1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...

“В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…”, – о Введении во храм Пресвятой Богородицы


Матерь Божия  – важнейший человек в мировой истории. Само Её рождение явилось даром не только Её благочестивым родителям, но и […]


Просмотров публикации 4 052

Матерь Божия  – важнейший человек в мировой истории. Само Её рождение явилось даром не только Её благочестивым родителям, но и всему человечеству, так как именно Ей было суждено принести в мир спасение от греха и смерти через рождение обещанного Богом Спасителя – Иисуса Христа.

Сегодня мы с вами вспомним события посвящения Богу Девы Марии, отражённые в Священном Предании Церкви, немного узнаем об истории становления праздника и подумаем, почему в церковном календаре он оказался в начале Рождественского поста.

Священное Предание

Церковное Предание не признаёт всех апокрифических рассказов, но некоторые из них, не противоречащие четырём каноническим Евангелия, признаёт верными. Именно так обстоит дело с изложенными в “Протоевангелии Иакова” и “Евангелии псевдо-Матфея” сведениями о рождении и детстве Пресвятой Богородицы.

Во времена, предшествовавшие рождению Спасителя, каждая еврейская семья стремилась иметь возможно большее количество детей или хотя бы одного ребёнка, так как надеялась, что именно из их рода произойдёт обещанный Богом Мессия. Не иметь детей считалось позором или проклятием, которое Бог мог послать лишь людям неблагочестивым.

В это время в Святой Земле жили супруги Иоаким и Анна. Несмотря на свою глубокую веру в Бога и праведную жизнь, они дожили до преклонного возраста, но произвести на свет потомство у них никак не получалось. Дошло до того, что однажды священник в храме не принял у них ежегодную жертву, указав на неё, как на неугодную Господу.

Тогда праведные супруги особенно горячо стали молить Бога о даровании им ребёнка, и дали обет, что посвятят своё чадо Господу, когда ему исполнится 3 года. Через некоторое время после этого святая Анна поняла, что беременна. На свет появилась девочка, ставшая утешением для престарелых родителей, которую они назвали Марией.

Святые праотцы до 3 лет воспитывали малышку, а когда пришло время, отвели её в Иерусалимский храм, чтобы исполнить данный Богу обет.

На ступенях храма девочку встречал первосвященник (вероятнее всего Захария – отец пророка Иоанна Крестителя) со священниками, девы-воспитанницы храма с зажжёнными светильниками в руках и родственники благочестивых родителей Иоакима и Анны.

Маленькая Мария совсем не испугалась, не стала плакать о предстоящей разлуке с родителями, как это обычно делают дети, оборачиваться или пытаться вернуться. Она сама, без посторонней помощи, взбежала вверх по пятнадцати большим ступеням храма, выложенным по числу степенных псалмов, которые пелись священниками на входе в храм. Это удивило всех присутствующих.

Первосвященник взял маленькую деву за руку, чтобы отвести в находящиеся при храме залы, где жили дети, которых родители посвятили Господу. Однако, по внушению свыше, вначале он ввёл её во Святая Святых – самое сокровенное помещение в Иерусалимском храме, где хранились главные святыни израильского народа и куда в обычных обстоятельствах сам он входил с жертвенной кровью лишь единожды в год.

После этого удивительного события Мария прожила при храме двенадцать лет. Вместе с другими девами она слушала поучения священников, читала книги Священного Писания, много молилась и занималась традиционным женским рукоделием. Апокрифические писания также содержат сведения, что пищу ей ежедневно приносили ангелы.

Когда Деве Марии исполнилось 15 лет, ей по обычаю надлежало выйти замуж и уйти из храма, но Мария заявила священникам о своём желании сохранить девство и посвятить оставшуюся жизнь молитве и служению Богу. Тогда ей в мужья (по обычаю им нужно было обручиться), а на самом деле в хранители её обета, был выбран благочестивый старец Иосиф, которого мы знаем под именем святого Иосифа Обручника.

Согласно Преданию, в те дни праведному Иосифу было уже более 80 лет. Он был вдовцом и имел от своей покойной жены Саломии нескольких взрослых детей – сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, называемых в Евангелии братьями Господа, а также двух дочерей: Марию и Саломию. Иосиф жил в городе Назарете, был небогат и занимался плотницким ремеслом, хотя как и сама Пресвятая Дева происходил из рода святого царя Давида.

Священное Предание гласит, что и Дева Мария и праведный Иосиф удостоились от Бога чудесного откровения через архангела Гавриила о рождении Марией Спасителя от Духа Святого. Они со смирением и верой приняли эту весть и Иосиф воспитывал Иисуса Христа как сына, и до самой своей смерти хранил обет девства Пресвятой Богородицы.

Становление праздника и его особенности

Введение во храм Пресвятой Богородицы – это один из двенадцати важнейших христианских праздников (“Двунадесятых праздников”), стоящих всего на одну ступень ниже главного торжества Христианского мира – Светлого Воскресения Христова.

На великой вечерне читаются три паремии из Ветхого Завета, в которых упоминаются прообразы, указывавшие на будущее великое таинство рождения от Девы Марии Самого Бога и Его пришествия в мир.

На 9 песни канона вместо «Честнейшую Херувим» поются припев “Ангели вхождение Пречистый зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых” и ирмос “Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая”. Они же являются задостойником на Литургии.

“Введение” является праздником неподвижного круга и отмечается каждый год 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю). Празднование всегда выпадает на начало Рождественского (Филиппова) поста. Богослужение совершатся духовенством в голубом облачении. В этот день верующим благословляется вкушение рыбы.

Первые документальные свидетельства празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы – это некоторые месяцесловы VIII века, в которых он обозначен. Более широко торжество распространилось только в IX веке. Примерно к этому же времени относятся и первые проповеди, посвящённые этому событию Священной истории.

Стихиры для праздника были написаны митрополитом Георгием Никомидийским, а первые два канона – им же и архиепископом Кесарийским Василием Пагариотом. В число двунадесятых празднование “Введения во храм Пресвятой Богородицы” вошло только в XIV столетии.

На Западе праздник появился и распространился ещё позже благодаря традициям значительной греческой диаспоры, проживавшей на юге Аппенинского полуострова – к  IX веку относятся первые упоминания о нём, на XIV век приходится его широкое распространение и только в XV столетии он впервые был включён в общий календарь католической церкви, в котором считается малым и особой торжественностью не отличается.

Составители Православной энциклопедии высказывают предположение, что появление праздника может быть “связано с деятельностью имп. Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресв. Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей купели, напротив храма”.

Духовная польза праздника

Место празднованию Введения во храм Девы Марии не зря в церковном году отведено именно в начале Рождественского поста. Любой пост является интенсификацией усилий православного христианина по совершенствованию собственной души.

В пост мы вспоминаем о совершённых нами прегрешениях. Стараемся раскаяться в них в Таинстве Исповеди, пройти через Таинство Соборования и, очистив свою душу, достойно принять внутрь себя Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причащения.

В конце поста нас ожидает пришествие в мир давно ожидаемого нами Спасителя, родившегося, чтобы дать возможность исцеления собственной природы, оставления греха и воссоединения с Богом каждому из нас. И детство Божией Матери является для нас достойнейшим примером того, какправильно подготовить свою душу ко встрече с Господом.

В событиях посвящения Девы Марии Богу мы видим, сколь важно искреннее личное стремление души человека к чистоте и святости, внутренне горение и желание добродетели, сознательное избегание соблазнов мира, регулярный молитвенный труд.

Но также мы видим и чрезвычайную важность для духовных успехов дружественного окружения – наличия благочестивых родителей и наставников, которые могли бы передать нам свой опыт, оградить от ошибок, которые мучили бы нашу совесть, подать нам пример веры, трудолюбия и доброго отношения к людям.

От редакции журнала “Православие.фм” поздравляем всех православных верующих с Введением во храм Пресвятой Богородицы! Желаем каждому христианину Рождественским постом очистить свою душу и сердцем своим полюбить Господа так же, как это смогла сделать Божия Матерь!

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору0