Во французском городе Бордо завершился кинофестиваль «Вечера российского кино». Православие и вера стали одними из важных тем этого форума. В частности, были показаны фильмы Владимира Базынкова «Параллель веков». Это философское рассуждение о вере, о людях, о том, что каждый человек может измениться, если имеет стремление стать лучше. Еще приезжала актриса и режиссер Ксения Баскакова. Она недавно сняла свой первый полнометражный фильм «Птица», который тоже был представлен на кинофестивале. Главную роль в этом фильме сыграл Иван Охлобыстин. Это очень трогательный фильм о торжестве жизни над смертью. Также французскому зрителю был представлен фильм Аркадия Мамонтова «Святые доски».

Одним из самых интересных мероприятий был показ документального фильма режиссера Алены Фоломьевой «Святыни Кремля», который состоялся в воскресенье 3 декабря. Жанр документального кино в последние годы недооценивается ни работниками творческих профессий, ни зрительской аудиторией, которую уже много лет усиленно приучают к развлекательному жанру. Тем ценнее и удивительнее интерес французской публики к подлинной русской истории и архитектуре.

Режиссер фильма сама приехала во Францию представлять свой фильм. После Бордо он будет также продемонстрирован в Париже, на очереди Лондон, Мадрид, Израиль, Китай и Германия. Изначально фильм задумывался как десятисерийный проект. Продолжительность каждой серии по плану авторов должна была составить 26 минут. Однако после окончания съемок создатели решили сделать и полную версию фильма, хронометраж которого 86 минут. Фильм уже переведен на английский, французский и итальянский языки, в планах – перевести его на испанский и китайский.

В настоящее время создается образовательный проект под названием «Российская электронная школа». Фильм «Святыни Кремля» уже считается рекомендуемым материалом для школьного образования и является составной частью проекта. Любой преподаватель, студент или школьник сможет теперь просмотреть фильм или взять часть видеоматериала для использования его в рамках своих учебных и исследовательских работ, например, на уроках истории или москвоведения.

Зрители фильма Святыни Кремля

Фильм «Святыни Кремля» до Франции уже был показан в Италии в ноябре. Показ был организован совместно с компанией «Россотрудничество». Его перевод на французский язык осуществлен силами местного лингвистического института IJBA. По словам режиссера, целью показов фильма в Европе было не только объединить наших соотечественников, освежить в памяти информацию, которую они когда-то проходили в школе, рассказать им новые подробности, сообщить интересные детали исторического прошлого России, но и вызвать интерес европейцев к России. «Кремль – такое место, которое хранит в себе очень много истории, и не каждый уголок Кремля доступен любому человеку, даже если этот человек решит посетить Кремль с экскурсией», — говорит Алена Фоломьева.

Алена Фоломьева

Опыт демонстрации фильма в Италии показал, что интерес публики к русской истории огромный. Для итальянцев было интересно узнать, что их соотечественники много лет назад принимали участие в проектировании и строительстве Московского Кремля. «Мы рассчитывали на то, что больше всего зрителей будут студентами, которым знание русской истории и архитектуры нужно для постижения учебных программ. Но нас удивило то, что к фильму проявил интерес взрослый зритель. Это очень приятно — видеть на показе пожилых людей, пришедших вместе с внуками. Они сидели до конца, никто не уходил. После просмотра задавали вопросы и фотографировались с авторами фильма. Профессор из итальянского архитектурного института попросил организовать мероприятие в их учебном заведении, попросил у нас записи всех десяти серий. Один из самых популярных вопросов — каким будет следующий проект, и когда мы еще приедем», — рассказала режиссер корреспонденту REGNUM перед показом в Бордо.

«Где же та пресловутая агрессивная российская пропаганда, о которой трезвонят западные СМИ, где же государственные программы и бешеные деньги, которые якобы тратит Кремль на пропаганду себя?»

Было заметно, что Алена Фоломьева волнуется, потому что история взаимоотношений России и Франции очень сложна. И в фильме это получило свое отражение. Ей хотелось бы не только популяризировать русскую историю, но и объединять людей. На вопрос об участии в этом проекте Министерства культуры РФ режиссер ответила отрицательно — проект финансирует частный спонсор. На мой взгляд, это, по меньшей мере, странно. Кто как не министерство культуры России должно быть заинтересовано в популяризации российской культуры за рубежом? Кто как не министерство культуры должно давать деньги на документальный фильм о святынях Кремля? И где же та пресловутая агрессивная российская пропаганда, о которой трезвонят западные СМИ, где же государственные программы и бешеные деньги, которые якобы тратит Кремль на пропаганду себя?

«Мы с продюсером фильма Ольгой Пиленковой много делаем для того, чтобы этот фильм увидели и в мире, и в России. В России он уже был показан на шести каналах. Мы хотим вывести документальное кино на новый уровень, привлечь к этому жанру внимание, ведь очень много историй, очень много тем, которые нужно снимать. Документальное кино, как правило, некоммерческое. Продать куда-то его невозможно. Невозможно устроить большие показы в кинотеатрах. Можно только самому договариваться или с какой-то организацией, с каким-то фестивалем и ездить», — сказала Алена.

Величие и сила – вот слова, которые приходят в голову с первых же кадров фильма «Святыни Кремля». Такого большого фильма о Кремле, пожалуй, еще не было. В картине приняли участие очень серьезные эксперты, такие как советник директора ФСО Сергей Девятов и митрополит Рязанский и Михайловский Марк, который рассказал, что Москва строилась по образу Небесного Иерусалима на основе библейских текстов. Эта концепция соблюдалась и в устроении Красной площади – храме под открытым небом. Нынешняя форма зубцов у кремлевской стены в виде ласточкиного хвоста появилась благодаря противостоянию с Папой Римским. До революции Кремль «был местом открытым» — любой желающий мог его посетить, помолиться в его соборах, а после 1917 года всё изменилось, и многие объекты были утрачены.

Создатели фильма при помощи трехмерной модели наглядно продемонстрировали зрителям, как выглядели разрушенные Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец и памятник Александру II, на месте которого большевики решили возвести монумент Льву Толстому. Редчайшие съемки в «Царицыной палате», являвшейся в XVII веке представительским залом русских цариц династии Романовых, восхищают еще и потому, что этот объект Кремля недоступен обычному посетителю. Съемки с Тайницкой башни, с которой начиналось строительство Кремля в XV веке, съемки в цокольной части снесенного 14 корпуса Кремля, где сегодня развернулись масштабные археологические работы, и съемки механизма курантов Спасской башни, первые с 2003 года, когда был установлен новый музыкальный барабан с гимном России, делают зрителя участником уникальной экскурсии по Кремлю. Также в фильме использованы первые съемки после реставрации в залах Большого Кремлевского и Теремного дворцов, в том числе в малодоступной фасадной части последнего.

Гости и организаторы показа

На протяжении столетий в Чудовом и Вознесенском монастырях творилась история. Именно из Чудова сбежал монах-расстрига Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий, здесь крестили Петра Первого и основали Славяно-греко-латинскую академию. Во время показа фильма в Бордо возник один неловкий момент, когда речь зашла о взятии Москвы армией Наполеона. Упоминание того факта, что французские солдаты использовали для топки печей архивы Вознесенского монастыря, вызвало на лицах французских зрителей смущенные улыбки. Однако смущение сменилось сожалением в момент показа черно-белых фотографий, сделанных во время уничтожения монастыря при советской власти. Что поделаешь, в русской истории достаточно фактов, когда то, что не удалось разрушить врагу, безжалостно уничтожалось своими руками.

Обнадеживает лишь то обстоятельство, что мы все-таки умеем признавать свои ошибки, браться за ум и в конце концов восстанавливать разрушенное. В организации показа этого фильма активное участие принял приход Свято-Серафимовского храма МП РПЦ, который находится в пригороде Бордо.