сто­ял на мо­лит­ве, усерд­но со­би­рал ико­ны и цер­ков­ные кни­ги. Очень лю­бил чи­тать жи­тия свя­тых. Пра­вед­ная жизнь ре­бен­ка про­из­ве­ла столь глу­бо­кое впе­чат­ле­ние на его фран­цуз­скую гу­вер­нант­ку-ка­то­лич­ку, что она при­ня­ла пра­во­сла­вие.

В го­ди­ну го­не­ний Ми­ха­ил ока­зал­ся в Бел­гра­де, где по­сту­пил на бо­го­слов­ский фа­куль­тет университета. В 1926 году Михаил был пострижен в монахи с именем Иоанн и рукоположен во священники мит­ро­по­ли­том Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким).

Иеромонах Иоанн по­сто­ян­но мо­лил­ся, стро­го по­стил­ся, каж­дый день слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и при­ча­щал­ся и так по­гру­жал­ся в тек­сты мо­литв, как буд­то про­сто бе­се­до­вал с Гос­по­дом, Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей, Ан­ге­ла­ми и свя­ты­ми, ко­то­рые пред­сто­я­ли его ду­хов­ным очам. Еван­гель­ские со­бы­тия бы­ли из­вест­ны ему так, как буд­то они про­ис­хо­ди­ли на его гла­зах.

В 1934 году иеро­мо­нах Иоанн был воз­ве­ден в сан епи­ско­па, по­сле че­го от­был в Шан­хай. Мо­ло­дой вла­ды­ка лю­бил по­се­щать боль­ных и де­лал это еже­днев­но, при­ни­мая ис­по­ведь и при­об­щая их Свя­тых Тайн. Из­вест­ны мно­го­чис­лен­ные слу­чаи ис­це­ле­ния без­на­деж­но боль­ных по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Иоан­на.

В Шанхае святой обнаружил на улицах города огромное количество бездомных сирот. Для таких детей святитель Иоанн создал сиротский приют, куда нередко сам собирал больных и голодающих детей и брошенных в мусорные баки младенцев с улиц шанхайских трущоб.

Приют просуществовал с 1935 по 1951 год, когда святитель перебрался со всей своей паствой (и с оставшимися приютскими детьми) в Америку. За все время существования приюта его воспитанниками были более 3 500 сирот из русских и китайцев.

Во время японской оккупации Китая в приюте часто не было продуктов. Тогда святитель молился, и вскоре приезжали неизвестные люди и привозили необходимое. Благодарные сироты сшили для владыки конусообразную митру и, как могли, украсили её бисером. Святитель более всего любил совершать богослужение именно в этом незамысловатом изделии детских рук.

В 1951 году владыка, как и многие русские эмигранты, был вынужден уехать из Китая в США, спасаясь от большевиков. Рус­ские лю­ди, в рас­се­я­нии су­щие, име­ли в ли­це вла­ды­ки креп­ко­го хо­да­тая пред Гос­по­дом. Окорм­ляя свою паст­ву, свя­ти­тель Иоанн де­лал и невоз­мож­ное. Он сам ез­дил в Ва­шинг­тон, чтобы до­го­во­рить­ся о пе­ре­се­ле­нии обез­до­лен­ных рус­ских лю­дей в Аме­ри­ку.

В 1951 году ар­хи­епи­скоп Иоанн был на­зна­чен пра­вя­щим ар­хи­ере­ем За­пад­но­ев­ро­пей­ско­го эк­зар­ха­та Рус­ской За­ру­беж­ной Церк­ви и много трудов положил для распространения православия в США.

Вла­ды­ку зна­ли и вы­со­ко чти­ли во всем ми­ре. В Па­ри­же дис­пет­чер же­лез­но­до­рож­ной стан­ции за­дер­жи­вал от­прав­ле­ние по­ез­да до при­бы­тия «рус­ско­го ар­хи­епи­ско­па». Во всех ев­ро­пей­ских боль­ни­цах зна­ли об этом епи­ско­пе, ко­то­рый мог мо­лить­ся за уми­ра­ю­ще­го всю ночь. Его зва­ли к од­ру тя­же­ло­боль­но­го – будь он ка­то­лик, про­те­стант, пра­во­слав­ный или кто дру­гой – по­то­му что, ко­гда он мо­лил­ся, Бог был ми­ло­стив.

Де­ти, несмот­ря на обыч­ную стро­гость вла­ды­ки, бы­ли ему аб­со­лют­но пре­да­ны. Су­ще­ству­ет мно­го тро­га­тель­ных ис­то­рий о том, как бла­жен­ный непо­сти­жи­мым об­ра­зом знал, где мо­жет быть боль­ной ре­бе­нок, и в лю­бое вре­мя дня и но­чи при­хо­дил уте­шить его и ис­це­лить. По­лу­чая от­кро­ве­ния от Бо­га, он мно­гих спа­сал от на­дви­га­ю­щей­ся бе­ды, а ино­гда яв­лял­ся к тем, ко­му был осо­бен­но необ­хо­дим, хо­тя физи­че­ски та­кое пе­ре­ме­ще­ние ка­за­лось невоз­мож­ным.

Бла­жен­ный вла­ды­ка по­ми­нал на бо­го­слу­же­ни­ях Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха на­ря­ду с пер­во­и­е­рар­хом Си­но­да Рус­ской За­ру­беж­ной Церк­ви.

Вла­ды­ка отошёл ко Господу 2 июля 1966 года в день па­мя­ти апо­сто­ла Иуды, во вре­мя ар­хи­пас­тыр­ско­го по­се­ще­ния Си­эт­ла в воз­расте 71 го­да. Вско­ре в усы­паль­ни­це вла­ды­ки также ста­ли про­ис­хо­дить чу­де­са ис­це­ле­ний.

В заключение хочется отметить, что не существует «святых-профессионалов» в какой-либо области, и молиться за детей вы можете как ангелу-хранителю вашего малыша, святому в честь которого он наречён в Крещении, или Пресвятой Богородице, так и любому другому святому, ангелу, Архангелу или Самому Господу. Если Ваша молитва горяча и искренна — она будет услышана Богом.

Однако молясь святым покровителям детей, вы будете вспоминать их житие и, помимо молитвенной помощи, сможете через это получить для себя и нравственное наставление, которое поможет вам со вниманием, любовью и заботой отнестись к своим чадам.

Андрей Сегеда