1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (19 оценок, среднее: 4,95 из 5)
Загрузка...

Андрей Сегеда: Церковная записка – такая простая и… непонятная?


Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.


Просмотров публикации 39 113

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: “Чем отличается молебен от сорокоуста?” выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: “беременная”, “воин”, “учащийся”, “иеромонах”, да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:19-20).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые “простые записки”, будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии – особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом – “копием” вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников – каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых” и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут “заказными”, то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того “о здравии” эта записка или “об упокоении”, её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях (“…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…” и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви – то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? – Николая, Елены, Павла,..) и полностью (Николая, а не “Коли”, Петра, а не “Пети”). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: “митр.” – митрополита, “еп.” – епископа, “иером.” – иеромонаха, “диак.” – диакона, “мон.” – монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения – “в.” перед именем воина в силу тяжести его служения, “мл.” – перед именем младенца из-за его нежного возраста и “бол.” – перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде “уч.”, “плодон.”, “бер.”, “отр.” и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть – священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида – о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида – об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью “молебен”), на панихиде – заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью “панихида”).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые “сорокоусты”. Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения – их можно подать на 40 дней (отсюда и название “сорокоуст”), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать “вечное поминовение” или чтение “Неусыпаемой Псалтири”. Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка – это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения – хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему – насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как “рекомендуемая форма пожертвования”.

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто – нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья!  Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)73