1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В одиночку не выйдет: спасение в Церкви — спасение в ее общине


Вне Церкви нет спасения… Признавая эту святую истину, мы невольно задаемся вопросом: а каким образом православный человек может наследовать жизнь вечную? Как надо поступать и действовать, чтобы не формально, а реально быть членом Тела Христова?

Просмотров публикации 645

Жить единой семьей

Как-то в нашем киевском храме (находящемся на массиве Сырец) поминали новопреставленного Анатолия — пожилого человека, который умер после продолжительной и тяжелой болезни. Около 15 лет он был членом нашей дружной общины. Многие до сих пор помнят, как он старался что-то смастерить и оказать посильную помощь в тех или иных нуждах.

Разумеется, мы не могли проявить равнодушие, когда узнали о неожиданной смерти дедушки Толи. Пришли к нему домой и вместе с батюшкой совершили чин отпевания. После этого две прихожанки остались у смертного одра, чтобы ночью читать Псалтирь об усопшем. И хотя душа уже отошла в мир иной, но имя этого человека осталось в нашей памяти и поминальных записках. Наверное, такие поминания и являются той книгой жизни, благодаря которой обретается надежда на милость Божью.

Данный случай также является напоминанием о том, что наше спасение в одиночку невозможно. Мы спасаемся через ближних, в первую очередь, через родную общину. Другого пути у нас просто нет. И это понятно. Ведь спасение возможно только в Церкви, куда мы входим через конкретную общину, через ее конкретный храм, где совершается крещение Духом Святым. Таким образом, чтобы наследовать жизнь вечную, нужно посвятить себя христианской (православной) общине. Именно в общине мы становимся членами тела Христова: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13).

Жизнь в приходской общине — это жизнь единой семьи, о чем свидетельствуют такие обращения между нами, как «брат» и «сестра». Возможно, поэтому сегодня, как и во времена ранних христиан, слово «церковь» часто употребляется для обозначения отдельной общины, которая осознает себя в единстве со всей Христовой Церковью. Основанием нашей общинной жизни является заповедь Спасителя: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин1334-35).

Сам Господь собирает нас в общину для новой жизни (во Христе) и проявления деятельной любви друг ко другу, присутствует среди нас. Исходя из этого, становится ясно, что общинная жизнь не может проходить «в одиночку». Ведь все члены маленькой церкви призваны иметь единство во Святом Духе. Как показала вся 2000-летняя церковная история, самыми верными овцами Своего Пастыря были именно те христиане, которые были объединены в общины.

«В общении и преломлении хлеба»

Наша церковная жизнь осуществляется прежде всего через участие в Евхаристическом собрании. Этим служением мы уподобляемся ранним христианам, которые всегда собирались на «одно и то же» – «ἐπὶ τὸ αὐτό», т.е. на Евхаристию (греч. — «благодарение). Упомянутый термин «ἐπὶ τὸ αὐτό» заимствован из новозаветного текста (Деян. 2, 47): «Господь ежедневно прилагал спасаемых к одному и тому же (ἐπὶ τὸ αὐτό)».

В русском переводе вместо фразы «ἐπὶ τὸ αὐτό» используется слово «церковь». В результате указанный новозаветный стих в русской Библии звучит немного иначе: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Исходя из этого, само пребывание в церковной общине означает участие в ее евхаристическом собрании. Это участие раскрывает подлинную природу Церкви Божией как Тела Христова. Начиная с Пятидесятницы, христиане призваны жить Евхаристией. На этот момент указывает Новый Завет: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 242). Причащение всех членов общины всегда следовало из самого смысла совершаемого богослужения. Именно поэтому каждому приходу необходимо соделаться евхаристической общиной, объединенной вокруг Тела и Крови Христа и осознающей необходимость непрестанного приобщения Им.

Каждый раз во время Божественной Литургии, мы слышим то, что было сказано еще во время Тайной Вечери: «Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов» (Мф. 2626-28). Далее Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Здесь важно отметить, что Спаситель обращается к нам в повелительном наклонении: «примите», «ядите», «творите»…

Таинство Евхаристии — это величайшее чудо Божье, которое постоянно напоминает нам о Церкви как Теле Христовом. Совершителем Евхаристии является Сам Бог, Который невидимо присутствует в храме и действует через священнослужителя (предстоятеля). Для нас Евхаристия не просто символическое действие для воспоминания Тайной Вечери, но и сама Тайная Вечеря: она продолжается с той самой пасхальной ночи, когда Господь возлежал с учениками в сионской горнице.

«Ценность евхаристического собрания в том, что оно не некая сумма грешных людей, а Тело Христово»

Без Евхаристии невозможно наше спасение. На этот важный момент указывает нам Христос: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 65356). Поэтому для нас, православных, святая Евхаристия не плод отвлеченных размышлений, а вполне реальная возможность стать единым целым с Христом. Совместное причащение прихожан является свидетельством единства христиан. Ценность евхаристического собрания в том, что оно не некая «сумма» грешных людей, а Тело Христово.

Божественная литургия, по слову преп. Феодора Студита, является повторением Божьего домостроительства спасения. Здесь благодатно переживается всё: от Боговоплощения до Его Вознесения. Вспомним стихи перед причащением: «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря… Божественное Тело и обожает мя и питает…». Как замечательно пишет преподобный Иустин Попович: «Святая Евхаристия — это вершина Богочеловеческой реальности. Богочеловек Господь Иисус Христос стал видимой и бессмертной действительностью неба и земли… Самый убедительный свидетель этого есть Церковь, Богочеловеческое Тело Христа. Церковь — Тело Христово, Евхаристия — Тело Христово. Тождество в существе. Церковь в Евхаристии, Евхаристия в Церкви. Будучи Телом Христовым, Церковь есть соборное единство, а также единство соборности. Это касается и Евхаристии, как Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба«(1 Кор. 1017)».

Сердце — Богу, руку — человеку

Находясь в церковной общине, мы становимся народом святым, царственным священством, родом избранным (1 Пет. 29). Нашей миссией является исповедовать присутствие Христа и Его Царства в мире. Для нас, как и первых христиан, община — не только место общения с Богом, но и центр попечения о нуждающихся. Ведь Церковь — совокупность не только тех, кто призван быть с Господом, но и тех, которые призваны участвовать в том, что Он делает. То есть принадлежать к Божьему народу означает быть вовлеченным в Божественное действие. Это — определяющая особенность жизни во Христе.

С этой точки зрения, жизнь в приходе должна носить соборный характер, а не быть «индивидуальным» средством спасения. Отдельно взятая община призвана дать человеку то же, что и Церковь в целом – приобщение Христу. Опыты миссионерской работы свидетельствуют о том, что наиболее успешно воцерковление людей происходит в том храме, где выполняется целый ряд важных моментов: частое (еженедельное) причащение, общие и домашние молитвы друг за друга, беседы со священниками, совместные паломничества, материальная поддержка и социальная помощь нуждающимся, забота о тех прихожанах, которые не способны прийти в храм.

Любая деятельность общины направлена на общение не только с Господом, но и с людьми. Именно в приходе реализуется главный христианский принцип: сердце — Богу, руку — человеку. Только так происходит евангельское рождение свыше. Пребывая в общении со Христом, Который победил смерть, мы тоже надеемся на свое воскресение. Нигде, ни в каком другом месте это невозможно, поскольку падший человек пребывает в тесных связях с грешным миром. Только в церковной общине возможны личные отношения со Спасителем, и в этом общении реализуется личность человека. Поскольку община всегда связана с церковным служением, то ее членам сообщаются дары Духа Святого: «… каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Кор127-9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении со своим приходом, участвовать в молитвенной жизни, приступать к таинствам и прислушиваться к наставлениям своих пастырей. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности.

Силы для служения Богу и ближним дает нам вера в слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 1618).