Что мы делаем, когда с кем-то поблизости происходит беда? Хотелось бы надеяться, что – следуем примеру, поданному Самим Христом, и приходим на помощь. Не только радуемся с радующимися (хотя это тоже тема для отдельного разговора), но и плачем с плачущими. Подобно доброму самарянину, делаем все возможное для спасения ближнего. Помимо помощи «телесной» — и сострадаем душевно, утешаем, помогаем вернуть обесчещенному доброе имя или хотя бы стараемся удержать от отчаяния.

Однако на самом деле нередко, увы, протаскиваем мы с собой в ограду Церкви своих непогребенных мертвецов. И, случись беда с ближним, мыслим по образу и подобию язычников: раз с ним это случилось – значит, он сам виноват. Значит, чего-то натворил. А я правильный, я не такой, со мной никогда не случится ни бесчестья, ни тяжелой болезни, ни «сумы и тюрьмы», — не таков я, как те мытари. «Дыма без огня не бывает» и прочие, нередко очень грязные, поговорки слетают с наших уст, лишь бы успокоить свой животный страх: нет, такое происходит только с плохими, а я хороший. Будто не для нас сказал Господь о болящем: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Будто не мы читали о сляченной восемнадцать лет женщине, о которой Господь прямо сказал: «сатана связал» (Лк.13:16). Будто не к нам обращены грозные слова о башне Силоамской и о пролитой Пилатом крови: «…. Но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1-5).

И особенно страшно, когда эти самые слова «сама виновата» изрекают по поводу обесчещенных девушек и женщин. Часто жертвы насилия – совсем еще дети. И они, вне зависимости от возраста, слышат от общества те же слова. Жертва насилия морально раздавлена, находится в страхе и потому является самой удобной мишенью для тех, кто так любит кого-то обвинить, чтоб потешить собственное самолюбие: вот, я – судия…  Ставя себя на место Судии, такой «обвинитель» не просто обнаруживает свои жестокие наклонности и становится, по сути, соучастником насильника, но и прямо нарушает первую заповедь, в которой сказано, Кто есть Бог наш. Потому что право суда принадлежит только Господу – ибо  Он за нас распялся. Жалкую картину являет собой досужий обвинитель растерзанного ребенка – ребенка, который «виноват» уж тем, что не может дать ему отпор.

Меня как-то спросили: а есть ли святые покровители у жертв насилия? Те, что пострадали сами или хотя бы приходили утешить пострадавших?

Вопрос был сложным. Так как обычно пострадавшая девушка уже осведомлена о житии, например, Проскудии, Виринеи и Домнины, которые, дабы избежать насилия, утопились в реке. Рассказывают это жертве обычно с назидательной целью: вот, и ты должна была сделать что угодно, лишь бы этого не произошло. Осознают ли рассказчики, что судят человека за то, что он не совершил самоубийства?

«Сама виновата, была бы не виновата – не напал бы», — эту феноменальную глупость точно уж слышала наша девушка. Что ж, тогда обвинители говорят это и в лицо святой Фомаис (Фомаиде) Египетской, которая жила в честном браке тихой и мирной жизнью, пока на ее свекра внезапно не нашло беснование. Он попытался обесчестить молодую женщину, угрожая оружием, но та не поддалась на угрозы – и безумец рассек ее пополам. В тот же момент бес оставил его, в дом вбежал несчастный молодой муж, уходивший на ловлю рыбы, и прочие люди, но было поздно…

Святая Двинвен

Святая Двинвен

А вот история древней святой Двинвен (Dwynwen), которую валлийцы считают покровительницей влюбленных. Как и житие русских святых Петра и Февронии, ее житие в народе породило множество сказочных версий, и если слушать традиционные для ее праздника сказки, то получается очень запутанная история. Есть девушка, богатая наследница, влюбленная в бедного юношу. Есть  отец, который хочет выдать ее за нелюбимого. Почему-то вдруг она просит Бога помочь забыть возлюбленного, почему-то ангел превращает юношу «в ледяную глыбу», и она просит превратить его обратно – а сама удаляется в монастырь. Вот вам и покровительница влюбленных.

Свет начинает брезжить, когда обнаруживается наиболее правдоподобное из всех преданий о уэльсской преподобной. Девица, опечаленная вестью от отца о грядущем браке с нелюбимым, поспешила при очередной  встрече сообщить возлюбленному о беде. Непонятно, испугался ли горе-жених потерять богатую невесту или просто разозлился на судьбу, вот только он бросился на Двинвен. С очень гадкими намерениями. Двинвен вырвалась и побежала прочь, умоляя Господа спасти ее. Господь отозвался на ее мольбу, и  юношу парализовало. Испуганная  Двинвен просила Господа простить его и дать  возможность покаяния. Однако тут же и благодарила Его за избавление от бесчестия и высказала вслух желание, чтобы пропали в ее сердце остатки чувств к недостойному избраннику — дабы впредь думать только о Боге и служить только Ему.

Юноша исцелился и остался сидеть на месте —  обдумывать свое поведение. А бесстрашная Двинвен удалилась из этих мест. Подальше и от него, и от отца, и от неизвестного суженого , и от всех, кто хотел бы распоряжаться ею как вещью. К своей свободе в бесконечно любимом Христе. Как и хотела — посвятила себя служению церкви и основала женский монастырь Лландвин на маленьком острове Инис Лландвин. Преподобную Двинвен чтили настолько, что даже угрей в колодце близ обители считали священными. И молодые молились ей о том, чтобы встретить и сберечь настоящую, чистую любовь, не омраченную никакой страстью – ни корыстной, ни блудной, ни завистливой.

— Ну да! – скажут наши обвинители.  – Вот, Господь дал одной мученическую смерть, а другую чудом избавил от насилия! А есть ли святые, которые пострадали сами?

Есть.

Святая Тенея

Святая Тенея

… В древние времена у знатного человека, правителя своей области, была дочь, юная и очень доверчивая. Один человек, по легенде сын соседнего правителя, смог обманом пробраться в покои девушки и подверг ее насилию. Бедняжка  не понимала, что происходит… Узнав о случившемся, отец велел вывести девочку из замка и бросить со скалы. Сделал ли он что настоящему виновнику произошедшего — неизвестно. История, видимо, оставила мертвым погребать мертвецов, сохранила лишь имена живых.

Но Господь не дал погибнуть любящей Его чистой девочке. Он чудом сохранил ей жизнь. Точнее — две жизни: она была беременна.

Выбравшись на берег, сильная и мужественная девочка нашла лодку и смогла сплавиться дальше по течению. Высадилась она в шотландском Калроссе. Во образ святого Иосифа, хранившего ожидающую Богомладенца Пречистую, её встретил, принял и сохранил прославленный христианский проповедник этого края святой — Серф. У юной матери родился мальчик, которого при рождении назвали именем Кентигерн.

Но в историю он вошел с другим именем, скорее — с ласковым домашним прозвищем. Наставник неизменно обращался к названному сыну «мой дорогой». Это звучало как «Мунго»…

Да, мальчик вырос и стал тем самым прославленным святым Мунго, одним из величайших христианских просветителей шотландской земли. А его мама — это Saint Thaney. В наших источниках её называют святая Тенева или Тенея. Растерзанная и дважды преданная девочка-подросток, явившая чудеса стойкости, в том числе в вере, — ныне славится как покровительница города Глазго. А в Эдинбурге — как подсказывает мне вездесущий интернет — в честь нее назван русский приход.

Матушка Ольга

Есть и еще одна дорогая моему сердцу  праведница, чья канонизация еще только готовится, и о ее жизни нам тоже полезно знать. В акафисте, составленном ее почитателями, она зовется «северным сиянием веры». Это матушка Ольга с Аляски, по национальности эскимоска-юпик, жена православного священника. Для всех она была всем: молилась за все селение и всех, кого знала, шила и вязала бедным одежду, стирала и убирала в домах больных, где-то заменяла и врача: Ольга была акушеркой и могла оказать помощь не только в родах. Помогая в женском здоровье, она нередко сталкивалась с последствиями насилия. Видела, как подавлена женщина, в каком она отчаянии. Тогда Ольга звала ее с собой…в баню. Подальше от любопытных глаз и ушей, туда, где не скрыть ни шрамы на теле, ни тяготу души наедине с доброй и опытной старшей подругой. Ольга лечила раны и недуги, лечила и души несчастных – утешением, советом, поддержкой, а после – своей горячей молитвой. Некоторые даже считали, что она сама пережила насилие – так сострадательно она относилась к своим подопечным.

Известно посмертное явление Ольги одной девушке. Девушка пострадала от насилия в детстве и всю жизнь несла в себе этот груз боли и ужаса. Однако ее надеждой был Христос, и она неотступно молилась Ему. Явившись ей во сне, святая Ольга помогла ей освободиться от душевной тяготы, дала утешение словами о Господе, Который понес на Себе всю нашу боль.

«Господь может создать красоту там, где было опустошение», — эти слова, прозвучавшие из уст матушки Ольги, теперь известны всем, кто знает о жизни и подвигах «целительницы поруганных и сломленных».

Дай Бог и каждому из нас верно служить Господу, творящему эту красоту. И никогда не встать на сторону тех, кто, напротив, обвинениями, домыслами и жестокостью старается сломить красоту и ввергнуть ее в опустошение.